ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Направление конференции: Профориентация как фактор развития профессионального образования
Тема работы: Предпрофильная подготовка как путь формирования профессионального самоопределения школьников
Шарафан Наталья Владимировна, преподаватель
государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тольяттинский социально-педагогический колледж, г. Тольятти
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Один из путей формирования профессионального самоопределения школьников проведение предпрофильной подготовки. Миссия подготовки заключается в приобщении учащихся к разнообразному миру профессий, в создании ситуации, которая помогает учащимся научиться делать самостоятельный выбор.
Физическая культура и спорт являются важной частью общей культуры человечества и направлены на формирование потребности к здоровому образу жизни, укрепление здоровья, развитие физических качеств и на всестороннюю двигательную подготовку человека.
Подготовка позволяет учащимся 9 классов получить представление о значимости спорта и физической культуры для общества и раскрывает особенности профессий в области физической культуры и спорта: учитель физической культуры, адаптивной физической культуры, инструктор по лечебной физической культуре и массажу, тренер по спорту и ознакомиться с особенностями профессиональной деятельности по всем направлениям. Более подробно узнать о востребованности профессии и об области трудоустройства, какими профессиональными качествами и компетенциями должны обладать специалисты в области физической культуры и спорта.
Актуальность курса обусловлена повышенным вниманием значительной части учащихся к физической культуре и спорту и заключается в том, что поможет определиться в выборе своей будущей профессии. Позволит лично ознакомиться и соприкоснуться с профессиями в области физической культуры и спорта и увидеть есть ли у них необходимые склонности и способности в этой сфере деятельности.
Целями курса являются:
- информирование учащихся о различных направлениях деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта;
- формирование у учащихся собственной позиции по предварительному самоопределению в указанной сфере.
Задачи курса:
- предоставить возможность учащимся реализовать свой интерес к профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта по разным направлениям подготовки;
- ознакомить с основными формами и видами педагогической деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта;
- обеспечить получение практического опыта в сферах профессиональной деятельности физической культуры и спорта;
- создать учащимся условия, позволяющие проверить свои способности к профессиональной деятельности и вызвать у них желание к продолжению образования в этой области.
В результате прохождения курса «Физическая культура и спорт» учащиеся должны принять решение о соответствии сферы ФКиС личным перспективам, получить представление о специфике профессиональной деятельности в физической культуре и спорте о возможностях профессионального роста и ограничениях, которые накладывает данная сфера на личность человека.
В содержание курса включены следующие виды знаний:
- основные понятия и термины теории физической культуры и спорта такие как: «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «физическое развитие», «физическая подготовка», «лечебная физическая культура», «спортивная тренировка»;
- содержание профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: основные направления профессиональной подготовки; область трудоустройства; профессиональные способности и компетенции специалиста;
- из области теории и методики физической культуры и спорта: формы, методы, средства организации физического воспитания.
Основанием для отбора содержания курса служат следующие критерии:
- перспективность развития физической культуры и спорта в нашей стране;
- востребованность специалистов в сфере физической культуры и спорта;
- научная и практическая значимость содержания программы по физической культуре и ее ценность для профессионального самоопределения учащихся 9 классов;
- положительный интерес учащихся к будущей профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта.
В результате обучения учащиеся будут знать:
- основные понятия и термины теории физической культуры и спорта такие как: «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «физическое развитие», «физическая подготовка», «лечебная физическая культура»; «спортивная тренировка»;
- роль физической культуры для человека и общества;
- основные направления профессиональной подготовки в сфере физической культуры и спорта;
- область трудоустройства по различным направлениям в сфере физической культуры и спорта;
- качества, способности и компетенции, необходимые специалисту в сфере физической культуры и спорта;
- некоторые методы и приемы обучения простейшим двигательным действиям и физическим упражнениям.
- понимать:
- значение физической культуры для каждого человека и общества;
- особенности, назначение и содержание профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта в зависимости от направления образовательной подготовки;
- значимые профессиональные качества, способности и компетенции, необходимые специалисту в данной области;
- важность образовательной подготовки специалиста в области физической культуры и спорта;
- перспективы физической культуры и спорта в стране, регионе, городе.
- уметь:
- применять полученные знания и умения в ходе своего профессионального самоопределения;
- выполнять начальные профессиональные умения, касающиеся практической деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Предпрофильным курсом предусмотрен текущий и итоговый контроль. Формы текущего и итогового контроля: тесты общей физической подготовки, мини-самостоятельные работы, устный опрос, анкетирование.
Результаты контроля будут свидетельствовать:
- об уровне собственной физической подготовленности учащихся;
- об уровне знаний учащихся о специфике профессиональной деятельности по направлениям в сфере физической культуры и спорта;
- об изменении исходного уровня информированности для самоопределения относительно выбора вида и направления деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Специфика курса предполагает использование современных технологий изложения теоретического материала (ИКТ), а также проведение практических занятий в спортивных залах Тольяттинского социально-педагогического колледжа.


Список источников информации:
Ашмарин Б.А., ТМФВ [Текст]: Учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец.0303 «Физическая культура»/ Ю.А.Виноградов, З.Н. Вяткина, под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.
Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Д.Железняк, П.К.Петров. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Издат. центр «Академия», 2005.
Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Ю.Д. железняк, В.М. Минбулатов. – 2-е изд. стер. – М.; Издат. центр «Академия», 2006.
Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1991.
Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Под ред. Л.Б. Кофмана; Автор-составитель Г.И. Погадаев; - М.: Физическая культура и спорт, 1998.
Основы теории и методики физической культуры [Текст]: Учебник для техникумов физ. культуры/ под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физическая культура и спорт, 1986.
Родиченко В.С. Олимпийский учебник студента: учебное пособие для системы олимпийского образования в высших учебных заведениях. – 5-е перераб. и доп/ Олимпийский комитет России. – М.: Физкультура и Спорт, 2008.
Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование [Текст]: Учебное пособие для студ.высших учебных заведений / Г.С. Туманян. - М.: Издат. центр «Академия», 2006.
Холодов Ж.К. ТМФВиС [Текст]: Учебное пособие для студ.высших учебных заведений / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – 3-е изд.стер.- М.: Издат. центр «Академия», 2004.
Шиян Б.М. ТМФВ [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1988.

15