Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии (девочки) для 6 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Основой данной рабочей программы для 6 класса является Программа по технологии основного общего образования.
Нормативная основа реализации программы
Тематическое планирование составлено:
- на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
- авторской программы по технологии В.Д.Симоненко для 6 класса общеобразовательной школы;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 -2012 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- методического письма «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Специфика предмета.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено выполнение и защита проектов.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 6 классе отводится не менее 70 часов из расчета 2 ч. в неделю.
2. Планируемые результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса(базовый уровень)
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать/понимать основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

В результате изучения раздела «Кулинария» ученик должен:
знать/понимать общие правила приемов труда; физиологию питания; санитарные требования к помещению кухни; правила соблюдения личной гигиены; правила соблюдения Т.Б.; технологию приготовления блюд из молока; правила сервировки стола; суточную потребность организма в минеральных веществах;
уметь использовать необходимую посуду для приготовления кулинарных блюд; последовательно готовить пищу; соблюдать правила Т.Б.; подбирать инструменты и продукты для приготовления кулинарных блюд;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного приготовления некоторых кулинарных блюд; составления меню; сервировки стола;

В результате изучения раздела « Оформление интерьера» ученик должен:
знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; оформление окон;

уметь планировать оформление интерьера с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой; подбирать виды декоративного оформления окон;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора рациональных способов планирования интерьера; применения компьютерной техники; оформления интерьера с использованием современных материалов и оборудования для оформления окон шторами;
В результате изучения раздела « Создание изделий из текстильных материалов» ученик должен
знать/понимать способы производства текстильных волокон; свойства волокон; дефекты тканей; назначение одежды; конструирование и моделирование юбки; технологию изготовления юбки; назначение и технологию выполнения машинных швов; терминологию ручных, машинных и В.Т.О. работ; устройство и эксплуатацию швейного оборудования; правила Т.Б.
уметь распознавать волокна натурального происхождения; определять дефекты ткани; снимать мерки; строить чертёж юбки; выбирать фасон; моделировать юбку; подбирать ткань для юбки; рационально раскладывать выкройку на ткани; кроить и шить юбку; заправлять и эксплуатировать швейное оборудование, соблюдать правила Т.Б.

Цели изучения курса
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

4. Основное содержание
1. Вводный урок. (1ч.)
Теоретические сведения: Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 6 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.
Практические работы: Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 6 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда: Учебник «Технология» для 6 класса (вариант для девочек), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения. Инструкции по Т.Б. Журнал инструктажа.
2. Кулинария(18ч.)
Теоретические сведения: Общие правила безопасных приемов труда. Понятия о процессах пищеварения. Роль минеральных веществ. Блюда из молока. Виды теста. Технологию приготовления блюд из молока. Правила сервировки стола. Этикет. Правила Т.Б.
Практические работы: Приготовление блюд из молока, творога, теста. Сервировка стола.
Варианты объектов труда: Столовые приборы. Скатерти и салфетки. Продукты. Оборудование и инструменты для кулинарной обработки продуктов.
3.Оформление интерьера (4ч.)
Теоретические сведения: Понятия о композиции в интерьере. Характерные особенности жилища. Основные качества интерьера. Отделка квартиры. Оформление окон шторами. Выбор ткани и дизайна штор.
Практические работы: Выбор вариантов оформления окон шторами. Выбор ткани. Создание эскиза на компьютере по специальной программе.
Варианты объектов труда: Образцы штор, ткани. Инструменты и приспособления.
4 .Создание изделий из текстильных материалов (45ч.)
Теоретические сведения: Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства волокон. Классификация машин швейного производства. Технология выполнения машинных швов. Конструирование и моделирование юбки. Технология изготовления юбки. Организация рабочего места. Правила Т.Б. Оборудование и инструменты для швейных работ.
Практические работы: Распознавание натуральных волокон. Снятие мерок. Построение чертежа юбки. Поузловая обработка изделия. Заправка и эксплуатация швейного оборудования.
Варианты объектов труда: Образцы волокон. Манекены. Образцы поузловой обработки. Детали изделия.
5. Уход за одеждой (2ч.)
Теоретические сведения: Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. Символы. Правила ухода за одеждой.
Практические работы: Расшифровка символов. Подбор средств для ухода за одеждой.
Варианты объектов труда: Образцы ярлыков. Изделия.
6. Гигиена девушки (2ч.)
Теоретические сведения: Личная гигиена. Правила ухода за волосами. Инструменты для ухода за волосами. Типы волос.
