Статья Из опыта работы учителя математики по теме Поддержка и развитие одарённых школьников в условиях реализации ФГОС ООО

Выступление Жилы Александра Николаевича,
учителя математики МБОУ СОШ № 3 с. Арзгир
на краевом фестивале «Талант – 2016» в
г. Невинномысске 01 ноября 2016 года

Поддержка и развитие
одарённых школьников в условиях реализации ФГОС ООО

«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком».
А. Бебель

Современное российское общество всё больше и больше нуждается в людях грамотных, образованных, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня наша страна как никогда нуждается в социальном, культурном и духовно-нравственном преображении, а для этого нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.
Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны.
Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей. На самом высоком уровне принят ряд документов, направленных на поиск, поддержку и развитие одаренных детей и молодёжи. Изучив эти документы, мною были сформулированы основные идеи работы с одарёнными детьми в школе:
1. Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.
2. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.
3. Главным направлением в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов.
Исходя из этого, я решил обобщить опыт работы с одаренными детьми, разработав программу «Работа с одаренными детьми по математике», поставив перед собой следующие цели и задачи:
Цель: создать систему поиска, выявления, поддержки и развития одаренных школьников в условиях реализации ФГОС ООО.
Задачи:
1. Разработать методику выявления одаренных школьников.
2. Разработать программу поддержки и развития одаренных школьников.
3. Создать условия для самореализации одаренных школьников.
4. Создать максимально благоприятные условия для развития школьников.
5. Использовать в работе с одаренными детьми современные инновационные технологии.
6. Апробировать данную систему на практике в средней школе.
7. Обобщить результаты опыта.
Работа по данной программе рассчитана на 5 лет: 2012-2017гг.
Критериями оценки результатов работы по программе «Работа с одаренными детьми по математике» являются качественная и количественная оценка.
Предполагаемые результаты работы:
1. Увеличение числа школьников с интеллектуальной и творческой одаренностью.
2. Освоение современных инновационных технологий и методик работы с одаренными детьми.
3. Разработка и апробация программы для работы с одаренными детьми.
4. Совершенствование работы с одаренными детьми.
Благодаря большой работе учителей начального звена по выявлению одаренных школьников, к нам на вторую ступень приходят дети, которых нужно поддерживать и развивать в дальнейшем. Работа с одаренными детьми начинается еще в начальной школе, где работает НОУ «Малая академия наук», затем включается работа школьного научного общества «Многогранник».
В пятом классе совместно с психологом школы определяем склонности ребенка и составляем карту интересов школьников. Для этого используем ставшие уже традиционными методики для определения уровня интеллектуального развития, составляется информация о каждом ученике. В ходе дальнейшего обучения для диагностики одаренности использую методики: «Карта одаренности», «Методика оценки общей одаренности», «Интеллектуальный портрет». Результатом диагностики является составление индивидуального образовательного маршрута.
В своей работе с одаренными школьниками использую технологии проблемного и проектного обучения, ИКТ, интерактивные методы и технологии обучения, учащиеся посещают факультативные занятия по математике «Занимательная математика» и кружок «Юный математик», индивидуальную подготовку к олимпиадам, участие в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях. В конце каждого учебного года подводятся итоги, анализируются и определяются основные направления работы на следующий учебный год.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования формирование умения учиться рассматривается как одна из важнейших целевых установок учителя, поэтому самым главным результатом моего труда, я считаю, развитое умение учиться у моих учеников. В моей работе с одаренными детьми наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор творческого самовыражения и самореализации обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС формирование метапредметных результатов подразумевает формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.
Для формирования регулятивных УУД использую на уроках таблицу «Знаю-Хочу узнать-Узнал», которая учит соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, а также направляет в индивидуальном исследовательском поиске. Использование приёма «Лови ошибку» формирует умения находить ошибки, делать верные выводы, четко формулировать определения и выделять главное, выстраивать логическую цепочку.
Для формирования познавательных УУД применяю метод проблемных ситуаций и метод проектов. Вовлечение учащихся в творческие и исследовательские работы, в основе которых лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентирование в информационном пространстве, оперирование большим количеством информации, развитие критического и творческого мышления.
Для формирования коммуникативных УУД использую интерактивные методы и приемы обучения «Каждый учит каждого», групповую работу. Для рефлексии использую синквейн – средство творческой выразительности. Работа в группах учит детей внимательно слушать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, отстаивать свою точку зрения, правильно выражать свои мысли.
Результаты показывают рост формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных умений. Уровень сформированности личностных умений достаточно высок. Применяемые интерактивные и активные методы и технологии обучения способствуют лучшему усвоению и прочности знаний, а также развитию УУД: творчеству и фантазии, активной жизненной позиции, свободе самовыражения.
Учащиеся принимают активное участие в различных научно-практических конференциях школьников, где представляют творческие и исследовательские работы. Среди них победители и призёры, лауреаты научно-практических конференций. В 2016 году ученик 11 класса стал дипломантом всероссийской конференции школьников проектных и исследовательских работ «Созидание и творчество».
Учащиеся принимают активное участие в различного рода олимпиадах и конкурсах по математике, добиваясь хороших результатов.
В моей работе с одаренными детьми большую роль играет также внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС ООО, которая представлена объединениями «Умники и умницы». Развитие внеурочной деятельности обеспечивает дополнительное образование, которое напрямую связано с базовым образованием и способствует познавательному и интеллектуальному развитию обучающихся.
Участие школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях даёт положительный результат в работе с семьёй: формируется психологический климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй. Работа ребенка при поддержке родителей даёт хороший результат в формировании его мировоззрения и личностных качеств.
В работе с одаренными детьми мне оказало положительное влияние прохождение курсов повышения квалификации по данной теме, посещение семинаров и вебинаров по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Опыт моей работы с одаренными детьми представлен в работе «Педагогическое портфолио» на всероссийском конкурсе педагогов МАН «Интеллект будущего» в 2016 году и удостоен диплома «Лауреата I степени».
И закончить мне хотелось бы словами:
Одарённость – конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одарённость – это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одарённость – пытливый ум,
Почемучка ещё с пелёнок.
Одарённый – философ и шут,
В общем, ОСОБЫЙ ребёнок!


Источники.
1 Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
3.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/Центр образовательного законодательства
4.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  [электронный ресурс] // Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.Концепция поддержки одаренных детей. Режим доступа: [http://www.menobr.ru/materials/164/30058/











13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Іђ Заголовок 115