Самоанализ классного часа для 2 класса «Учимся общаться с окружающими» с использованием игровых технологий.


Самоанализ классного часа для 2 класса «Учимся общаться с окружающими» с использованием игровых технологий.
Форма проведения мероприятия: беседа с элементами игровой и проектной деятельности.
Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.
Задачи:
создать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность отношений;
способствовать сплочению классного коллектива;
создавать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей обучающихся.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся учатся проявлять доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдать этические нормы общения с окружающими; 
Метапредметный: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками); регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательные УУД (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений; развивают критическое мышление); 
Предметный: обучающиеся знакомятся с понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.
Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.
Принципы обучения: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип последовательности, принцип творчества.
Методы воспитания:
методы взаимодействия и накопления социального опыта (временная работа в группах, игра, педагогическое требование);
метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа, рассказ);
методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);
метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости, оперативный контроль);
метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание, игровые действия);
метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности).
Методы обучения:
методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, игровыми формами обучения, формирование готовности к восприятию, выстраивание игрового сюжета);
методы получения знаний (объяснение, беседа, демонстрация, упражнения);
метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения, игровые виды деятельности).
Дидактические средства: 
демонстрационные: компьютерная презентация, мягкая игрушка, макет солнца.
индивидуальные: лист бумаги, фломастер, ручка, карточки с заданиями. 
Классный час «Учимся общаться с окружающими» предусмотрен в начале учебного года (октябрь 2016г.), с целью сплочения классного коллектива после отвыкания детей друг от друга за время летних каникул и создания адекватного эмоционального фона общения для дальнейшей работы в новом учебном году.
Классные часы с подобной структурой проводятся в данном классе не в первый раз. Замечено, что детям в начальной школе на уроках интересны игровые, занимательные сюжеты, поэтому данные виды деятельности в достаточном количестве предусмотрены на рассматриваемом мною мероприятии.
Включение в классный час игровых тренингов, упражнений определены также темой моего самообразования на 2016-2017 учебный год «Игра - важнейшее средство воспитания и развития детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС», которая и положена в основу представленного мероприятия. В ходе разработки сценария классного часа я попыталась включить игры или игровые тренинги на все этапы мероприятия:
1.Организационный этап - игра «Встреча взглядами».
2.Мотивационно-целевой этап - игровой тренинг «Рисуем в парах».
3.Основной этап - упражнение- игра «Встреча», игровая инсценировка «Приветственные жесты в разных странах», упражнение- игра «Дарите комплименты», упражнение-тренинг «Подели на группы».4. Этап рефлексии - дидактическая игра «Закончите предложения», подвижная игра «Салют».
Я считаю, что данное включение целесообразно, т.к. из моей работы по самообразованию следует, что «игра детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир. Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда».
Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший способ обеспечения эмоционального отклика на воспитание личности ребёнка в группе продлённого дня или в наших условиях полного дня (школа- интернат) .Доказано, что игра, включенная во внеклассное мероприятие, способствует:
1. личностному включению ребенка в процесс социализации;
2. проживанию ситуации успеха именно сегодня, а не завтра, с позиции реального, а не словесного равенства со взрослым;
4. апробации различных стилей деятельности и взаимоотношений;
5. возможности оказания и получения практической помощи;
6. участию в коллективной (групповой) деятельности;
7. тренировке навыков рефлексии -
и поэтому, игровые приемы так необходимы при проведении любого внеурочного мероприятия.
Использование различных игр и развивающих упражнений в работе с младшими школьниками оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Создаваемый во внеурочной деятельности благоприятный эмоциональный фон в огромной степени способствует и развитию учебной мотивации, что немаловажно для успешной учебной деятельности ребенка.
Игра синтезирует познавательную, трудовую, творческую активность. Характер же этого действия должен быть игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего социального опыта. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагают усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В своей работе по самообразованию я рассмотрела следующие виды игровых технологий, которые постаралась включить в разработку анализируемого мною классного часа:
- подвижные игры – как важнейшее средство физического воспитания детей, развития чувства коллективизма, выработки воли, характера, творческой инициативы. (Игра «Поздороваемся», «Салют»);
- сюжетно- ролевые игры, способствующие нравственному развитию ребенка, развитию фантазии, воображения и речи. (Игры «Встреча», «Приветственные жесты в разных странах»);
- дидактические игры, способствующие развитию познавательной, нравственной, трудовой, физической, эстетической деятельности младшего школьника (игровой тренинг «Рисуем в парах», «Закончите предложения», «Подели на группы»); - игры, способствующие социализации ребенка («Дарите комплименты»).
