Исследовательская работа Проводы в армию


Управление образования Администрации МО «Киясовский район»
Районная краеведческая конференция
«Моя малая Родина»
Секция: «Культура и фольклор родного края»

Исследовательская работа
«Проводы в армию»

Автор: Ирисова Полина Юрьевна 6 класс,
МКОУ «Лутохинская СОШ»
Руководитель: Никонова Алефтина Николаевна,
учитель музыки, МКОУ «Лутохинская СОШ»


Киясово 2017
Оглавление
Введение ____________________________________________ стр.3-4
Основная часть
Глава 1. История изучения рекрутского обряда_____________ стр.5
Глава 2. Семейные традиции и обрядовые песни
«Армие келян» _______________________________________ стр.6-8
Заключение ___________________________________________стр.9-10
Список литературы ____________________________________стр.11
Приложение __________________________________________стр. 12-27
Введение
Передача накопленных знаний и житейского опыта всегда составляла важную часть духовной жизни общества. Люди веками и тысячелетиями решали задачу – осмыслить и передать следующим поколениям то всеобщее, чем живет человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо каждого народа. Сложившиеся веками народные обычаи и традиции представляют большую ценность в духовной жизни общества. Традиции, обряды, обычаи, ритуалы, народные знания как часть духовной культуры передаются в единстве производственной деятельности и повседневного быта. Однако к настоящему времени они претерпели изменения, разрушились и поблекли.
В советское время национальные традиции чаще всего считались пережитками прошлого. Это не замедлило сказаться на идеалах и стиле поведения молодёжи, особенно в городах и крупных сёлах. Появилась агрессивность, развязность и другие негативные черты. Иногда негативные явления в сельскую местность привносятся земляками, живущими в городе.
Как на месте вырубленного леса начинают прорастать молодые побеги, питающиеся от корней погибших деревьев, так и подрастающее поколение питается от наследия своих предков: их истории, обычаев и традиций. Историю не повернёшь вспять, жизнь идёт вперёд. С этим приходится мириться, но молодое поколение может сберечь это бесценное богатство. Их задача изучать, ценить и сохранять культурное наследие своего народа [1].
В ходе этнографических экспедиций по населённым пунктам Киясовского района во время общения со старожилами выявилось, что обряд проводов рекрута является одним из малораспространенных и своеобразных обрядов нашего района. Меня заинтересовала тема рекрутского обряда, так как совсем недавно мы провожали в армию брата, и я слышала от знакомых, что моя бабушка знает обрядовые удмуртские песни, которые исполнялись во время обряда «Проводы в армию». Мне захотелось глубже изучить этот обряд.
С древних времён принято было относиться к военной службе как достойному занятию для молодого человека. Вокруг рекрута, уходящего в армию, создавалась атмосфера доверия и уважения. Он начинал чувствовать свою значимость, старшее поколение начинали с ним общаться как с равным. Это была первая ступень во взрослую жизнь. Естественно с ней связывались многочисленные обряды и традиции, подчёркивающие значимость события (приложение 9-12).
На мой взгляд, возрастает ценность обрядов и традиций, помогающих поднять авторитет военной службы, дающих молодому человеку понять его патриотическую значимость в обществе.
Было опрошено 7 жителей деревень Дубровский и Калашур, собран обряд проводов рекрута в армию (приложение 14-15,17).
Цель: изучение влияния рекрутской обрядности на социальное становление молодого человека в третьем тысячелетии.
Задачи:
выявление источников рекрутской обрядности;
ритуальные ходы конструирования рекрутской обрядности;
соотношение рекрутской обрядности с другими обрядами жизненного цикла;
систематизация собранных материалов;
популяризация обряда среди населения области и района.
Методы: сравнительно - исторический, изучение и обобщение литературных источников, интервьюирование.
Постановка проблемы. В системе обрядовой жизни удмуртского народа определенное место занимают обряды, связанные со службой в армии. Проводы в армию, как обрядовый ритуал, стали формироваться в XVIII в., после введения обязательной рекрутской повинности. Содержанием ритуала было прощание с родными, односельчанами, родным домом, деревней.При поголовной безграмотности удмуртов в то время, незнании ими русского языка, редко бывавших за пределами своей деревни, рекрутская повинность оказывалась настоящим бедствием.Невыносимость длительной разлуки побуждала многих к дезертирству «еще по дороге в полки. Так, только с февраля по март 1730 г. из взятых в рекруты удмуртов и бесермян бежали 24 человека, а в январе 1732 г. в полки не явилось 13 солдат из удмуртов, отпущенных в отпуск». Рекрутский обряд принципиально отличается от других обрядов жизненного цикла родильно - крестильного, свадебного, похоронно-поминального. В отличие  от них обряд проводов в армию не является «естественным» следствием существования человека как биологического существа. Он появляется в конкретное историческое время (и исчезнет или изменится с изменением принципа комплектования вооруженных сил - например, с введением профессиональной армии) и представляет собой реакцию культуры на ситуацию, задаваемую государством [2].
