Проекты и проектная деятельность школьников в контексте требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы общего образования


Л.Н. Сидоренко
Проекты и проектная деятельность школьников в контексте требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы общего образования
Ключевые слова: учебный проект, проектная деятельность, педагогические способы реализации требований ФГОС, качество образования.
Учебный проект – это особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются: постановка проблемы на основе анализа учебной (научной, социокультурной) ситуации и темы проекта; самостоятельный поиск необходимой информации по теме проекта, определение круга источников, необходимых для работы над проектом в русле определенной проблемы и цели проектной деятельности; анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с задачами и этапами проектной деятельности, ориентированной на решение проблемы; творческое преобразование результатов проектной деятельности в материализованный, заранее определенный вид продукта (реферат, плакат, веб- сайт, программа, презентация и т. п.)
На основе темы и условий задания школьники должны определить проблему своей проектной деятельности. Проблема – это некое противоречие между тем, что им известно об объекте проектирования в данное время, и тем, что требуется узнать, осмыслить, понять для ответа на прямо поставленный в проектном задании вопрос или для разрешения проблемной ситуации, заложенной в условии задания или теме проекта. Проектная деятельность учеников не зависит напрямую от состояния научного исследования проблемы. Она направлена на результаты, связанные не столько с когнитивными, сколько с личностными и развивающими эффектами образования: что поняли, чему научились, к каким ценностям приобщились. В русле своей проблемной задачи школьники должны определить круг источников, виды информации и места ее нахождения, которые будут нужны для проектной работы. Если над проектом работает группа, необходимо распределить поручения. Далее – школьникам необходимо разработать план работы над проектом, определить задачи, содержание и способы деятельности для каждого этапа, круг лиц, ответственных за их реализацию. Проектные задания готовятся индивидуально или в микрогруппах, обсуждаются и собираются на основе концепции и макета проекта – как материализованного продукта общей интеллектуальной деятельности. Участники проектной деятельности выбирают сценарий презентации проекта (урок – презентация, конференция, исторический вечер и пр.), и защищают свою работу.
Попытаемся соотнести метапредметные и личностные результаты освоения школьниками основной образовательной программы с этапами работы над проектом. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего цели своего обучения, ставить задачи (новые) в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; аргументируя, отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и потребностей.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.Более привлекательными для учеников и в конечном счете более результативными оказываются уроки с элементами игры и духом соревнования. В десятых-одиннадцатых классах популярны уроки «Демократические выборы», «Политические партии». В проектной деятельности, разбитые на группы, учащиеся составляют программы, защищают, доказывают состоятельность своих идей. Вот где они воспитывают в себе гражданина, показывают свою гражданскую позицию. Игровой характер заданий создает творческую раскованность, позволяет проявить себя и слабым ученикам в коллективной игре. Это и дисциплинирует учеников, и способствует систематизации их знаний. Главной и актуальной задачей, встающей перед учителем, является предоставление учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развития навыков и умений самостоятельного анализирования, оценки огромного потока разнообразной информации, получаемой из средств печати, телевидения, компьютерной сети. И для решения этой задачи учителю поможет одна из форм обучения - игра, которая поможет ученику усвоить , закрепить и получить дополнительную информацию по теме, заинтриговывая, вызывая интерес к изучаемому историческому событию. А также способствует активизации творческой деятельности учеников на уроке, формирует коммуникативные способности.
Проект и проектная деятельность – это наиболее эффективные педагогические способы реализации требований ФГОС к личностным и метапредметным результатам общего образования. Умения, которые формируются в процессе проектной деятельности учеников, соотносится со всем спектром «умений учиться», познавательный, регулятивный, коммуникативный и личностные блоки «универсальных учебных действий» в разной степени востребованы на отдельных этапах работы над учебным проектом; качества. способности и компетентности, отнесенные к личностным результатам общего образования, в отличие от метапредметных умений, развиваются в целостном образовательном процессе.
Качество образования в современной образовательной практике – одна из проблем развития образования в современном мире, которая решается российской школой.
Библиографический список:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Москва, 2012.
2. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Программы общеобразовательных учреждений: 10 – 11 классы. Москва, 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт, среднего (полного) общего образования. Москва, 2012.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2011.
5.ФК ГОС по истории: старшая школа. Москва, 2004.