Педагогический проект «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»


Ханты-Мансийский автономный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
города Нижневартовска
Педагогический проект
«Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»
учителя начальных классов
Миллер Марины Алексеевны
Нижневартовск, 2014
Содержание
страницы
Краткая аннотация проекта…………………………………………3
Обоснование необходимости проекта ……………………………4-8
Цели и задачи проекта……………………………………………. ..9
Основное содержание проекта……………………………………..10-19
Ресурсы ………………………………………………………………20
Партнеры …………………………………………………………….21
Целевая установка…………………………………………………...22
План реализации проекта………………………………………….. 23
Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………24
Перспектива дальнейшего развития проекта……………………..24
Список литературы…………………………………………………..25
Краткая аннотация проекта
Педагогический проект посвящен использованию проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средства формирования ключевых компетенций.
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса формирования ключевых компетенций у младших школьников. Основная часть работы посвящена описанию методов и средств реализации педагогического опыта.
В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата – презентация практико - ориентированного проекта.
В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования названных педагогических и информационных технологий являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, интеллектуальных соревнованиях различного уровня.
Данная работа содержит приложения педагогического опыта и список информационных источников, использованных в работе.
Обоснование необходимости проекта
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится математике.
Компетенция – готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности психологические особенности, ценности и т.д. Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д. Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать ученику задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность. Т.е. компетентностный подход – это подход, реализующий деятельностный характер образования. Под ключевыми компетентностями нами понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Говоря о математике, одной из главных целей обучения является подготовка учащихся к повседневной жизни, развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Опыт основан на глубоком и всестороннем анализе педагогических проблем, выявившим противоречия между имеющимся положением в системе образования и оптимальным ее состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Разрешением этих противоречий и будет являться проект по формированию ключевых компетенций у младших школьников на уроках математики.
Актуальность данного проекта определяется многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Актуальность педагогического проекта для МБОУ «СОШ№40» состоит в том, что он является составной частью «Программы развития школы», реализуемой в образовательном учреждении.
Педагогический проект реализуется в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность педагогического проекта для города и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений. Педагогический проект реализуется в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное обучение.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:
ситуация неожиданности;
ситуация конфликта;
ситуация несоответствия;
ситуация неопределенности;
ситуация предположения;
ситуация выбора.
Используя данные проблемные ситуации на уроках математики необходимо формировать такие компетенции:
информационная;
коммуникативная;
исследовательская;
готовность к самообразованию.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:
1) создание проблемной ситуации;
2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формированию учебной проблемы;
4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречия, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций с удивлением можно заложить противоречия между двумя (или более) положениями, которое создаётся приёмами, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимозаключающие научные теории или чьи-то точки зрения или сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. В основе проблемных ситуаций с затруднением лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приёмами, текст побуждения для каждого из шести приёмов будет свой. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: Какова будет тема урока? или Какой возникнет вопрос? При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой (нет). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнутся следующим образом. Сначала сказать слово так, чтобы показать ученику, что его мысль услышана и принята к сведению, а затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее? В результате постановки учебной проблемы возникает проблемная ситуация.
Учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.
Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Объект исследования: процесс формирования ключевых компетенций на уроках математики.
Предмет исследования: методы и приемы технологии проблемного обучения на уроках математики.
Педагогический проект направлен на дифференциацию содержания образования, индивидуализацию обучения, на построение индивидуальных образовательных программ для каждого обучаемого, включая широкое использование возможностей методов и приемов проблемного обучения.
Гипотеза: процесс формирования ключевых компетенций младших школьников на уроках математики будет эффективен, если при организации учебной деятельности учащихся будут использованы приемы технологии проблемного обучения.
Продукт педагогического опыта – авторский модуль
«Использование методов и приемов проблемного обучения на уроках математики»:
Информационный блок 1.Реферат «Проблемные ситуации на уроках математики в начальной школе».
2. Педагогический проект.
Методический блок 1.Электронное портфолио учителя.
2. Методическая копилка «Методы и приемы проблемного обучения на уроках математики».
3.Мини-сайт учителя на портале «Социальная сеть работников образования».