Актуальность и научная новизна работы. 
Возрождение обряда проводов в армию поможет поднять статус призывника и отразить его активную позицию – служение Отечеству.
Глава 1. История изучения рекрутского обряда.
История изучения рекрутского обряда представляет собой описание материалов по рекрутской обрядности, как опубликованных, так и архивных.
Каждый рекрутский набор становился, с одной стороны, значимым событием в частной жизни семьи и в судьбе конкретного человека, а с другой стороны, он являлся государственной акцией, проходящей в масштабах страны, губернии, города, деревни. В результате появлялись источники двух типов: во-первых, описывались обрядовые действия, сопровождавшие проводы на военную службу (этнографические описания) и фиксировались соответствующие фольклорные тексты. Во-вторых, в периодических изданиях появлялась информация о конкретных ситуациях отправления в армию (включая, например, речи священников перед жеребьевкой), сведения о результатах наборов. Сюда можно отнести законы и постановления, касающиеся организации набора, а также специальные издания или публикации в прессе, где эти законы разъяснялись [2].
Специальные работы о рекрутской обрядности появляются только в конце XIX века. В сезон рекрутских наборов в местных газетах регулярно появлялись сообщения о ходе кампании (с приведением статистических данных), в частности, описывались случаи злоупотреблений (взяточничество, членовредительство), а также участие населения в сборах и проводах новобранцев и пиры, устраиваемые для них и в их честь.
Всплеск интереса к рекрутской обрядности приходится на годы I мировой войны. В местных газетах практически повсеместно появляются репортажи с описанием проводов на военную службу. Спецификой публикаций, появляющихся в центральных периодических изданиях этого времени, является их политическая вовлеченность, сказавшаяся как на принципах отбора материалов, так и на качестве их растолкования.
Особым источником являются интервью, полученные в результате этнографических экспедиций. Они построены на воспоминаниях информантов 1940-1960-х годов рождения о том, как происходили проводы в армию. Ценность этих источников состоит в том, что они позволяют судить, во-первых, об актуальности события для жизни деревни, семьи, конкретного человека и его месте в соответствующих обрядовых циклах, а, во-вторых, о значимости тех или иных эпизодов рекрутской обрядности с точки зрения носителей культуры[4].
Глава 2. Семейные традиции и обрядовые песни «Армие келян».
Народные обряды, имеющие тысячелетнюю историю, многочисленны и отражают практически все стороны жизни человека. Они как ступени ведут его от рождения до завершения земной жизни.
Все обряды разделяются на две группы:
Семейные обряды.
Календарные обряды.
Особый интерес представляют семейные обряды. Их можно расположить в хронологическом порядке по мере роста и взросления. Но мы , естественно, остановимся подробнее на обряде «Армие келян».
Рассказывает жительница деревни Калашур с 1959 года Камашева Ксенья Павловна: «Рекрутские обряды начинали выполнять с того дня, когда рекрут получал весть о получении повестки- «кикурпасьта гагаз». В тот же день новость узнавала вся деревня. Ближайшие родственники юноши и семьи его друзей считали своим долгом пригласить его к себе, договаривались между собой об очередности приглашения. Новобранец обходил деревню в сопровождении родителей, друзей, деревенской молодежи, которые вместе с ним пели рекрутские песни» (приложение 7). Рассказ продолжает Ешкеева Александра Гавриловна, родившаяся в Дубровске, но замуж вышла в Калашур: «Петь начинали у ворот дома, как бы прося разрешения войти во двор и в дом. Хозяин дома выходил их встречать и приглашал войти. В избе они пели о несчастной доле рекрута, который вынужден расстаться с отцом, матерью, братьями, сестрами, со всем, что ему дорого (приложение 1). Затем он просил у хозяйки ленту, монетку, молоток, друзья придерживали, призывник прибивал монеткой ленту к матице , а молоток с силой бросал на пол через левое плечо (приложение 2,16). Все смотрели, как упадет молоток: по поверию, если он становился вертикально, значит, юноша после службы благополучно вернется домой, тогда как падение молотка считалось плохой приметой. Ленточка на память (син-пельлы) висела до возвращения солдата. Вернувшись со службы, он сам ее снимал. Одновременно в доме могло висеть несколько ленточек, и хозяева помнили, кто прибивал каждую из них».
