Гражданско-патриотическое воспитание на предметах гуманитарного цикла в коррекционной школе VIII вида.


Гражданско-патриотическое воспитание
на предметах гуманитарного цикла
в коррекционной школе VIII вида.

Воспитательное значение имеют  все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Русский язык не является среди них исключением. Где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать у ребят внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка воспитывать у учащихся любовь к Родине.
Привлекая на уроках русского языка специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, о выборе профессии, можно  побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.
Учебники русского языка для 7 и 9 классов имеют большое количество упражнений, связанных с историей нашей Родины. Планируя урок, выбираю тексты, в которых имеется информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей, содержатся яркие примеры проявления патриотизма. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания. Так, в 7-м классе при изучении темы «Имя прилагательное» предлагается текст о великом князе Владимире Мономахе, во время правления которого прекратились междоусобицы, а Русь стала крепкой и могучей. Ученикам показан пример верного служения своей Родине. Гордостью за русских умельцев-мастеров переполняются души детей, когда они видят фотографию «Храма Покрова на Нерли», узнают историю его создания, а потом выполняют работу с деформированным текстом. При изучении темы «Местоимение» я использовала текст о маме, который заканчивается словами: «Любовь к Родине начинается с любви к маме». Ребята ответили на вопрос: «В чем проявляется их чувство благодарности к маме?» О любви к России говорилось в предложениях из стихов русских поэтов, в которых нужно было определить падеж местоимений.
В учебнике 9 класса есть задания, связанные с работой над диалогом. Упражнение 51 помогло ученикам узнать значение слова «Русь». Оказывается, Русь – светлое место, страна света. Кому не захочется жить в стране с таким прекрасным названием?! При изучении темы «Имя существительное» девятиклассники выполняли №79 (текст писателя Н.Сладкова), из которого узнали, из чего складывается образ Родины у русского человека. А потом каждый попробовал передать свое «чувство Родины».
Многие тексты учебников русского языка используют фольклорный материал (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины и т.д.), который позволяет не только выполнять грамматические задания, но и гордиться мудростью русского народа, обогащать речь учащихся. Задания по работе с  пословицами могут быть разные: письмо по памяти, работа с орфограммами, грамматический разбор, толкование пословиц и т.д.
У меня имеются методические разработки уроков русского языка, содержание которых посвящено гражданско-патриотическому воспитанию. Так, в 9-м классе в основу урока по теме «Имя числительное. Повторение» положена история города Вичуга, ее славные боевые и трудовые страницы. На открытом уроке русского языка в 9-м классе по теме «Глагол. Повторение» говорилось об освоении нашей страной космического пространства, о том, что дети могут гордиться достижениями своей Родины.
Тексты для контрольных работ по возможности подбираю такие, чтобы ученики могли задуматься над их содержанием. Так, в 7-м классе писали диктант под названием «Пословицы и поговорки», где говорилось о мудрости русского народа, о богатстве русского языка; в 9-м классе был текст «Земля», который заканчивался словами: «Из любви к маленькому клочку земли рождается сыновнее чувство к Отчизне».
Огромную возможность для гражданско-патриотического воспитания учащихся дают уроки развития речи. На таких уроках представляется большая возможность побеседовать с учащимися, привлечь значительный объем наглядного материала, обогатить и расширить кругозор учащихся с ОВЗ. Так, на уроке развития речи в 9-м классе учащиеся составили открытое письмо к своим сверстникам, в котором они напомнили, как надо беречь лес. Перед этим они познакомились с открытым письмом к молодежи писателя Л.Леонова, где он говорил о «бесценном богатстве земли - русском лесе», обсудили слайды о лесных пожарах лета 2010 года и потом изложили свои мысли в тетрадях. На уроке дети сделали вывод, что лес является не только украшением земли, но и настоящим сокровищем Родины, которое надо беречь.
На уроке развития речи по теме «Описание картины П.Д.Корина «Александр Невский»» ученики узнали, что художник является нашим земляком (он родился в Палехе), познакомились с его прекрасными работами, испытали чувство гордости за то, что на Ивановской земле жили такие талантливые люди. А главное вспомнили исторические сведения о выдающемся человеке прошлого – князе Александре Невском. Ребята поняли, что это был не только великий полководец, но и настоящий патриот своей Родины, жизнь которого может служить примером для подражания. Князь Александр защитил свое Отечество не только в далеком XIII веке, его героический дух помог советским солдатам и в годы Великой Отечественной войны.
Тема Великой Отечественной войны рассматривается и на уроках чтения, которые имеют огромное значение в патриотическом воспитании учащихся. В литературе немало образцов патриотизма. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Стихотворение К.Симонова «Сын артиллериста» в 7-м классе, рассказы А.Толстого «Русский характер» в 8-м классе и М Шолохова «Судьба человека» в 9-м классе - произведения, поднимающие тему войны, Отечества. Они придают урокам чтения особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом.
