Проект для детей младшего дошкольного возраста Маленькие пекари


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Слободской детский сад «Пряничный домик» общеразвивающего вида
«Маленькие пекари»
Номинация
«Народов дружная семья»
По доминирующей деятельности: 
Практико-ориентированный
По количеству участников: коллективныйХарактер контактов: 
среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Заявитель: 
дети разновозрастной группы «Бельчата»
Автор проекта: 
воспитатель Ефимова Марина Витальевна
С. Слобода
2016 год
Структура проекта.
I этап– организационный этап
Проблема: Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно растёт. В этническом составе нашего села преобладают русские, но проживают и татары, и украинцы, и казахи. За годы совместного проживания в селе сложились традиции взаимного уважения и дружеского общения, мира и согласия между народами. В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любовь к Родине, преданность ей. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным опытом деятельности, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
У детей дошкольного возраста активно формируется и закрепляется социальный способ поведения, который дошкольники осваивают по правилам, но порой знание правил не говорит о сформированности понимания такой нравственной нормы, как дружба народов. Отсутствие толерантной образовательной среды приводит к тому, что дети правила знают, но не выполняют. Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре. Знания о процессе выращивания хлеба, о культуре его изготовления и потребления у разных народов помогут детям освоить правила гостеприимства.
Актуальность:
Каждый народ гордится своей историей, культурой, обычаями и традициями, в них отражаются особенности быта народа, его привычки. У людей разных национальностей существуют одинаковые ценности, это-Родина, отец, мать и хлеб. Так сложилось, что хлеб является не только питательной выпечкой, но и частью культуры во многих странах, ни одно торжество, ежедневный прием пищи не обходится без хлеба. Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми, традиции хлебопечения берут начало в древности и передаются из поколения в поколение. Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, о традициях хлебопечения в нашей многонациональной стране, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый проект.
Цель: воспитание личности, способной в процессе сотрудничества и общих интересов строить взаимоотношения на основе понимания и уважения.
Задачи.
Социально-коммуникативное развитие. Формировать умение вступать в диалог с воспитателем и детьми. Слушать и понимать прочитанное или сказанное, рассказывая о своих впечатлениях от общения со взрослыми и детьми в процессе совместной деятельности, используя глаголы, которые помогают рассказать о действиях взрослых на кухне детского сада и на пекарне. Выражать словами свой интерес к увиденному и сделанному своими руками. Формировать навыки гостеприимства при угощении людей разных национальностей выпечкой. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Речевое развитие. Продолжать расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей на основе выполнения различных социальных ролей в игровой и практической деятельности.
Познавательное развитие. Обогатить представления детей о труде взрослых в процессе знакомства с выращиванием и изготовлением хлеба у казахов и русских. Формировать умения находить существенные отличия при сравнении зёрен разных культур (пшеница, фасоль, горох). Освоить способ приготовления теста для хлебобулочного изделия.
Художественно-эстетическое развитие. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира через передачу в продуктивной деятельности красоты пирогов и караваев. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения и желание петь и допевать песенки, подражая трудовым действиям взрослых.
Физическое развитие. Оптимизировать двигательную деятельность в процессе ароматерапии (вдыхая запахи свежего хлеба) и формировании умение соблюдать определенные правила поведения на экскурсии, правила ориентировки в пространстве. Развивать мелкую моторику в процессе изготовления теста для куличиков, баранок и печенья.
Ожидаемые результаты:
- Приобретение самостоятельного опыта общения с людьми разных профессий, в процессе формирования у детей гостеприимства и уважения.
- Освоение способов проведения исследований с зерном, мукой и водой и изготовление различных изделий из теста.
- Формирование представлений детей о традициях хлебопечения людей разных национальностей;
- Повышение интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба.
Вхождение в проект.
Народная мудрость гласит: «Как человек относится к хлебу, так он и относится к своей Родине» (русская пословица)
В свободном общении с детьми я завела разговор , что они кушают всегда утром, днем и вечером, при этом все пришли к единому мнению, что ни один прием пищи не обходится без хлеба. Тогда я спросила детей: «Откуда берется хлеб?» Дима ответил, что хлеб покупают в магазине, Соня сообщила, что ее мама выпекает хлеб в хлебопечке, а Захар сказал, что его мама печет очень вкусные лепешки. Дети возразили Захару, что лепешки –это вовсе не хлеб. Я пригласила детей отправиться вместе в увлекательное путешествие из которого мы узнаем о разнообразии хлебобулочных изделий, встретимся с героями сказок, которые помогут нам проследить путь колоска до нашего стола, и обязательно попробуем себя в роли людей, которые выращивают, выпекают для нас вкусный хлеб.
Девиз нашего проекта: Слава миру на земле, слава хлебу на столе!