Заметим, что это обрядовое действие было распространено в ряде многих районов, в некоторых районах его и сейчас еще можно увидеть, но уже редко, хотя с бросанием молотка судьба новобранца, естественно, теперь уже никак не связывается.Старейшая жительница Дубровского Никонова Мария Павловна была очень рада теме нашего разговора: «После угощения новобранец благодарил за хлеб-соль и шел по приглашению в другой дом, где все повторялось. Так с песнями он обходил поочередно всех родных и близких друзей, а если позволяло время, ездил к родственникам, живущим в других деревнях. В каждом доме ему дарили и дарят вышитые полотенца (приложение 13), при этом поют определенную мелодию- «гур». Угощают хлебом-маслом и говорят в дальний путь напутственные слова: «Вэйвылти кадь мыныса- вэйвылтиик кадь бертыса». У иных набиралось до 30 и более полотенец, одно из них брал с собой, остальные отдавал родителям, которые впоследствии дарили их другим рекрутам.Прощаясь с деревней, новобранец в компании друзей, распеваярекрутские песни, катался по деревне на лошадях, запряженных в лучшую сбрую; к дуге подвешивали колокольчик, ленты и полотенце. Такое гуляние (салдатпи юмшан) продолжалось все дни до отъезда» (приложение 5,18).Анисимов Григорий Григорьевич (приложение 4): «В день отъезда односельчане приходили к рекруту в дом на проводы. Женщины несли угощение, а те, в чьих домах новобранец не побывал, приносили полотенца, девушки дарили ему вышитые носовые платки, кисеты, молодые люди — бумагу, карандаш, чтобы письма писал, кто-то насыпал ему табак, кто-то давал деньги. Одним словом, каждый что-либо дарил ему с выражением различных добрых пожеланий и просьбой не забывать их. Он всех благодарил, просил простить, если кому что не так сказал, и не поминать лихом. В доме всех угощали.В назначенный час ко двору подавались лошади и все выходили из дома. Перед отправлением из дома рекрут в последний раз обходит родительский дом, шалаш, все строения, затем входит в избу. Пожилая женщина берет в руки у него головной убор, обходит вокруг печи три раза по часовой стрелке, проговаривая слова об успешном прибытии обратно. Из дома выходит, пятясь назад, а мать бросает ему под ноги какую-нибудь материю. Провожающие верят, что это поможет юноше вернуться домой. Поют прощальную песню (приложение 6,8)».
В Алнашском районе, например, по рассказам пожилых информаторов, перед выходом из дома рекрут обращался к матице со словами: «Возьмамонэ, мумыкор!» (Оберегай, жди меня матица!). Шараборина Галина Алексеевна делится воспоминаниями: «До конца деревни шли пешком, у полевых ворот большинство провожающих прощалось с ним, несколько человек родственников и близких друзей садились вместе с ним в повозку (приложение 3). Новобранец стоял, повернувшись лицом к деревне, махая платком, пока она не скроется из виду. В иных случаях, особенно, если он был женат, ему после прощания не советовали оглядываться, а его жене смотреть ему вслед, говоря, что от этого они оба сильнее будут тосковать. Во времена советской власти-колхозов- рекрутов увозили из деревень до райцентра на машине, а позднее- на автобусе».Народные традиции, народная мудрость, помогали молодому человеку прочувствовать всю важность и значимость служения Отечеству.
Макшакова Мария Евдокимовна родилась в деревне Калашур и прожила здесь всю жизнь, вырастили они с мужем пятерых сыновей, четверо с честью отслужили в рядах Советской Армии: «По приходу из армии служивый проверял на месте ли его монетка, но её не забирал. Родня, выражая радость благополучного возращения, приглашали его в гости. На стол обязательно подавали традиционные пироги. Служивый обязательно посещал те дома, в которых была его монетка и снова при поддержке друзей, но уже зубами, вытаскивал ее из матицы».
Таким образом, односельчане выражали своё уважение молодому человеку, достойно исполнившему свой гражданский долг защиты Родины.
Заключение. 
Рассказы местных жителей об обрядах ухода строятся как описания перемещений. Вначале - гульба по всему селению и между деревнями, обходы домов - т.е. максимальный охват всего значимого пространства. Затем - прохождение через ряд особо отмеченных точек: храм - кладбище - двор - дом. В каждой из этих точек совершаются определенные обрядовые действия, кульминацией которых служит прощальное застолье. Значимое пространство вначале охватывается, а затем стягивается в точку у праздничного стола. Рекрут прощается с домом, хозяйством и скотиной. Провожают рекрута до околицы, и только там ему позволено сесть на коня (в машину). Делалось это, чтобы не допустить полного сходства с похоронной процессией. Похоронные и рекрутские обряды, посвящены самым горестным, трагическим событиям в жизни человека, уход в солдаты народом психологически приравнивался к смерти. Поэтому во время шествия по селу одновременно причитывают и поют песни.