Учебная программа по чтению в каждом классе начинается с изучения произведений устного народного творчества. А это, как известно, кладезь народной мудрости, который помогает детям приобщиться к национальной культуре, понять и полюбить свою Родину. На своих уроках я стараюсь привлечь детей к самостоятельному поиску фольклорных произведений. В пятом классе просила учеников принести на урок, записанные ими считалки, которыми они пользуются в играх. В седьмом классе ребята искали и приносили в школу пословицы о Родине, о труде, свои любимые загадки. Но особенно меня порадовали в этом году девятиклассники, которых я просила записать со слов своих мам, бабушек знакомые с детства колыбельные песни. Ребята постарались и принесли не только известные песни, но и такие, которые не все знают. Подобная работа, по моему мнению, помогает ученикам ближе познакомиться с народным творчеством, проникнуться любовью к своей родине.
Однако самые большие возможности для патриотического и гражданского воспитания школьников как никакой другой предмет имеет «История Отечества». В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.
Изучение истории в нашей школе начинается с 7-го класса. На самом первом уроке я привожу своих учеников в музей старинных предметов, собранных стараниями Л.А.Осиповой. Прошу ребят запомнить как можно больше предметов, а по возвращении в класс мы вспоминаем, что увидели и стараемся объяснить, как использовались эти предметы. С первого занятия дети понимают, что, изучая историю, мы знакомимся с прошлым своей страны, своего города, своих предков. И когда со своими семиклассниками мы оказались в городском краеведческом музее, они с интересом слушали мой рассказ о жизни простых людей в давние времена, с удовольствием узнавали знакомые предметы, а вернувшись в школу, нарисовали то, что больше всего запомнилось. В 9-м классе при изучении тем «Индустриализация СССР», «СССР в Великой Отечественной войне», «Реформы Н.С.Хрущева» и др. также привлекаются краеведческие материалы. Ребята с гордостью узнавали, что зачинателями стахановского движения в текстильной промышленности были вичугские ткачихи Мария и Евдокия Виноградовы; что освобождением Сталинграда вместе с Г.К.Жуковым руководил наш земляк маршал А.М.Василевский, а позднее он командовал Красной армией в войне с Японией; что многие семьи нашего города до сих пор живут в тех самых «хрущевках», построенных благодаря жилищной реформе Н.С.Хрущева и т.д.
Учебный материал уроков истории помогает воспитывать учеников на примере героической борьбы русского народа за свою свободу, беззаветного служения своей отчизне многих исторических личностей. Так, в 7-м классе ученики увлеченно рассказывали о том, как русский народ боролся с монголо-татарами, а князь Александр Невский защищал новгородские земли. В 8-м классе ребята были поражены военным искусством великих русских полководцев А.В. Суворова и М.И.Кутузова, гордились победой России в Отечественной войне 1812г. А девятиклассники изучили героические страницы Великой Отечественной войны, поняли, что Победа была завоевана дорогой ценой. На таких уроках создается особая атмосфера, потому что происходит приобщение к подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни.
На уроках истории ребята учатся любить и гордиться своей Родиной не только за ее боевые подвиги, но и за бесценные произведения литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, за достижения в области науки и техники, за выдающиеся географические открытия.
Поэтому особое внимание уделяется занятиям на подобные темы. Так, в 7-м классе вызвала интерес тема «Русская культура в XII – XIII веках», в 8-м классе – темы «Москва – столица Российского государства», «Развитие русской литературы и искусства в XVIII веке», в 9-м классе – тема «Советская культура и интеллигенция в эпоху «застоя»». После знакомства с презентациями ученики проникаются гордостью за величие творений русского народа.
Становлению наших детей как граждан своей Родины помогают и уроки обществознания. Главной их целью является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать 1) определённой суммой знаний и умений, 2) сформированной системой демократических ценностей, а также 3) должен быть готов участвовать в общественно-политической жизни школы, местного сообщества.
На уроках обществознания ребята узнают, «что такое государство», «кто такой гражданин», о правах и обязанностях каждого гражданина, знакомятся с Конституцией РФ и т.д. Изучая содержание политики и права, школьники приобретают знания в политической и правовой культуре, учатся быть людьми, способными соизмерять свои желания с интересами других людей, всего общества и, конечно, пытаются стать достойными гражданами своей Родины.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание всегда было и остается одним из важнейших направлений в работе учителя коррекционной школы. Это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою Родину; способности в будущем встать на защиту государственных интересов. И если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих пустой фразой, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть, может быть, и не полностью.