Конспект урока математики в 5 классе Умножение натуральных чисел и его свойства


Денисова Евгения Анатольевна,
учитель математики,
ОГБОУ "Школа №10"
города Рязани
Урок
математики в школе для детей
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
в 5 классе
"Умножение натуральных чисел и его свойства"
Рязань
2016
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Оборудование: доска, интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал, наглядность.
Цели урока:
Обучающие: совершенствовать навыки умножения натуральных чисел, закрепить навыки использования приемов рационального счета со ссылкой на соответствующие законы и правила вычислений.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, продолжить формировать внимание и речевые навыки при объяснении хода решения.
Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, интерес к предмету через решение нестандартных ситуаций в рамках известных приемов счета.
Коррекционный аспект:
Поэтапное формирование навыков рациональных вычислений.
Многократное повторение информации.
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Развитие диалогической и монологической формы связной речи.
Развитие умения детей давать полные ответы на вопросы учителя.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.

Планируемый результат
УУД:
Личностные: умножают натуральные числа, используют свойства умножения, применяют рациональные приёмы для вычислений, формируют внимательность и аккуратность в вычислениях, требовательное отношение к себе и к своей работе.
Познавательные: закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на умножение натуральных чисел и применение свойств умножения, систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме « Умножение натуральных чисел и его свойства», выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.
Предметные: показывают умение применять понятие умножения натуральных чисел и свойств умножения в процессе реальной ситуации.
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления.
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, формируют чувство взаимопомощи, умение слушать и вступать в диалог, требовательное отношение к себе и своей работе, показывают уважительное отношение к чужому умению, культуру учебного труда.
Этапы урока
1. Организационный
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
3. Актуализация знаний
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
5. Физкультминутка
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
7. Информация о домашнем задании
8. Подведение итогов. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный (Слайд №1 )Задачи. Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Учитель. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Учащиеся. Включаются в деловой ритм урока.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
( Слайд №2-6 )Задачи. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Учитель. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему и цели урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Знакомит с исторической справкой
60+9 =69 ( Н )
:3 =23 ( Е )
-15=8 ( И )
∙12=96 ( У )
:2 =48 ( Ж )
+12=60 ( М )
:10=6 ( О )
96 60 69 6 48 23 69 8 23
У М Н О Ж Е Н И Е
Учащиеся. Выполняют вычисления устно и заполняют таблицу. Определяют тему и цели урока. Отвечают на вопросы учителя.
3. Актуализация знаний (Слайд №7-12)
Задачи. Актуализация опорных знаний и способов действий.
Учитель. Повторение теории. Закрепление правила связи умножения со сложением.
Закончите предложения:
а) Результат умножения называется…б) Числа, которые умножаются, называются…….в) Чтобы найти неизвестный множитель, надо……..
Какая связь между умножением и сложением? Что значит, умножить число a на число b?
Задание 1. Представь сумму в виде произведения:
35+35+35+35 =
105+105+105 =
х+х+х+х+х =
29+29 =
(c+d)+(c+d) =
Задание 2. Представь произведение в виде суммы:
122•3 =
19•5 =
с•7 =
(х-у)•2 =
Учащиеся. Повторяют пройденный материал в беседе с учителем, отвечают на вопросы. Работают письменно по карточкам над поставленными задачами. Осуществляют взаимопроверку в парах.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации (Слайд №13-20 )Задачи. Показать разнообразие примеров на применение рациональных способов вычислений.
Учитель. Организация и контроль за процессом решения примеров.

Какие свойства умножения чисел знаете?
Как они могут применяться в вычислениях?
50•2•2453=( 50•2) •2453=100•2453=2453•100=245300
Вычисли и запомни
1) 5∙2= 10
2) 25∙4=100
3) 20∙5=100
4) 125∙8=1000
5) 125∙16=125∙8∙2=2000
Вычислить, применяя свойства умножения
235•4•25 =
4•2121•5 =
50•821•4 =
4•27•25 =
Учащиеся. Проговаривают свойства умножения. На конкретных примерах учатся их применять. Выполняют задания на умножение натуральных чисел и применяют рациональные способы вычислений. Комментируют решения примеров.
5. Физкультминутка (Слайд №21)
Учитель. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Быстро встали, улыбнулись,
выше-выше потянулись!
Ну-ка, плечи распрямите,
поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
и на месте побежали!
Учащиеся. Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
( Слайд №22-25)
Задачи. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Учитель. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
Решите задачу, составляя выражение.
Бочка вмещает воды в 9 раз больше, чем четыре ведра. Сколько литров воды вмещает бочка, если в одно ведро входит 8л воды?
Упростите выражение:




Что могут означать выражения?
Цена одного футбольного мяча x р.,а одного баскетбольного мяча у р.


5х + 2у
15х-2у
4(х + у)
Учащиеся. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения примеров и задач.
7. Информация о домашнем задании (Слайд №26)
Задачи. Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.
Учитель. Даёт комментарий к домашнему заданию.
П.17 №397, №420 (5-6)
Учащиеся. Учащиеся записывают в дневники задание
8. Подведение итогов. Рефлексия (Слайд №27-28)
Задачи. Дать количественную оценку работы учащихся.
Учитель. Подводит итог работы. Организует обсуждение:
1. Назовите компоненты умножения.
2. Какие свойства умножения вы знаете?
3. Зачем надо знать эти свойства?
4. Какие задания были самыми трудными, почему?
Учащиеся. Учащиеся подводят итоги своей работы:
Я сегодня понял…
Я сегодня научился…
Мне понравилось…,
Мне не понравилось.
Я не понял…