Исполнительский блок 1.Электронное пособие «Методы и приемы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе» ( по УМК «Планета Знаний»).
Контролирующий блок 1.Тестовые задания.
2. Задания для контрольных работ.
3. Анкеты.
Данный образовательный модуль относится к методическому комплекту «Планета Знаний». УМК «Планета Знаний» создан под общей редакцией И.А.Петровой
Цели и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для практического применения технологии проблемного обучения как средства формирования ключевых компетенций обучающихся.
Задачи проекта:
1.Изучить методическую и методологическую литературу;
2.Разработать авторский модуль применения форм и методов технологии проблемного обучения на каждом этапе обучения математике для формирования ключевых компетенций;
3.Разработать технологическую карту поэтапного формирования ключевых компетенций на уроках математики, создавая проблемные ситуации;
4. Провести мониторинг исследования;
5.Обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной технологии для реализации указанной цели.
Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:
изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов об образовании;
анализ учебников и школьной программы по математики в рамках ФГОС;
наблюдение за учащимися, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся, анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей.
Реализация педагогического проекта направлена на результаты:
мобилизация интеллектуальных ресурсов личности обучаемого с целью повышения эффективности обучения;
достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности учащихся;
повышения интересов учащихся к математике и учебному процессу в целом.
Для достижения результата мною были использованы следующие приемы:
переход от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
переход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
переход от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования.
Основное содержание проекта
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения). Итак, проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Главные цели проблемного обучения:
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Развитие профессионального проблемного мышления.
Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям и имеет следующую структуру:
Схема 1.
ДП ДУ
Создание проблемной Принятие проблемной
ситуации ситуации

Выявление проблемы
исследования
Управление поисковой Самостоятельный
Деятельностью обучаемых поиск



Обсуждение выводов
ДП – действие педагога
ДУ – действие ученика
умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:
выявление проблемы;
формулирование;
поиск решения;
решение.
Признаки учебной проблемы:
1.Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний;
2.Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто.
Алгоритм по работе с гипотезой:
выдвижение гипотезы;
ее теоретическое обоснование;
экспериментальная проверка гипотезы.
Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.
Признаки проблемной ситуации:
Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании.
Наличие неизвестного для учащегося.
Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска.
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия. Существует две основные функции учебной проблемы:
определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы;
формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
Схема проблемного обучения:
Новые ЗУН,
развитые СУД
Новые ЗУН, СУД
Поиск
Информация
Решение проблемы

Помощь
Проблема
(осознание неизвестного)

Анализ
учитель
Педагогическая проблемная ситуация
Проблема
(осознание неизвестного)

Ученик
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).
Исходя из задач начальной школы выделяют основные функции проблемного обучения, которые делятся на общие и специальные:
Общие функции проблемного обучения:
усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
формирование диалектико-материалистического мышления школьников как основы их мировоззрения.
Специальные функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
На уровне начального обучения, то есть в 1-4 классах, дети сталкиваются с многочисленными проблемными ситуациями, которые побуждают их к математическому мышлению. Уже простое распределение тетрадей, учебников может стать для учащихся первого класса проблемой, если мы их спросим, хватит ли учебных принадлежностей для всего класса. Видя относительно небольшую пачку тетрадей, дети, по всей вероятности, будут думать, что их не хватит, ибо имеют в виду величину тех м других элементов. Проверкой правильности предположения детей будет раздача тетрадей. Указанная проблема является примером сравнения одного множества с другим и оценки количества единиц множества. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Приемы создания проблемной ситуации.
Типы проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации
С удивлением Между двумя (или более) противоречиями. 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Между житейским представлением учащихся и научным фактом. 3.1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.
3.2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6.1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
6.2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Методика формирования ключевых компетенций включает в себя 5 этапов:
1-й этап – вводно-мотивационный.
Эффективными являются методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить какова основная учебная задача предстоящей работы.
2-й этап – открытие математических знаний
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие концентрации внимания, проведения, самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
3-й этап – формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.
4-й этап – приложения математических знаний
Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.
5-й этап – обобщение и систематизация.