Практические работы: Подбор средств гигиены. Определение типа волос и выбор средств для ухода за волосами.
Варианты объектов труда: Средства по уходу за волосами. Инструменты для ухода за волосами.
7. Творческая проектная деятельность (3ч.)
Теоретические сведения: Понятия «проект, защита проекта». Основные требования к проектированию изделий: технологичность, экономичность, эргономичность, безопасность, экологичность. Методы конструирования. Расчет расходов при изготовлении проектного изделия. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов.
Практические работы: Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия.
Варианты объектов труда: Творческие проекты, например: кулинарное изделие; швейное изделие;
5. Информационно-методическое обеспечение
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология» для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под редакцией В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2007 учебник «Технология» В.Д. Симоненко, О.А. Кожина, Н.В.Синица, Л.В. Сазонова М.: Вентана – Граф, 2000.
Литература для учащихся:
– Викторов, Е. А. Технология: тетрадь для 6 кл. (вариант для девочек) / Е. А. Викторов. – Саратов: Лицей, 2000.
– Тищенко, А. Т. Технология: учебник для 6кл. общеобр. уч. / А. Т. Тищенко, П. С. Самородкин, В. Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1997 учебник «Технология» В.Д. Симоненко, О.А. Кожина, Н.В.Синица, Л.В. Сазонова М.: Вентана – Граф, 2000.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ п/п Наименование раздела
программы Тема урока Кол-во
часов Типурока Элементы содержания Требования к уровнюподготовки обучающихся Видконтроля,измерители Элементыдополнительного
(необязательного)
содержания Датапроведения
план. факт.
Вводный урок
1 Вводный
Урок
(1ч.) Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. 1 Изучения нового материала Содержание курса
«Технология. 6 класс».
Правила безопасной работы в мастерской. Знать: правила безопасной работы в мастерской. Ответы
на вопросы 2. Кулинария
2 Кулинария. Физиология питания. Технология приготовления блюд.
(13ч.) Физиология питания. Минеральные вещества. 1 Изучения нового материала Общие правила безопасных приемов труд. Понятия о процессе пищеварения об усвояемости пищи. Современные данные о роли минеральных веществ. Составление рациона здорового питания с помощью компьютера. Знать: общие правила безопасности труда; понятия о пищеварении; роль витаминов.
Уметь: составлять меню, в соответствии принципов рационального питания; определять необходимые питательные вещества. Ответы
на вопросы Раздельное питание. Потребность организма в минеральных веществах. 3-4 Молоко. Блюда из молока. 2 Комбинированный урок. Питательная ценность молока. Блюда из молока. Знать: питательную ценность молока.
Уметь: готовить блюда из молока. Ответы
на вопросы. 5-6 Приготовление творога. 2 Комбинированный урок. Блюда из кисломолочных продуктов.
Питательная ценность творога Знать: технологию приготовления творога, ценность творога.
Уметь: готовить творог в домашних условиях. Ответы
на вопросы. Практическая работа. Новые рецепты блюд из молока. 7-8 Изделия из
теста. Блины оладьи, блинчики. 2 Изучения нового материала. Виды теста. Способы приготовления теста для блинов. Знать: рецептуру блюд из теста. Технологию приготовления блинов.
Уметь: готовить тесто и выпекать блины. Ответы на вопросы. 9-10 Приготовление блинов. 2 Комбинированный урок. Виды блинов. Способы приготовления блинов. Знать: технологию приготовления блинов.
Уметь: Готовить блины. Практическая работа. 11-12 Сервировка стола к ужину. 2 Комбинированный урок. Особенности сервировки стола. Этикет. Правила пользования столовыми приборами. Знать: особенности сервировки стола к ужину. Правила поведения за столом.
Уметь: сервировать стол и пользоваться столовыми приборами. Ответы
на вопросы теста. 13-14
Приготовление ужина. Сервировка стола к ужину. 2 Комбинированный урок. Правила сервировки стола. Этикет. Виды блюд к ужину. Знать: Технологию приготовления блюд к ужину. Правила сервировки
Уметь: сервировать стол, готовить ужин. Ответы
на вопросы.
Практическая работа. Оформление интерьера
15-16 Оформление интерьера.
(4ч.) Общие сведения по созданию интерьера. Современные стили в интерьере. 2 Комбинированный урок. Интерьер жилого помещения. Особенности интерьера. Стили интерьера. Знать: стили интерьера, основы дизайна.
Уметь: Оформлять интерьер, подбирать стиль с помощью специальных программ на компьютере. Практическая работа. 17-18 Отделка квартиры. Оформление окон. 2 Комбинированный урок. Знать: виды отделки квартиры.
