Программа внеурочной деятельности для 5 класса ДАВАЙ ОБЩАТЬСЯ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Веселовская средняя общеобразовательная школа №1
Адрес: 347780, Ростовская область, Веселовский район, п. Веселый, пер. Комсомольский, 57«Утверждаю»
Директор МБОУ Веселовская СОШ №1
Приказ от №
Г.Ф. Евдокимова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
курс:
«Давай общаться»
направление: социальное
Срок реализации программы: 1 год (35 часов)
Класс: 5 А
Возраст детей: 11 лет
Автор: Попова Светлана Юрьевна
Программа разработана на основе:
Авторской программы Шустова Л.А. «Введение в общение. Человековедение». // Вопросы психологии, №4. - 1990.
п. Весёлый
2016 год
Рабочая программа курса «Давай общаться» разработана на основе авторской программы Шустова Л.А. «Введение в общение. Человековедение» и нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
Письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;
Письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями);
Устав ОО утвержден Постановлением Администрации Веселовского района № 453 от 23.11.2015;
Образовательная программа основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ приказ №1 от 24.08.2015 № 367;
Внесение изменений в образовательную программу основного общего образования МБОУ Веселовская СОШ приказ №357 от 20.06.2016 года;
Учебный план МБОУ Веселовская СОШ №1 внеурочной деятельности основного общего образования на 2016-2017 учебный год ( приказ № 327 от 20 июня 2016 года);
Учебный план МБОУ Веселовская СОШ №1 среднего общего образования на 2016-2017 учебный год ( приказ № 327 от 20 июня 2016 года).
Назначение: программа «Давай общаться» имеет социальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Программа внеурочной деятельности «Давай общаться» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Актуальность и перспективность курса: Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.). Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Программа курса «Давай общаться» рассчитана на обучающихся 5 классов (11 лет). В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Годовая нагрузка – 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий составляет 45 минут во второй половине дня.

Цель - создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии.
Задачи:
Познавательный аспект
- познание собственной личности подростка посредством межличностного общения;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитательный аспект
-способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
- воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность)

Планируемые результаты освоения курса
Метапредметные результаты изучения данной программы выражаются в следующих качествах:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
творчество.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
В этом курсе используются методы активного социального обучения: ролевые игры (РИ), групповые дискуссии (Д), проигрывание и анализ жизненных ситуаций (ПАС), сказкотерапия, а также метод «стимульной информации» (знания, которые даются ребенку в хорошо продуманной, лаконичной форме понятной для ребенка, интересной информации, действующей на воображение ребенка, вызывающей у него различные ассоциации и познавательный интерес). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

