Конспект урока по информатике Электронные таблицы. Относительная и абсолютная адресация ячеек (9 класс)

Конспект урока по информатике и ИКТ для 9 класса по теме «Электронные таблицы. Относительная и абсолютная адресация ячеек»

Цель урока: создать условия применения знаний и умений при создании и практическом применении электронных таблиц.

Задачи урока:
Образовательные:
закрепить изученный ранее материал;
создать условия для усвоения понятий относительной, абсолютной и смешанной адресации;
ознакомить с областями применения абсолютного и смешанного адресов ячейки;
создать условия для успешного применения полученных знаний для решения задач в ЭТ.
Развивающие:
способствовать развитию мышления и внимательности;
развить умение и навыки применения полученных знаний на практике;
развить самостоятельность в выполнении практических заданий.
Воспитательные:
воспитать ответственность за выполненную работу;
воспитать настойчивость в получении правильного результата деятельности.
Оборудование: ПК, проектор, маркерная доска.
Программное обеспечение: Операционная система Windows ХР, пакет программ Office 2003.
Использованные ресурсы: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Содержание урока:
Действия учителя
Действия учеников

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
- Добрый день. Проверьте готовность к уроку.
Проверяют готовность к уроку.

Мотивация и целеполагание

(Слайд 1) Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с электронной таблицей. Тема урока “Относительная и абсолютная адресация”. В тетрадях запишите дату и тему урока.

(Слайд 2) Цели урока:
Обобщение основных понятий электронной таблицы Excel;
Определение относительного, абсолютного и смешанного адресов ячейки;
Использование различных видов адресации при расчетах с помощью математических формул.
Учащиеся записывают тему в тетрадь




Учащиеся просматривают презентацию

Актуализация знаний учащихся

(Слайд 3) Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте посмотрим, с какими знаниями вы сегодня пришли на урок.
Фронтальный опрос по понятиям:
Excel – это
Где применяется табличный процессор?
(После ответа учащихся на слайде появляются правильные ответы)

(Слайд 4)
Формула – это
Для обозначение диапазона ячеек

(Слайд 5) Исключи лишнее слово:
Ячейка электронной таблицы может содержать:
Число
Формулу
Рисунок
Текст
Мини-тест. (после нажатия на правильном ответе появляется слово «Правильно»)
(Слайд 6) Адрес ячейки в Excel – это
a) Любая последовательность символов; b) Имя столбца и номер строки; c) Адрес ячейки оперативной памяти; d) Номер строки и номер столбца.

(Слайд 7) Ячейка в электронной таблице называется текущей, если
a) в ней содержится формула; b) в ней находится курсор; c) она содержит текстовую информацию.

(Слайд 8) Ячейка электронной таблицы может содержать:
a) Только формулу; b) Числа, формулы и текст; c) Только числа и текст;

(Слайд 9) Число 124,56 Е7, записанное в ячейке таблицы, имеет следующий математический эквивалент:
a) 124,56000000; b) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]; c) 1245600000 d) 124560000000 e) 0,000012456
(Слайд 10) Арифметическое выражение 32 - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] в ячейке таблицы запишется в следующем виде:
a) 3^2-(25-7)/(9*2); b) 3*3-(25-7)/9*2; c) 3^2-(25-7/9*2); d) 3^2-(25-7):(9*2).
Учащиеся дают ответы на вопросы

- табличный процессор.
- Для решения вычислительных задач и обработки большого массива данных.
- последовательность символов, начинающаяся со знака «=»
- в Excel используется символ «:»

- рисунок





- Индекс столбца и номер строки




- в ней находится курсор




- числа, формулы и текст





1245600000








3^2-(25-7)/(9*2)



Первичное усвоение учебного материала

На прошлом уроке вы создавали электронную таблицу. С какими типами данных вы работали?
Для быстрого заполнения, что вы делали с однотипными данными?
А можно ли копировать формулы?
Копировать формулы, можно, но нужно быть внимательным! Вы знаете, что в формулах используются ссылки на ячейки. Существуют абсолютные, относительные и смешанные ссылки. Нарисуйте в тетрадях таблицу, которую будем вместе заполнять:
Относительная ссылка Абсолютная ссылка Смешанная ссылка

(Слайд 11) Ссылка – адрес объекта (ячейки, блока ячеек) используемый при записи формулы
Относительная ссылка - адрес ячейки, автоматически изменяющийся при копировании формулы. При перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически обновляются в зависимости от нового положения формулы.