Место проведения: детский сад, группа детского сада, лаборатория, магазин, пекарня.
Сроки проведения: 2 неделя октября 2016 года
Оборудование:
1.Презентации :«Откуда хлеб пришел», «Хлебушек душистый теплый, золотистый», мультфильмы: »Колосок» , «Берегите хлеб», «Чудо мельница», муляжи хлебобулочных изделий, различные виды хлебобулочных изделий, колоски пшеницы, рожь, горох, фасоль, мука, скалка, формочки для печенья, (продукты для замешивания теста), песок, стаканчики, тарелочки, тазик, ложки, лупа, колбы, пипетки, прищепки, книги и демонстрационный материал о хлебе, фартуки и колпаки для каждого ребенка.
2.Оснащение группы и оформление группы на тему: »От зернышка к караваю»
3. Фотоаппарат.
4. Компьютер, принтер.
5. Цветная бумага , альбомы, гуашь, палитра, клей, кисточки, салфетки, цветные карандаши, фломастеры, пластилин.
II этап– основной (практический).Организация и проведение разнообразных образовательных ситуаций:
Наша группа является разновозрастной, мы работаем по программе «Золотой ключик» отличительной особенностью программы является событийный принцип планирования. Традиционных занятий в группе нет, каждый день в группе происходит новое событие, ситуация , которые включают реализацию всех образовательных областей в течении всего дня.
Тема образовательной ситуации: «Хлеб - всему голова»
1.Сюжетно-ролевая игра «Семья»
2.Игровая ситуация «Научим поросенка обращаться с хлебом»
3.Дискуссия: «Как хлеб на стол пришел?»
4. Исследовательская деятельность:
Д\и « Где живут зернышки?»
Материал: колоски, подносы.
Ход опыта: Показать зернышки и спросить детей, знают ли они, где их домики. Разобрать колоски и отыскать в них зернышки.
Вывод: Зернышки живут внутри колоска.
Д\и «Разбери зерна»
Материал : тарелочки с зернами овса, пшеницы, гороха.
Ход опыта: Сообщаю, что зерна просыпались и перемешались, нужно рассортировать зернышки по тарелочкам. Дети проговаривают форму, цвет и размер зернышек. Вывод: Зерна имеют разный цвет, размер, форму
5.Слушание белорусской сказки «Легкий хлеб», чтение пословиц о хлебе.
6. Двигательная деятельность: «Зернышко»
7. Пальчик. игра «Я пеку, пеку, пеку» (Муз. сопровождение)
8. Продуктивная деятельность: «Пирожки» (лепка из соленого теста)
9. Совместная деятельность, обсуждение общих планов: «Алгоритм правил обращения с хлебом» (дети зачеркивают в представленном алгоритме картинки о недопустимом обращении с хлебом)
Тема образовательной ситуации: «Хлебушек душистый теплый, золотистый»
1.Сюжетно-ролевая игра «Булочная»
2. Обсуждение ситуация «Какой хлеб вкуснее?»
3. Показ презентации «Хлебушек душистый теплый, золотистый» (разнообразие хлебобулочных изделий)
4. Исследовательская деятельность:
Д\и «Узнай на вкус»
Материал: булочка, печенье, пряник, хлеб белый, хлеб черный, волшебный сундучок.
Ход опыта: В волшебном сундучке хлебобулочные изделия, дети угадывают на вкус. Вывод: У каждого хлебобулочного изделия свой вкус.
5. Дидактическая игра «Покажи и назови», «Сравни и расскажи».
6. Рассматривание альбома «Хлебные традиции народов разных стран»
7. Слушание и заучивание пословиц о хлебе, инсценировка сказки «Колобок» (настольный театр)
8. Продуктивная деятельность «Украшение пирога» (аппликация)
9. Двигательная деятельность: Хороводная игра «Каравай»
10. Совместная деятельность «Приглашение гостей на чай» (дети накрывают стол, в процессе выясняют, что у них недостаточное количество пирогов. Решают разнообразить угощения с помощью предметов заменителей, муляжей хлебобулочных изделий.)Тема образовательной ситуации: «Путешествие Колоска»
1.Сюжетно-ролевая игра «Уборка урожая»
2. Рассматривание иллюстраций о сельско - хозяйственной технике.
3. Просмотр мультфильма по мотивам украинской сказки «Колосок»
4. Исследовательская деятельность:
Д\и «Волшебные шарики»
Материал: шарики , горох, пшеница, овес.
Дети с помощью тактильных ощущений угадывают, что в шарике.