Технологическая карта формирования ключевых компетенций на уроках математики
Приемы создания проблемной ситуации Примеры проблемной ситуации, задачи, вопроса. Формируемые ключевые компетенции
Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
определяет проблемные теоретические и практические задания
(например: исследовательские);
Особое место занимают задачи по математике для 2-4 классов, предлагаемые Г. Остером. Они остроумны, затейливы, умело учитывают особенности психологии младшего школьника.
Л.С. Рубинштейн говорил, что проблемная ситуация может начинаться с
чувства удивления, - Г. Остер “начинает” ее с чувства юмора.
Приведем примеры задач Г. Остера.
“На одной жужаре к нам прижакали 70 лямзиков, а на другой - на три
лямзика больше. Сколько лямзиков прижакали к нам на обеих жужарах?” “Хор, состоящий из 280 мальчиков и 105 девочек, исполняет задушевную песню. К счастью, лишь четвертая часть мальчиков и третья часть девочек орет во все горло, остальные только открывают рот. Найди разность между мальчиками и девочками, орущими во все горло.”
“Рост Кати 1м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом,
длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из - под одеяла?”
“40 бабушек ехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле без
глушителя ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три
мотоцикла с колясками, на каждом их которых поместилось по три бабуш-
ки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На отставших мотоциклах
сидело по две бабушки. Сколько всего мотоциклов было у бабушек?” Организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.
Данный прием должен активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.
Это даёт возможность детям ориентироваться в материалах учебника.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Учитель сталкивает противоречия практической деятельности Связь с жизнью
Пример: Почему гвоздь тонет, а резиновый мяч нет?
Связь с практической деятельностью учащихся.
Найти площадь классной доски, классной комнаты. Самостоятельно определить единицу измерения.
Связь с современностью.
Понаблюдай за поведение людей и дорисуй на схемах, какие причёски (брови, усы, бакенбарды, бороды…) имеют разные люди. [7,13].
Учитель:  Вчера, проверяя ваши самостоятельные работы, я обнаружила  такое решение примеров:
 25:3 = 7 (ост.4)                      58:9 = 7 (ост.5)
- Найдите ошибки.  Какой совет  вы хотели бы дать своему товарищу?
Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения?
Дети: - Надо выполнить проверку деления. Учитель формулирует проблемные задачи. Например:
с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление
«психологической инерции» и д.р.). Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, возникает:
1) между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данных задач. Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21
2+5*3=17
Найди ошибку в записях.
Верный вариант: (2+5)*3=21 2+5*3=17 Учитель побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог). Сравнить, не выполняя вычислений числовые выражения.
Типология задач наиболее полно разработана в курсе математики. Используя проблемы развития математических способностей учащихся, психолог В.А. Крутецкий приводит типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления. Знание учителем этой типологии – важное условие создания проблемных ситуаций при изучении нового материала, повторении пройденного и при формировании умений и навыков. Вот некоторые из них:
задачи с не сформулированным вопросом;
задачи с недостающими данными;
задачи с излишними данными;
задачи с несколькими решениями;
задачи с меняющимся содержанием;
задачи на соображение, логическое мышление.
Таким образом, постановка вопроса об использовании проблемных ситуаций не является новой для учителя, а требуют лишь правильного использования всех тех ресурсов, которые скрыты в начальном курсе математики.
Имеется свыше 20-ти классификаций проблемной ситуации. Наибольшее применение в практике обучения получила классификация М.И.Махмутова. Он отмечает несколько способов создания проблемных ситуаций, например:
1. При столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
2. При организации практической работы учащимися;
3. При побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводя их в столкновение с прежними житейскими представлениями;
4. При формировании гипотез;
5. При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
6. При побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;
7. При исследовательских заданиях.
Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели:
привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него подсознательный интерес и другие мотивы деятельности;
поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредствам намеченного запаса знаний, умений, навыков;
помочь ученику определить границы актуализируемых ранее усвоенных знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения;
помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности.
На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления требуют новых знаний, новых способов действий. Основными способами управления учением школьника является методы преподавания, содержащие приемы создания проблемной ситуации. Главными способами познавательной деятельности учащихся являются их самостоятельные работы творческого характера, выполнение заданий повышенной трудности, мотивированные интересом и эмоциональностью.
