Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ


Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗподготовила педагог-психолог Балескова Е.А. “Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!” Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем: изолированность родителей от родительской общественности,отсутствие контакта ребенка со сверстниками; страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка. Направления коррекционно-педагогической работы с родителями Формирование установки родителей на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком.Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку;Формирование активной позиции к воспитанию ребенка в семье. Важно обращать внимание матери на то, что ребенок уже умеет делать, учим ее наблюдать за ребенком и делать выводы из наблюдений, учим маму хвалить ребенка, вызывая у него положительные эмоции на игровую ситуацию и действия в ней. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка , способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности . Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей с ОВЗ, и участвуют в ее реализации. Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе", 2) включать их в одинаковые виды дея­тельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач, 4) использовать и другие формы коллективно­го участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д. Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.) 2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.) 3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе родительского комитета и др. )   Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗНаиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. консультации, БЕСЕДЫ. Переписка с родителями педагога Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родительДемонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий Групповые и коллективные формыРодительские лектории, практикумы Родительское собраниеСовместные досуговые мероприятияТематические консультации Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье и школе. В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2.    Каждый человек способен чувствовать и думать;3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;4.    Все люди нуждаются друг в друге;5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Спасибо за внимание