Остановимся более подробно на видах запланированной деятельности и достижения поставленных задач в ходе организационных этапов классного часа.
Классный час начался нестандартно: детям с помощью игры «Встреча взглядами» было предложено найти себе партнера на данное мероприятие и сесть с ним за одно рабочее место. Я считаю, что данный подход был разумен в заданной тематике мероприятия, т.к. с первой минуты задавал тон сегодняшнему общению и подводил детей к теме классного часа. Поэтому, задача данного организационного этапа мероприятия: активизировать внимание детей, создать настрой на работу была решена.
Задача мотивационно - целевого этапа была следующая: мотивировать обучающихся на классный час, создать условия для определения темы и постановки целей классного часа. С помощью игрового тренинга в парах «Рисуем дерево», обсуждений и рассуждений по ходу выполнения тренинга, задача была реализована в полном объеме: дети точно смогли сформулировать цель урока, рассказать для чего нужно общение, назвать различия при общении со сверстником и взрослым человеком.
На третьем этапе основными задачами было «развивать умение составлять целое из частей», «развивать умение сотрудничать со сверстниками», «развивать творческие способности».
Данные задачи реализовывались путем применения основных методов моего классного часа:
беседы (про фразы приветствия и расставания, про мимику и жесты, комплименты, обиду, про качества, которые помогают и мешают общению);
работы в группах (инсценировка «Встреча» (по рядам), упражнение «Подели на группы» ( парами));
формирования социального опыта:
через следующие приемы:
игры («Поздороваемся», «Комплименты»),
инсценировки («Встреча», «Приветственные жесты в разных странах»),
упражнение («Подели на группы»).
На данном, основном, этапе классного часа дети активно обсуждали ситуации, которые случаются с людьми в процессе общения, предлагали свой результат, добивались самостоятельного исполнения поставленных мини - задач.
В основном этапе проводились игры «Дарите комплименты», «Поздороваемся», в которых ребята с помощью игрушки делали друг другу комплименты, изображали мимикой и жестами, как здороваются вымышленные персонажи (использовался элемент неожиданности). Игры детям понравились, так как на их лицах я увидела улыбки.
Также я использовала работу в парах с карточками, работу в больших группах по выполнению задания по инсценировке, способствующую формированию добрых отношений между детьми, развитию стремления быть терпимыми, доброжелательными, вежливыми.
В заключительной части - рефлексии кроме дидактической игры «Закончите предложения» и подвижной игры «Салют» я использовала проектную деятельность.
Проектная деятельность «Солнышко» помогла подвести итоги классного часа. В ходе нее в игровой форме группы ребят самостоятельно на лучах сформулировали правила общения, о которых мы говорили на классном часе раннее, и составили Свое яркое солнце дружбы. В этом задании ребята составляли правила коллективно, обговаривая и повторяя изученные истины успешного общения.
Также на этапе рефлексии я провела дидактическую игру «Закончите предложения», которая помогла сделать вывод об эффективности проведенного мной мероприятия.
Подвижная игра «Светофор», проведенная в конце классного часа, помогла сохранить у детей позитивный настрой, сблизить классный коллектив и закрепить у них знания о том, что для успешного проведения любых действий в большом коллективе необходимо правильное словесное общение.
В течение всего занятия для активизации познавательной деятельности использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; разные методы: словесный (беседа, рассказ), практический (проблемно-поисковый), методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм), рефлексия. Они способствовали развитию у детей навыков общения, проведению совместной деятельности, проявлению их личных качеств.
Весь классный час для лучшего усвоения нового материала сопровождался наглядным материалом (компьютерной презентацией). На классном часе также использовался раздаточный материал.
Психологическая атмосфера на занятии была доверительная, эмоциональная, доброжелательная. Все задания ребята выполняли с удовольствием.
Считаю, что классный час прошел эффективно, т.к. учащиеся смогли выполнить все поставленные задачи на отдельных этапах занятия, добиться заявленной цели мероприятия и достичь планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных). Все ученики работали на высоком уровне, свободно высказывали свои мнения, идеи.
Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей начальной школы, мною учитывались индивидуальные возможности детей именно моего класса.
Главное, чего я хотела добиться на классном часе - научить детей общаться. Я думаю, что это получилось, т. к. дети даже во время проведения классного часа были активными, непосредственными, внимательными и самокритичными.
Упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы), который я делала на анализируемом классном часе в соответствии со своей темой самообразования, был оправдан и весьма эффективен, т.к. игра - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия. По-моему мнению, для учеников начальной школы необходимо в каждое занятие включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических и умственных процессов.
Таким образом, сравнивая желаемый результат с реальным, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приёмов и форм обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели классного часа реализованы.