Говорить о проблемном обучении никогда не рано. Но, несомненно, необходимо учитывать возрастные особенности младших классов. Дети младшего школьного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста. Как отмечалось выше, проблемное обучение предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Поэтому творческую энергию у младшего школьника намного легче развивать, чем у взрослого, который никак не может отказаться от старых стереотипов. У младшего школьника, как правило, высокая самооценка, они более раскрепощены внутренне. Это большие плюсы, на которые нужно опираться при введении проблемного обучения в начальной школе.
Для доказательства своей гипотезы мы провели ряд диагностик: диагностика поведения ученика в проблемной ситуации, наблюдение над познавательной активностью детей, анкетирование учащихся для определения школьной мотивации. Диагностики проводились дважды: до применения элементов проблемного обучения в данном классе и после него.
Результаты диагностики (анкетирования) до применения приемов проблемного обучения:
Учащиеся замечают проблему, но не могут найти выход, решение. 45%
Учащиеся замечают проблему, могут найти выход, решение. 55%
Активность и пассивность учащихся находятся примерно в равных количествах. 45%
Активность превышает отвлекаемость. 55%
Результаты диагностики (анкетирования) после применения приемов проблемного обучения:
Учащиеся замечают проблему, но не могут найти выход, решение. 33%
Учащиеся замечают проблему, могут найти выход, решение. 67%
Активность и пассивность учащихся находятся примерно в равных количествах. 27%
Активность превышает отвлекаемость. 73%
После применения элементов проблемного обучения уровень активности детей повысился. Дети научились видеть в задании проблему, находить способы ее решения. У детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, исчез страх перед неизвестным, усилилось желание самостоятельно выполнять задания. В классе не осталось детей с повышенным уровнем отвлекаемости. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов. А связь между формированием положительной учебной мотивацией и проблемным обучением уже доказана. Кроме того, проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения
Ресурсы
Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.).
Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.
Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы по математике на основе государственных образовательных стандартов. Учебно - методический комплект «Начальная школа ХХI века», «Математика» В.Н. Рудницкая.
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы, электронные учебники, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel. Разработки компаний: «Кирилл и Мефодий». «Большая энциклопедия», серия электронных уроков и тестов математике.
Интернет-ресурсы:
http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".
http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".
 http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.
http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.
 http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат». И многие другие.
Информационно-методическая среда: теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы
Нормативно-правовые ресурсы: 
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Национальная образовательная инициатива
«Наша новая школа».
3.«Концепция модернизации российского образования».
4. Программа модернизации «Новая школа Югры».
Кадровое обеспечение Высшее образование, окончила Новосибирский педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального обучения», 1994 год.
Диплом ЦВ №113233.
Прошла следующие курсы повышения квалификации:
1. «Современные проблемы педагогики и психологии», 72 часа, г. Москва, 2010 год, сертификат удостоверение №2390.
2.«Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС – здоровье» для системы дошкольного и общего образования», 72 часа (очно - заочно), г.Санкт-Петербург, 2013год. Свидетельство. Регистрационный №ВО/216.
Партнеры
1. Обучающиеся (ученики 1-4 классов).
2. Родители обучающихся.
3. Администрация школы.
Инновационный опыт успешно внедряется учителями начальной школы нашего образовательного учреждения и города:
1. Ермалицкая Лариса Михайловна, МБОУ «СОШ№43»
2. Трошина Наталья Георгиевна, МБОУ «СОШ№18»
3. Алпыспаева Лейля Борисовна, МБОУ «Лицей №2».
Целевая установка
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя начальной школы, классные руководители, воспитатели), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников представлено в таблице 1
Таблица 1.
Количественные показатели участия педагогов и школьников в осуществлении педагогического опыта
2011 2012 2013
Количество
учителей-предметников 3 5 7
Количество воспитанников 52 78 98
План реализации проекта

п\п Мероприятия Сроки выполнения Ответственные
1 Изучение теоретического материала по методике и практике применения приемов технологии проблемного обучения. 2009 – 2010 учебный год Миллер М.А
2 Прохождение курсов, участие в семинарах. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах. в течение пяти лет Миллер М.А.