Уметь: оформлять окна с помощью специальной программы на компьютере. Ответы
на вопросы.
Практическая работа. 4. Создание изделий из текстильных материалов
19-20 4.1.
Основы материаловедения.(5ч.) Натуральные волокна животного происхождения. 3 Комбинированный урок. Классификация текстильных волокон. Способы получения натуральных волокон. Сравнительная характеристика тканей. Знать: классификацию натуральных волокон. Способы распознавания волокон.
Уметь: определять натуральные волокна. Выбирать ткань. Лабораторная работа. История ткацкого станка. 21-23 Свойства и
дефекты тканей. 2 Изучения нового материала. Виды дефектов ткани. Свойства ткани. Знать: Свойства тканей. Дефекты ткани.
Уметь: определять дефекты ткани, свойства ткани. Ответы
на вопросы.
Лабораторная работа. Ткацкое производство. Элементы машиноведения
24-25 4.2.
Элементы машиноведения.
(8ч.) Регуляторы швейной машины. Устройство и установка машинной иглы. 2 Изучения нового материала. Классификация швейных машин. Организация рабочего места при выполнении машинных работ. Правила Т.Б.Регуляторы швейной машины. Знать: общие сведения о швейных машинах. Регуляторы и установку машинной иглы.
Уметь: пользоваться регуляторами швейной машины, устанавливать машинную иглу. Назначение, устройство и принцип действия швейной машины. 26-27 Машинные швы. 2 Комбинированный урок. Классификация и назначение машинных швов. Знать: виды машинных швов, назначение швов.
Уметь: Определять машинные швы. .Выполнять машинные швы. Ответы
на вопросы. Практическая работа. 28-29 Выполнение машинных швов. 2 Практическое занятие. Правила подготовки швейной машины к работе. Виды швов. Организация рабочего места. Правила Т.Б.
Знать: правила подготовки швейной машины к работе, конструкцию шва.
Уметь: Заправлять швейную машину, выполнять машинные швы. Практическая работа. 30-31 Выполнение машинных швов на спец. машине. 2 Практическое занятие. Правила подготовки швейной машины к работе. Виды швов. Организация рабочего места. Правила Т.Б.
Знать: правила подготовки швейной машины к работе, виды обметочных швов.
Уметь: Заправлять швейную машину, выполнять машинные швы. Практическая работа. Конструирование и моделирование швейных изделий
32-33 4.3. Конструирование и моделирование швейных изделий. (12ч.) Требования к одежде.
Снятие мерок. 2 Комбинированный урок. Требования к одежде. Современные направления моды. Типовые фигуры. Краткие сведения из истории одежды.
Снятие мерок. Условное обозначение мерок. Знать: требования к одежде, направления моды, порядок снятия мерок.
Уметь: снимать мерки, делать расчеты. Ответы
на вопросы. Работа с карточками «мерки». 34-35 Снятие мерок. Прибавки. 2 Практическое занятие. Мерки. Краткая характеристика расчетно - графической системы конструирования. Прибавки на свободу облегания. Знать: порядок снятия мерок, прибавки, расчеты.
Уметь: снимать мерки. Делать расчеты с учетом прибавок. Практическая работа. 36-37 Построение чертежа прямой юбки в масштабе. 1:4. 2 Комбинированный урок. Построения чертежа юбки в масштабе 1:4. Знать: порядок построения чертежа юбки.
Уметь: строить чертеж юбки в масштабе 1:4 Практическая работа. Расчет. 38-39 Построение чертежа прямой юбки в натуральную величину. 2 Практическое занятие. Построение чертежа в натуральную величину. Знать: порядок построения чертежа по своим меркам.
Уметь: Строить чертеж в натуральную величину по своим меркам. Оформлять выкройку. Практическая работа. 40-41 Моделирова
ние юбки. 2 Комбинированный урок. Основы моделирования. Направление моды. Законы моделирования. Знать: основы моделирования, Фасоны юбок. Современное направление моды.
Уметь: выбирать фасон юбки, моделировать. Ответы на вопросы. 42-43 Раскладка выкройки на ткани в масштабе. 1:4 2 Комбинированный урок. Расчет количества ткани. Рациональная раскладка выкройки на ткани. Знать: правила раскладки выкройки на ткани.
Уметь: рассчитывать количество ткани, выполнять рациональную выкройку на ткани. Ответы на вопросы. 44-45 Раскладка выкройки на ткани в натуральную величину. 2 Практическое занятие. Расчет количества ткани. Рациональная раскладка выкройки на ткани. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани и рисунка. Знать: правила раскладки выкройки на ткани.