раздела Содержание курса Кол-во часов Сроки
изучения Характеристика основных
содержательных линий Темы практических, творческих работ Вид
контроля
1. Знакомство. 5 Рассмотреть различные виды общения и варианты их использования. Дать понятие о гибкости в общении и потренировать ее на практике. «Твоё общение. Какое оно?» Рисунок
2. Особенности общения. 2 Повысить коммуникативный уровень учащихся. Ознакомить с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. Учимся понимать себя и других. План качеств Рисунок
3. Конфликт. 3 Определить качества, важные для процесса общения. Работа в парах
4. Мои права и права других людей. 2 Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. Работа над буклетом Буклет
5. Особенности невербального общения. 4 Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. «Знак» Беседа
6. Игра в театр. 2 Овладеть начальными навыками копирования вербального и невербального поведения людей. Игра «Крокодил» Презентация
7. Понять другого. 2 Дать понятие о синтонической модели общения. Научить давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения. 8. Дискуссия. 3 Показать важность проявления искреннего благожелательного отношения к собеседнику для успешности коммуникативного процесса. Ознакомить учащихся с позициями общения, научить распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации. Научиться грамотно дискутировать. 9. Этикет. 3 Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
«Я и группа» Тест
10. Эмпатия и рефлексия. 3 Выделить важные для публичного выступления факторы. Развить сенсорную остроту, овладеть начальными навыками визуальной, аудиальной и кинестетической калибровки. Открытость, искренность, «общение без масок». Ролевая игра
11. Общение с прекрасным. 2 Работа с понятиями. Беседа
12. Правила общения в моей жизни. 4 Викторина
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия Тема занятия Дата
Содержание занятия
Характеристика основных видов деятельности Оборудование
1/1 Инструктаж по тб.
Вводное занятие. Вводное занятие. Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;
знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение.
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Компьютер
2/2 Давайте познако-мимся, друг другу улыбнувшись!
Рассмотреть различные виды общения и варианты их использования. Дать понятие о гибкости в общении и потренировать ее на практике. 3/3 Знаки внимания при общении. Ознакомить с понятием о знаках внимания в процессе коммуникации, освоить навыки пассивного и активного слушания. Повысить коммуникативный уровень учащихся. Мяч
4/4 Моё любимое имя!
Развитие диалогической речи, учить выражать своё мнение, развивать дикцию, темп, ритм. Мяч
5/5 Ты и твои желания. Выявление ценностной ориентации ребенка; общность и индивидуальность желаний (Чего ты хочешь? О чем мечтаешь? Если бы я был волшебником – РИ).6/1 Качества, важные для межличностного общения. Расширять понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Мяч,
компьютер
7/2 Качества, важные для межличностного общения. 8/1 Ссоры и споры. Учить поиску конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развивать невербальные средства общения, интонационную выразительность. Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. Презентация
9/2 Конфликт. Классификации конфликтов. Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения. 10/3 Конфликтные ситуации. Дополнительный материал
11/1 Мои права и права других людей. Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими. 12/2 Мои права и права других людей. Презентация,
мяч
13/1 Язык жестов и движений. Познакомить учащихся с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Учить воспринимать несловесную информацию. Упражнять в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. 14/2 Обратная связь в общении. 15/3 Открытость, искренность, «общение без масок». Развитие коммуникативных способностей. Формировать умение согласовывать свои действия с действием партнѐра. Развивать творческую инициативу. этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра. Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;
знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
формулировать собственное мнение и позицию. Музыкальное оформление
16/4 Общение на расстоянии. 17/1 Зрители и актёры. Развивать коммуникативные способности. Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнѐра. Развитие творческой инициативы. Подготовка к благотворительному концерту. 18/2 Зрители и актёры. 19/1 Как мы понимаем себя и другого. Понимание себя и оценка других. Как и для чего нужно стать лучше. Подумал, сказал, сделал. (ПАС, РИ). 20/2 Умение видеть смешное. Чем полезен юмор? Шутка добрая и злая. Умение выходить из критической ситуации с помощью чувства юмора (ПАС, РИ). 21/1 Правила ведения дискуссии. Показать важность проявления искреннего благожелательного отношения к собеседнику для успешности коммуникативного процесса. Интерактивная доска
22/2 Психологические особенности публичного выступления. Выделить важные для публичного выступления факторы. Развить сенсорную остроту, овладеть начальными навыками визуальной, аудиальной и кинестетической калибровки. 23/3 Дискуссия на проблемную тему. Интерактивная доска
24/1 Поведение в театре, кино, цирке, на концерте. Правила поведения в диалоге: соблюдение речевого этикета, правила вежливости. Правила стиля. Презентация
25/2 Искусство одеваться. 26/3 Мода. Одежда в школе и дома. 27/1 Эмпатия. Освоить навыки эмпатического слушания с использованием обратной связи. Овладеть навыками эмпатии и рефлексии для эффективного восприятия и понимания собеседника. 28/2 Эмпатия и рефлексия. Интерактивная доска
29/3 Эмпатия и рефлексия. Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;
знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
30/1 Как слушать музыку. Формирование знаний о себе. Правила слушания. Тесты
31/2 Красота – сестра добра и разума. 32/1 Поведение в общественном месте. Изучить функцию внимания, его виды и свойства. Виды побуждений: просьба, приказ, совет; различия между ними.
Слагаемые диалога: речь, мимика, жесты, обстановка, в которой происходит речевое общение. Компьютер
33/2 Культура общения с телом– гигиена. 34/3 Поведение в лесу. Общение с природой. Интерактивная доска
35/4 Мое поведение. Итоговое занятие. Всего: 35 часов
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия:
Б.В.Куприянов. М.И.Рожков, И.И.Фришман. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. Учебно-метод. Пособие. – М.,2001.
Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.,2010.
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методиче-ский конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
Л.А.Шустова «Введение в общение. Человековедение» Ж: «Вопросы психологии» № 4, 1990.
Н.Н.Амбросьева. Классный час с психологом: сказкотерапия для Школьников. М: Глобус, 2007.
С.И. Гин. Мир человека: методическое пособие для учителя начальной школы. – М: Вита-Пресс, 2006.

Оборудование:
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран
интерактивная доска;
игровые средства обучения;
канцелярские принадлежности;
магнитофон;
карточки для интеллектуальных игр.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ Веселовская СОШ №1
от « » 2016 года № 1
Беркун О.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Т.В. Никонова
« » 2016 год