3 Изучение опыта коллег по применению методов и приемов технологии проблемного обучения. Внедрение в личную педагогическую практику приемов технологии проблемного обучения, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта. 2010 - 2011
учебный год Миллер М.А.
4 Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся. Анкетирование, наблюдение. В процессе реализации проекта Миллер М.А.
Школьный психолог
5 Разработка и проведение уроков
с применением методов и приемов проблемного обучения. 2011-2012 учебный год Миллер М.А.
6 Разработка и апробирование образовательного модуля.
Разработка рекомендаций по использованию учебных проблем в качестве средства создания проблемных ситуаций.
Разработка электронного учебного пособия.
2011-2012, 2012-2013
учебные года
Миллер М.А.
7 Участие в различных детских и профессиональных конкурсах, фестивалях различного уровня. В период реализации проекта Миллер М.А.
8 Обобщение результатов проекта.
Рефлексия. Анкетирование участников, принимающих участие в реализации проекта. Миллер М.А.
9 Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, срезы, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование, повторное психологическое тестирование, анализ и самоанализ. апрель- май
2011 Миллер М.А.
10 Разработка мастер-класса для учащихся и коллег по использованию методов и приемов проблемного обучения на уроках математики. 2013-2014 учебный год Миллер М.А.
11 Оформление мониторинга. 2013-2014 учебный год Миллер М.А.
12 Систематизация электронной методической копилки «Методы и приемы проблемного обучения на уроках математики в начальной школе. 2012-2013 учебный год Миллер М.А.
13 Создание мини – сайта или блога учителя. Миллер М.А.
14 Защита проекта. Презентация. ноябрь 2014 год Миллер М.А.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Систематически совершенствуя образовательные процессы, применяя активные формы ведения урока, создавая условия для сотрудничества ученика и учителя, формируя навыки творческой самостоятельности, разрабатывая интересный и занимательный дидактический материал, создавая из урока в урок ситуацию успеха через проблемное обучение, обеспечиваю постоянный интерес учащихся к учебе. По результатам диагностики учащиеся показывают высокий уровень мотивации (85%), уровень сформированности ключевых компетенций (78%).


Уровень сформированности ключевых компетенций по учебному курсу «Математика»

Наблюдается положительная динамика и по количеству учеников и результативности их участия в олимпиадах, конкурсах различного уровня. Мои ученики являются победителями и призерами конкурсов, фестивалей различного уровня: Всероссийского интеллектуального конкурса «Классики»-2013/2014 (призер); международного дистанционного конкурса ЭМУ – «Эрудит – марафон учащихся» (призер); межрегионального фестиваля исследовательских работ «Открытие мира» (2 место); конкурса творческих работ обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Нижневартовска «Экологические зарисовки» ( номинант); международного конкурса- игры «Русский медвежонок - языкознание для всех – 2012».

Результаты реализации проекта представлен на разных уровнях. В 2012 году приняла участие во Всероссийской научно - практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НГГУ» 26 марта 1912 года, г. Нижневартовск. Тема доклада «Формирование ключевых компетенций младших школьников на уроках математики» Доклад опубликован в сборнике материалов конференции.
Являюсь участником всероссийских дистанционной видеоконференции на сайте «Завуч. инфо»: «Противоречия в школьном математическом образовании глазами учителя», 21 октября 2013 года, г. Санкт-Петербург. В 2010 году приняла участие в творческом конкурсе Общероссийского Профсоюза образования «Учитель – славлю имя твое!», посвященного Году учителя.
Являюсь участником вебинаров, организованных ОАО «Издательством «Просвещение»: «Мой портфолио: методика работы с комплектом»; «Духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников. Мониторинг результатов. Методика работы с комплектом».
В 2013 году приняла участие в базовом семинаре «активные методы обучения – технология ФГОС» программы подготовки специалистов по технологии активных методов обучения образовательного портала «Мой университет», http://moi-universitet.ru.
Мой опыт работы представлен на мини - сайте учителя Миллер М.А. на портале «Инфоурок».
Перспектива дальнейшего развития проекта
В настоящее время мой педагогический проект вышел на очередную ступень развития.
На базе МБОУ «СОШ№40» мною разработана и апробируется программа дополнительного курса «Занимательная математика» во 2 классе.
