Презентация фрагмента урока внеклассного чтения в 5 классе. Сопоставительный анализ. Круги Эйлера


Учитель русского языка и литературы Попова Наталья Валерьевна МБОУСОШ № 86Г. Екатеринбург Элемент урока литературы в 5 классе Сопоставительный анализ при помощи кругов Эйлера Цель презентации Показать эффективность метода на фрагменте урока внеклассного чтения литературы в 5 классе «Содружество искусств» (литература и живопись) И.И. Шишкин и М. Ю. Лермонтов «На севере диком» Сопоставительный анализ Очень часто на уроках литературы используется сопоставительный анализ, который, как правило, очень сложно проводить, особенно с младшими и средними школьниками. Что можно сопоставить? Произведения, героев, судьбы и многое другое. Круги Эйлера Это графический организатор, который очень чётко показывает сходство и различие сопоставляемых объектов.Легко заполняется на уроке как самими учениками, так совместно учителем и учениками. Удобен для детей, у которых больше развита зрительная память.Работая с кругами, заполняя их, дети видят, какой объём работы они выполнили, смогут легко воспроизвести рассказ по заполненным кругам Эйлера.Работая систематически по этому методу, ученики научатся самостоятельно заполнять их, мыслить, чётко находить различия и общие черты сопоставляемых объектов. Фрагмент урока внеклассного чтения в 5 классе «Содружество искусств. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком растёт одиноко» и картина И. И. Шишкина «На севере диком». После знакомства учащихся с историй создания стихотворения  М.Ю.Лермонтова «На севере диком», историей создания картины И.И. Шишкина учитель подготовил детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовал пониманию учащимися текста литературного произведения; раскрыл скрытый, переносный смысл стихотворения М.Ю.Лермонтова; проанализировал художественное полотно. Такая работа развивает эмоции и чувства детей, воспитывает любовь к русской поэзии, живописи, показывает содружество искусств – литературы, живописи.Для закрепления материала и более глубокого понимания проводится работа над сопоставительным анализом двух произведений искусств. Учитель предлагает найти сходство и различие двух шедевров.Эту работу можно проводить как индивидуально, так и в парах, и дать как домашнее задание