В настоящие время обряд проводов рекрута в армию не потерял своего значения. В районном военкомате отметили, что призывники из сельской местности, где сохранены народные традиции, с охотой идут на военную службу. Одной из причин является почёт, с которым провожают новобранца. Результаты опроса населения к отношению к службе в армии современных молодых людей, живущих в провинции, показывают, что в их оценке значения службы направлены для реализации «правильного» мужского начала и приобретения нового социального статуса – статуса взрослого мужчины.
Независимо от национальной принадлежности, во время выполнения обряда молодой человек проникается сознанием того, что только он может защитить свой дом, своих родных и своих односельчан. Он понимает, что ему доверяется не просто оружие или военная техника, а право защищать свою Родину. Обряды, связанные с военной службой в разных населенных пунктах, имеют свои отличительные черты и особенности. Это говорит о древности данного обряда. И тогда кому-то нужно было защищать родной дом, а это испокон века было прерогативой мужской половины [3].
Известные исполнител УР Николай Анисимов в соавторстве выпустил сборник обрядовых песен нашей местности, источниками которых являются сторожилы деревень Дубровский и Калашур (приложение 18). Собирая материал для данной исследовательской работы, а она у меня первая, я могу сделать вывод, что на сегодняшний день женщины-матери чуть старше сорока испытывают неподдельный интерес к обряду «Армиекелян». Они поют песни, придерживаются традиций, что очень радует.
«Если человек равнодушен к истории своей страны, истории своей семьи, не дорожит семейными реликвиями, не гордится своим домом, не знает истории своего народа, не интересуется историей улицы, то вряд ли в нем сильны патриотические чувства».
Список литературы
Владыкин В. Е. Аграрные культы удмуртов/ Ежегодник этнографического музея СССР/ Вопросы этнокультуры финно-угров.Таллин, 1981.
Удмурты: Историко-этнографические очерки. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы,1993.
Христолюбова Л.С. Пичигуртлэн бадзым праздникез/ Молот, №10, 1981.
Чуракова Р.А., Владыкин В.Е. Обряд «Армиекелян» в номинальном обряде удмуртов/ Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Таллин, 1986.
Интернет-ресурсы:
5.dm-iz.com6.BestReferat.ru7.alibudm.ruСведения об информаторах:
1. Камашева Ксенья Павловна , 1940 года рождения, проживает в Киясовском районе в деревне Калашур2. Никонова Мария Павловна , 1926 года рождения, проживает в Киясовском районе в деревне Дубровский3. Шараборина Галина Алексеевна , 1951 года рождения, проживает в Киясовском районе в деревне Дубровский4. Анисимов Григорий Григорьевич, 1940 года рождения, проживает в Киясовском районе в деревне Дубровский
5. Камашева Нина Васильевна , 1957 года рождения, проживает в Киясовском районе в деревне Калашур6. Ешкеева Александра Гавриловна , 1946 года рождения, проживает в Киясовском районе в деревне Калашур7. Макшакова Мария Евдокимовна, 1939 года рождения, проживает в Киясовском районе в деревне КалашурПриложения
Приложение 1.
Убоен-убоенУбоен-убоен, вожсугонэдКурытэнызкызьысиед?
Вожсугон кадь вожмугорыд-
Кызьычидасалюкиськод?
Припев:
Геры кутонкиосыд но
Пычалкутозы, дыр, табере.
Геры чур кузяветлонпыдъесыд-
Кузь сюреслегалоз, дыр, табере.
Камдуршашы кадь йырсие вал
Чик тол тугатэкпогралоз.
Яблокпу кадь мугоры вал-
Чик коратэкшуялоз.
Припев:
Гуртэ шоры учкиськоке,
Эмезькисьматозьпукисько.
Солдатэмынонмемалпаськоке-
Синьмыкуасьмытозьбордисько.
Приложение 2.
***
Ваемынымзарни молот,
Ваемынымбуртчин лента.
ВаемынымазвесьуксеМумыкоречукшуккоТа шуккемчукъесмеБертытозямвозелэПуксилэм но тузонъессэТылыосыншуккылэ.
Приложение 3.
Лекрут-гурТу-тут гинэкарылозугПассажир но поездэтСизьылбасьтэмсолдатъессэАли ке но возьмасаПуксед вагон урдэсэ но
ЧыпзэшуккозбамвыладКыньэмсиньестэУсьтыса уд вуы- вуодмуртмузъемвылэ.
Шундызужабергаса но
УлшонуэпиштысаЗечкеветлидбертод али
Шундысяменбергаса.
Эн вунэтывожтурынэзЭн вунэтысяськазэЭн вунэты тон милемызУм вунэты ми тонэ.
Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.

226695300355Приложение 14.
Приложение 15.
365125361315
Приложение 16.

Приложение 17.

Приложение 18.
Е.Б.Вершина, И.В. Пчеловодова, Н.В.АнисимовНародное творчество Удмуртии «Тигырмен гуръес»
(сборник песен с нотным приложением)
Ижкар-2011
Приложение 19.
Диск с видеозаписями.