5. Словесная игра  с мячом «Назови профессию»
6. Дидактическая игра «Что сначала - что потом», «Усики для колоска» (Прищепки)
7. Продуктивная деятельность «Колосок» (рисование пальчиками)
8. Двигательная деятельность: П\и «Трактора»
9. Совместная деятельность: «Поможем убрать колоски с поля» (дети убирают, связывают колоски , отвозят их на мельницу)
Тема экскурсии: «Кто хлеб печет?»
1.Заучивание стихотворения В. Пальчинскайте «Хлеб»
2.Обсуждение ситуации «Что можно сделать из муки?»
3.Экскурсия на пекарню.
4.Наблюдение за технологическим процессом, изготовления хлеба (замес теста, формование, расстойка, выпечка, упаковка готовой продукции, погрузка, развоз по магазинам)
5. Исследовательская деятельность: Д\и «Свойства хлеба»
Дети вдыхают запах свежеиспеченного хлеба, пробуют на вкус хлеб, делятся впечатлениями об экскурсии.
6. Игровая деятельность Д\и «Кто больше назовет изделий из муки», «Что сначала, что потом»»
7. Двигательная деятельность: П\и «Что мы видели не скажем, а что делали покажем»
8. Продуктивная деятельность «Изделия из соленого теста» (по выбору детей)
9.Совместная деятельность «Угощаем хлебом сотрудников д/с» (дети угощают хлебом сотрудников детского сада и ребят из группы «Одуванчики»Тема образовательной ситуации: «Маленькие пекари»
1.Сюжетно- ролевая игра «Маленькие пекари»
2.Исследовательская деятельность
Д\и «Превращение зерна в муку»
Материал: Зерна, ступка, кофемолка.
Ход опыта: Предлагаю детям получить муку из зерен двумя способами 1способ: истолочь зерна в ступе.
2 способ: перемолоть в кофемолке.
Вывод: Мука получилась в обоих случаях, но с помощью кофемолки получилась быстрее и без остатков зерен.
Д\и «Свойства муки»
Материал : Мука, миска, вода, ложка.
Ход опыта:
Дети нюхают муку и делают вывод, что мука имеет свой запах.
Предлагаю взять щепотку муки и сказать, что почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.
Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
3.Игровая деятельность: Д\и «Назови ласково», «Отгадай загадку»
4. Двигательная деятельность: «Петушок пшеницу сжал»
5. Продуктивная деятельность «Лепешки» (изготовление лепешек из теста замешанного вместе с детьми)
6. Экскурсия на пищеблок детского сада.(дети относят лепешки для выпекания на пищеблоке)
7. Танец «Маленькие пекари»
8. Совместная деятельность «Угощаем родителей» (дети угощают родителей во второй половине дня лепешками)
Работа с родителями.
Обсуждение с родителями проекта «Маленькие пекари».
Сбор иллюстрационного материала о хлебе.
Выставка совместных с родителями рисунков разнообразной выпечки. Выставка домашних поделок «Чудеса из соленого теста».
Экскурсия с детьми в магазин за хлебом.
Экскурсия на пекарню.
Акции «Подари ребенку костюм пекаря».
Создание развивающей среды:
- создание уголка экспериментирования с зерном, мукой.
- д\ игры «Собери картинку», «Составь колосок из геометрических фигур»,
«Подбери картинку», «Составь целое из частей», «Разложи блинчики», «Из чего мы сделаны?», «Профессии», «Кому, что нужно», «Хлеб в картинках»,
«Пословицы и поговорки о хлебе»,
3. III этап Заключительный
В ходе проекта были созданы методические разработки образовательных ситуаций: «Хлеб всему голова», «Хлебушек душистый, теплый, золотистый», «Путешествие Колоска», «Кто хлеб печет?», «Маленькие пекари»
По мере реализации проекта дети выполняли различные роли в зависимости от вида деятельности и заданий
«Пекари» дети изготовляли хлебобулочные изделия . «Исследователи» дети участвовали в исследовательской деятельности с зернами , с мукой и водой, с тестом, с хлебобулочными изделиями.
«Гости» посещали хлебопекарню, выступая в роли гостей.
«Хозяева» принимали гостей в группе, участвуя в роли гостеприимных хозяев.
«Артисты» выступали в роли маленьких пекарей в танце.
«Художники» изображали колоски пшеницы, украшали пирог в продуктивной деятельности.
Организовано 2 выставки: «Чудеса из соленого теста», «Изделия из муки»
Создана подборка дидактических игр на формирование представлений детей о традициях хлебопечения людей разных национальностей: «Покажи и назови», «Сравни и расскажи», «Что сначала - что потом», «Усики для колоска» (Прищепки)
Сформировались умения бережного отношения к хлебу уважение к традициям культур разных народов.
В процессе реализации проекта следует отметить повышение активности участия родителей в организации продуктивной и исследовательской деятельности детей.
Список использованной литературы
1.Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
2.От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
3.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.
4. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.