Урок-КВН по пословицам, поговоркам и фразеологизмам «Жемчужины народной мудрости» (5 класс)


Урок-КВН по пословицам, поговоркам и фразеологизмам
«Жемчужины народной мудрости»
Кто придумал их так складно?
А.С.Пушкин
Цель: в игровой форме проверить знания учащихся по теме: «Пословицы, поговорки и фразеологизмы»; показать богатство лексического состава русского языка, разнообразии его образных средств; вырабатывать смекалку, развивать речь, воспитывать интерес к изучению русского языка. Ибо пословицы, поговорки и фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее насыщенной, богатой, образной.
Задачи:
Предметные : обобщить значения о пословицах и поговорках; закрепить представление о синонимичных и антонимичных фразеологизмах ;использовать фразеологические обороты в устной речи.
Метапредметные : формирование умения ставить учебную задачу; развитие умения классифицировать явления; построение фраз с использованием лингвистических терминов.
Личностные :самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Межпредметные : сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.
Название команд :
«Розовая жемчужина»;
«Белая жемчужина»;
«Перламутровая жемчужина».
КВН – это радость коллективного описка правильного и остроумного ответа, возможность для каждого проявить свои знания, сообразительность, юмор и артистизм.
Пословицы и поговорки
Первый тур: «Разминка команд»
(Кто первый ответит)
Какую пословицу скажут вам, если вы, быстро и хорошо сможете починить утюг, стул?
(Дело мастера боится);
Какую пословицу вы вспомните, если дома не могли решить задачу, а вместе с товарищами сделали это быстро?
(Ум хорошо, а два лучше);
Что скажет учитель тому, кто первый сдаст контрольную работу, которую выполнил неверно?
(Посмешишь – людей насмешишь)
Если ты постоянно проявляешь любопытство , вмешиваешься в разговор старших, что тебе могут сказать?
(Много будешь знать – быстро состаришься)
Какая пословица поможет тебе найти дорогу в незнакомом городе?
(Язык до Киева доведет)
Если с тобой случится несчастье, и к тебе придут на помощь твои друзья, какую пословицу ты вспомнишь?
(Друзья познаются в беде)
Правильный ответ 1 балл.
Второй тур «Загадка, заданная пословицей»
Загадки :
На чужой стороне она милей вдвойне. Она краше солнца, дороже золота. Любовь к ней сильнее смерти. (Родина)
Она и мудрого смиряет, она плачет, богатство скачет. Она не грех, а до греха доводит (Бедность)
Его сгубишь – новое не купишь. Оно дороже богатства. Чистота – залог его. (Здоровье)
Сердце ее лучше солнца греет. Роднее ее родни нет. Птица рада весне, а дитя – ей! (Мать)
Хлеб соль ешь, а её режь. Она хорошо, а счастье лучше. (Правда)
Человек без них, что дерево без корней. Они познаются в беде (Друзья)
Третий тур «Подбери пословицу»
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица)
(Язык до Киева доведет);
Разговорами риса не сваришь. (Китайская пословица)
(Гостя баснями не кормят);
И на белом нефрите есть пятна. (Китайская пословица)
(И на солнце есть пятна);
Ранняя птичка съедает червячка. (Английская пословица)
(Кто рано встает, тому Бог дает);
Бежал от дождя, попал под ливень. (Арабская пословица)
(Из огня да в полымя);
Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин. (Иранская пословица)
(На безрыбье и рак-рыба).
Четвертый тур: «Одним словом»
Семи пядей во лбу (Умный)
Ни кола, ни двора(Бедный)
Рыло в пуху (Виноватый)
После дождичка в четверг (Неизвестно когда)
С гулькин нос (Мало)
На ходу подметки рвет (ловкий, хитрый)
Пятый тур: «Путаница»
Задание: Необходимо буквы вернуть на свои места и правильно прочитать пословицы и поговорки:
Комсав ен сузар листасорь.
Явос ашно не ятент.
Дебут недь – тудеб ищап.
Шестой тур: Художники и актеры
Задания художникам: Изобразить на рисунке пословицу:
На чужой каравай рот не разевай.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Задание актерам: Показать пантомиму на пословицу:
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Сонлив, так и ленив.
Замолчал, как воды в рот набрал.
Седьмой тур: «Конкурс капитанов»
О пословицах с улыбкой.
Завистливое око…
-как рот широко, - как яма глубоко, -видит далеко ;
И зрячий глаз, да…
-ослеп в раз, - не видит вас, - не у вас;
Зубы есть, да…
-не про вашу честь, - нечего есть, - во рту их не счесть;
Хороша как ...
-толстая сосиска, - писаная миска, - красная редиска;
Дурака учить …
-в стену горох лепить, - решетом воду носить, - самому дураку быть;
И от ума ….
-стал как чума, - сходят с ума, - плачет кума;
Фразеологизмы
Первый конкурс « Разминка».
 Каждая команда должна объяснить значение фразеологизмов .
1 команда
-водой не разольёшь – (неразлучные друзья)
-как в воду опущенный – (грустный человек)
-толочь воду в ступе – (бесполезная работа)
2 команда
-носить воду решетом – (бессмысленная работа)
-седьмая вода на киселе – (дальний родственник)
-воды не замутит – (тихий человек)
3 команда
-как в воду глядел – (угадал, предсказал)
-как две капли воды – (очень похожи)
-прошли огонь и воду – (всё испытали)
Второй конкурс « В двух словах ».
Перед вами описания различных случаев жизни. Внимательно послушайте их и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришел. Что говорят, шутя в таком случае? (легок на помине)
Егор проказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (вышел сухим из воды)
Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем? (выведем его на чистую воду)
Третий конкурс « Грамотеи».
Исправьте ошибки в следующих фразеологизмах.
клевать клювом – клевать носом
не в чужой тарелке – не в своей тарелке
некуда груше упасть – некуда яблоку упасть
пальчики откусишь —  пальчики оближешь
водить за ухо – водить за нос
Четвертый конкурс « Пантомима»
-водить  за нос( 1 команда);
-связать руки( 2 команда);
-намылить шею( 3 команда).
В русском языке существует немало синонимических фразеологизмов, т.е. различных по своему звучанию и составу, но близких по значению. Отдельные фразеологизмы имеют свои антонимические пары, т.е. сочетание, выражающие противоположный смысл.
Пятый конкурс « Лексический»
Подобрать к устойчивым оборотам синонимы и антонимы
Синонимы:
(1)Поминай как звали – (след простыл)
(1)Куры не клюют – (хоть пруд пруди)
(2)Водить за нос – (морочить голову)
(2)Глядеть в оба – (держать ухо востро)
(3)Закрывать глаза на что-то  — (смотреть сквозь пальцы)
(3)Тьма кромешная – (ни зги не видать)
Антонимы:
(1)Жить душа в душу – (как кошка с собакой)
(1)Чуть свет – (на ночь глядя)
(2)Хоть пруд пруди – (кот наплакал)
(2)Рукой подать – (у черта на куличиках)
(3)Дать волю языку – (держать язык за зубами)
(3)Взяться за оружие — (сложить оружие)
Вы должны продолжить фразеологизм.
(1)Голоден как … волк.
(2)Грязный как … свинья.
(3)Хитер как … лиса.
(1)Труслив как … заяц.
(2)Здоров как … бык.
(3)Надут как … индюк.
(1)Болтлив как … сорока.
(2)Упрям как … осел.
(3)Изворотлив как … уж.
Вместо точек нужно вставить название животных.
Итоги урока