В перспективе создание методической копилки приемов проблемного обучения по русскому языку, окружающему миру.
В будущем планируется публикация электронного учебного пособия, участие в педагогических профессиональных конкурсах.
Планируется организация и проведение в школе дистанционных конкурсов через сайт по математике для учащихся начальной школы.
Список литературы
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. 2005.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.Просвещение. 2005.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.Просвещение.2001.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.Педагогика. 2006.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М. Знание., 2005.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на Дону. 2006.
Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе. Нач. школа. № 12, 2003.
Каменский Я.А. Избранные пед.сочинения. Великая дидактика. М. 2008.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.Педагогика. 2001.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М. Педагогика. 2009.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.Педагогика. 2005.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М. Просвещение. 2008.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М. 2002.
Педагогический поиск. /Сост. И.Н.Баженова. М. Педагогика. 2009.
Поздеева С.Н. Как организовать учебный диалог в начальной школе/Приложение к газете “Первое сентября”, Нач. шк. № . 2007.
Ж.-Ж. Руссо Эмиль, или о воспитании. М. 2007.
Щукина Р.И.  Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения. М., 2004.
Приложение №1
Диагностический материал.
1. Диагностика поведения ученика в проблемной ситуации.
Цель: проследить за действиями ученика в условиях проблемной ситуации. Обнаруживает ли ученик проблемную ситуацию вообще, осознает ли ее, может ли найти пути выхода из проблемной ситуации.
При этом учитывается самостоятельность действий ученика, помощь учителя. Ученику предлагается для решения две проблемные ситуации. Учитель ставит знак “+” при положительном исходе и знак “-” – при отрицательном. После решения этих проблемных ситуаций ученику предлагается еще две проблемные ситуации, чтобы исключить возможность ошибок.
1) – С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?
(предлагается рисунок: при у за пере подкатилсяс вы до)
На рисунке не указано, что вокруг слова “катился” приставки. Когда прозвучит ответ “При помощи приставки”, предлагается образовать новые слова и выделить приставки.
2) – Можно ли записать одни цифры (числа) другими цифрами (числами)?
– Запиши двойку тремя пятерками. (Если ребенок затрудняется, учитель дает подсказку: “Используй арифметические действия”. 2=(5+5):5
Далее предлагаются аналогичные ситуации.
3) Рисунок: икищ еноккот
– При помощи чего еще можно увеличить количество слов в русском языке?
Ребенок приходит к выводу: “При помощи суффикса”.
– Образуй при помощи суффикса новые слова.
4) – Как записать четверку тремя пятерками? (4=5-(5:5)
2. Наблюдение.
Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся , определить соотношение отвлекаемости и активности, выяснить степень эмоционального отношения к учебе.
Показатели:
активность (количество заданных вопросов, высказываний, имеющих познавательный характер),
самостоятельность в выполнении заданий,
отвлекаемость (количество действий, не связанных с учебой).
Оценка в баллах:
– Если ученик задает вопросы, направленные на знание как фактического, так и теоретического материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, он редко отвлекается, выполняет задания самостоятельно – 10 баллов. (Высокий уровень активности).
– Если ученик задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, при выполнении самостоятельной работы нуждается в помощи – 5 баллов.
(Средний уровень активности.)
– Если ученик большую часть урока отвлекается. показывает низкий уровень активности, вопросы не имеют познавательного характера, не умеет выполнять задания самостоятельно – 0 баллов. (Низкий уровень активности.)
3. Анкетирование учащихся.
Инструкция для учеников: внимательно прочитай вопросы, выбери ответ.
1. Тебе нравится в школе? Да,Не очень,Нет
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома? Иду с радостью,Бывает по-разному,Чаще хочется остаться дома
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? Пошел бы в школу,Не знаю,Остался бы дома.
4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? Не нравится,Бывает по-разному,нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Не хотел бы,Не знаю,Хотел бы.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? Нет.Не знаю.Хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям и друзьям? Часто.Редко.Не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? Мне нравится наш учитель.Точно не знаю.Хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей? Много.Мало.Нет друзей.
10 Тебе нравятся твои одноклассники? Нравятся.Не очень.Не нравятся.