Конспект урока на тему «Потребители и разрушители экосистемы леса»


Тема: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Цели урока:
1. Предметные: формировать целостную картину окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.
2. Метапредметные:
Познавательные:
• развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;
• извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.
Регулятивные:
• создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока;
• продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;
• корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией.
Коммуникативные:
• развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;
• формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения.
3. Личностные: через пример взаимосвязи всех жителей леса и результат их совместной деятельности, прививать детям общечеловеческие нравственные ценности, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.
Задачи:
повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;
раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (рисунки, изображающие обитателей леса).
Ход урока.
Ι. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок.
- Ребята, у вас хорошее настроение? Мне хочется, чтобы ваше настроение улучшилось. Давайте скажем друг другу комплименты, похвалим себя.
- Желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.
II. Актуализация знаний.
- На столах лежат листы с вопросами, на которые вы должны будете ответить в течение определенного времени (1 мин.). Но сначала вспомним правила работы и сотрудничества в группах. (1 слайд) (Обучающая структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИНКакие профессии живых организмов вы знаете?

«Что такое место обитания?
Что такое экосистема?
Что относится к неживой природе?
Что относится к живой природе?
Что такое круговорот веществ?
С какими экосистемами мы уже познакомились? (Озеро, болото, луг, лес)
(на доску вывешиваются названия экосистем)
лес
луг
болото
озеро

- Скажите, а эти экосистемы как-то зависят друг от друга?
(Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото) (между экосистемами вывешивается стрелочка)
(Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)(между экосистемами вывешивается стрелочка)
- Луг при определенных условиях может смениться другой экосистемой?
(Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти все выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут)(между экосистемами вывешивается стрелочка)
озеро
лес
луг
болото


-Так в чем сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые)-Какой вопрос в связи с этим возникает об экосистеме леса? (А лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?) (2 слайд)III. Проблемная ситуация. Сообщение темы урока.
- На прошлом уроке мы говорили о лесных производителях. Почему лес называют сложной экосистемой? (Лес – это экосистема из нескольких «этажей». Верхний «этаж» леса занимают деревья. Ниже идут кустарники, нижний «этаж» занимают травы). (3 слайд)
- Откройте учебники на с.62, прочитаем диалог Лены и Миши.
- Как вы думаете, права ли Лена?
- На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса?)
- Итак, тема нашего урока …… (4 слайд)
IV. Поиск решения проблемы.
- Легко ли в лесу найти животных? (нет, мы их видим не сразу)
- Почему? (Животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся в листве деревьев, в траве)
- Каких обитателей леса вы знаете?
Сегодня ребята по специальному заданию приготовили сообщение о роли некоторых обитателей леса. (5 слайд) (6 слайд)(7 слайд)
- Рассмотрите рисунок на с.62.
– Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (Цепь питания.)
V. Самостоятельное применение знаний.1. Работа в группах. (Обучающая структура РАФТ)
– Составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу. (Группы получают наборы названий, фотографий живых организмов леса.)
Готовые работы дети вывешивают на доску.
Какова роль животных – потребителей? (Потребители участвуют в круговороте веществ)
- Кто выполняет роль разрушителей? (дождевой червь, бактерии и даже грибы)
- В каких условиях живут разрушители? (Им необходимы питательные вещества, влага)
- Вы все бывали в лесу. Какие там условия? (В лесу влажно, благоприятные условия)
- Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушителей в экосистеме будет много, и они справятся со своей работой. Значит, круговорот будет замкнутым).- Что можно сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема).
- На какой вопрос мы должны были ответить в течение урока? (Роль животных? Животные, являясь потребителями, регулируют круговорот веществ в экосистеме леса).- Человек может повлиять на жизнь в экосистеме? Как? (Может нарушить полноценную жизнь леса).
2. Игра. (8 слайд)
На экране: весенний лес, цветут ландыши.
- Посмотрите на экран. Как прекрасен весенний лес. Я предлагаю вам обучающую структуру КОНЭРС. Посмотрите на надписи в углах.
Эксперты
Защитники природы
Гости леса

Сейчас подумайте, какую роль вам хотелось бы исполнить, и выберите свой угол.
Дети выбирают свой угол. цветы букет богатство,
подарить плохо беречь,
букет завянут правила
стоят исчезнут поведения
уют пустой в лесу
пахнут вред не нанести природа
На экране: (9 слайд)
- Вам даны ключевые слова, относящиеся к вашей «профессиональной деятельности».
Используя их, сыграйте свою роль.
Дается время на обдумывание (1 минута)
- Слово вам, « гости леса».
- Слово вам, «защитники природы».
- Слово вам, «эксперты».
(вернуться к 8 слайду)
- Ребята, я не зря предложила вам разговор о ландышах. Ведь, чтобы ландыш зацвел, с того дня, как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Вы уже, ученики 3 класса, успеете за это время стать студентами ВУЗов. Подумайте об этом.
VI. Итог.
- При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? (Если круговорот веществ будет замкнут.)
VII. Оцените свою работу, подняв кружочки.
VIII. Д/з чтение текста & 16
IX. Рефлексия (10 слайд)
Мне понравилось …
Я хочу похвалить себя за то, …
Я понял(а), что …