(Слайд 12) Какая формула будет получена при копировании в ячейку C6 формулы из ячейки C4?
(после ответа учащихся ответ появляется на слайде)

(Слайд 13) Какая формула будет получена при копировании в ячейку F4 формулы из ячейки C4?

(Слайд 14) Какая формула будет получена при копировании в ячейку E5 формулы из ячейки B2?
Молодцы. С относительными ссылками разобрались. Рассмотрим следующий вид ссылок.

(Слайд 15) Абсолютная ссылка - не изменяющаяся при копировании ссылка. В абсолютных ссылках перед имя столбца и номером строки ставится знак доллара.

(Слайд 16) Какая формула будет получена при копировании в ячейку B6 формулы из ячейки B3?

(Слайд 17) Какая формула будет получена при копировании в ячейку D3 формулы из ячейки B3?

(Слайд 18) Какая формула будет получена при копировании в ячейку D7 формулы из ячейки B3?
Как вы думаете, что означает смешанная ссылка?

Напомните мне из каких частей состоит имя ячейки?

Как вы считаете, что будет изменяться в таких ссылках?
(Слайд 19) Верно, в таких ссылках должна изменяться какая-то одна часть: либо имя столбца, либо номер строки. На первом примере неизменной остаётся имя столбца, а на втором – номер ячейки.
- Текстовый, числовой, формулы
- Копировали
- Учащиеся высказывают свои предположения








Учащиеся записывают определения в тетрадь







Учащиеся отвечают и заполняют примерами таблицу в тетради:
=A3*B3

=D1*E1

=D4+D5




Учащиеся отвечают и заполняют примерами таблицу в тетради:


=A4*$B$1


=C1*$B$1


=C5*$B$1

учащиеся высказывают свои предположения
- из имени столбца и номера строки
- или имя столбца или номер строки.



Применение знаний и умений

Практическая работа.
Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы поняли новый материал. Я предлагаю вам выполнить практическую работу. Садитесь за компьютеры. Запустите файл «Относительные и абсолютные адреса ячеек. хls», который находится в папке 9 класс.

(Слайд 20) Рассмотрим задание 1.
Вам необходимо ввести 10 наименований товаров, указать их количество, свою цену и рассчитать их стоимость в разных валютах. Описывайте те товары, о которых вы знаете информацию. Оформить таблицу.

(Слайд 21) Перейдите на лист с заданием №2.
Здесь вы должны составьте таблицу умножения 10x10. Не забывайте, что однотипную информацию можно копировать.
Есть ли вопросы по выполнению практической работы?
Кто выполнит первое задание, поднимайте руку. Проверка будет осуществляться индивидуально. Только после этого можно приступить ко второму заданию.
Молодцы все справились с работой.
Учащиеся садятся за компьютеры и запускают файл «Относительные и абсолютные адреса ячеек. хls»

Учащиеся читают задания в электронной таблице на листе «Задание1» и на листе «Задание 2».





Учащиеся выполняют практическую работу, поднимают руку по мере выполнения.

Информация о домашнем задании

(Слайд 21) Изучить §§ 19,20, таблица в тетради.
Знать определения относительного, абсолютного и смешанного адресов ячеек.
Придумать простенькую таблицу, в которой для расчета необходимо применить именно абсолютный адрес клетки. Таблица должна содержать не менее трех столбцов и пяти строк.
Те ребята, кто не успел до конца выполнить задание №2 практической работы, должны доделать её дома.
Учащиеся записывают домашнее задание.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Давайте подведём итог:
Что нового вы узнали на уроке?
Что осталось непонятным?
Выставление оценок.
Учащиеся отвечают на вопросы.


Заголовок 215