Уметь: раскладывать выкройку на ткани с учетом направления долевой нити, рисунка, ширины ткани. Практическая работа. 46-47 Раскрой юбки. 2 Комбинированный урок. Инструменты и приспособления для раскроя. Правила кроя. Правила Т.Б. Знать: правила кроя, необходимые инструменты и приспособления
Уметь: кроить изделие Ответы на вопросы. 48-49 Подготовка юбки к первой примерке 2 Практическое занятие Обработка деталей кроя. Сборка изделия. Проведение первой примерки, выявление и исправление дефектов. Правила Т.Б. Знать: последовательность сборки изделия, порядок проведения примерки
Уметь: собирать изделие на примерку, проводить первую примерку, устранять дефекты Практическая работа Технология изготовления швейных изделий
50-51 4.4.
Технология изготовления швейных изделий.
(14ч.)
Обработка боковых и заднего швов. 2 Практическое занятие. Обработка боковых и заднего швов юбки. Стачивание. Обметывание. Правила Т.Б. Знать: технологию обработки швов
Уметь: технологически правильно обрабатывать швы Практическая работа 52-53 Обработка застежки. 2 Практическое занятие. Обработка застежки. Застежка – молния. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Знать: технологию обработки застежки
Уметь: технологически правильно обрабатывать застежку – молнию в боковом или заднем шве. Практическая работа. 54-55 Обработка застежки. 2 Практическое занятие. Обработка застежки. Застежка – молния. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Знать: технологию обработки застежки
Уметь: технологически правильно обрабатывать застежку – молнию в боковом или заднем шве. Применять приемы влажно- тепловой обработки.
Контроль качества готового узла обработки. 56-57 Обработка пояса. 2 Практическое занятие. Обработка пояса. Инструменты и приспособления. Правила Т.Б. Дублирование пояса. Знать: технологию обработки пояса.
Уметь: технологически правильно обрабатывать пояс. Практическая работа. 58-59 Обработка верхнего среза юбки. 2 Практическое занятие. Обработка верхнего среза юбки. Соединение верхнего среза юбки с поясом. Правила Т.Б. Знать: технологию обработки верхнего среза юбки.
Уметь: технологически правильно обрабатывать верхний срез юбки. Практическая работа. 60-61 Обработка нижнего среза юбки. 2 Практическое занятие. Обработка верхнего среза юбки. Подгибка юбки. Клеевая. В.Т.О. Правила Т.Б. Инструменты и приспособления. Знать: технологию обработки нижнего среза юбки.
Уметь: технологически правильно обрабатывать нижний срез юбки. Практическая работа. 62-63 Окончательная
обработка изделия. 2 Практическое занятие. Окончательная обработка изделия. Приемы влажно – тепловой обработки готового изделия. Правила Т.Б. Знать: Способы и приемы окончательной обработки изделия.
Уметь: Проводить окончательную обработку изделия. Контроль качества готового изделия. 5. Уход за одеждой
64-65 Уход за одеждой
(2ч.) Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей 2 Изучения нового материала. Уход за одеждой. Правила ухода за одеждой. Средства ухода за одеждой. Знать: что относиться к уходу за одеждой. Способы и средства ухода за одеждой.
Уметь: ухаживать за одеждой из шерсти и шелка. Тесты. 6.Гигиена девушки
66-67 Гигиена девушки
(2ч.) Уход за волосами. 2 Изучения нового материала. Уход за волосами. Средства ухода за волосами. Правила ухода. Знать: что относиться к уходу за волосами. Способы и средства ухода за волосами.
Уметь: ухаживать за волосами. Ответы на вопросы. 7. Технология творческой деятельности
68-70 Технология творческой деятельности
(3ч.) Творческий проект. Защита творческого проекта. 3 Комбинированный урок. Творческий проект. Этапы выполнения проекта. Защита проекта.
Презентация. Знать: технологию выполнения проекта. Формы защиты.
Уметь: Выполнять и защищать проект. Защита проекта. В примерную программу внесены следующие изменения:
Изменена последовательность изучения разделов программы.
В первой четверти изучается раздел «Кулинария» потому, что это любимые занятия учащихся и позволяют условия (теплое время года, отдельный кабинет.) Рекомендованные программой блюда заменены по следующим причинам:
нехватка оборудования, инструментов и времени на приготовление, желание учащихся;
Большее количество часов отведено на изучение раздела «Создание изделий из текстильных материалов» т.к. пошив юбки – это очень трудоемкий процесс.