НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и социальных технологий»








Кузьмин Максим Вадимович




НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС








Кузьмин Максим Вадимович
город Курган
МБОУ «СОШ № 40»
учитель физической культуры












Курган, 2015 г.






Оглавление

Введение.
Цели и задачи школьного образования по физической культуре.
ФГОС НОО и ООО – основа реализации образовательных программ.
Заключение.







































Введение.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Одними из наиболее значимых факторов полноценной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций являются состояние здоровья и уровень трудоспособности, приобретаемые в значительной мере при условии вовлечения этой личности в систему рационально организованного физического воспитания. В свете сказанного и тенденций, наметившихся в совершенствовании системы школьного образования, особое значение имеет проблема эффективности физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках учебного предмета «Физическая культура», призванного заложить основы физического образования и разностороннего физического развития детей. Успешность реализации функций предмета «Физическая культура» напрямую зависит от соответствия учебной программы тем требованиям, которые предъявляются к ней как к нормативно-дидактическому документу. Подобный документ, во-первых, моделирует содержание предмета на уровне учебного материала, включаемого в реальный педагогический процесс, а во-вторых, регламентирует взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся в достижении единой конечной цели. Главными критериями полноценности программы являются, во-первых, полнота отражения в ней целей и задач конкретного учебного предмета как органической части целостного со-держания общего школьного образования; во-вторых – соответствие цели и за-дач возрастным возможностям учащихся, задачам и условиям работы современной общеобразовательной школы; в-третьих, соответствие содержания и структуры программы дидактическим нормативам, обоснованным в современной концепции содержания общего среднего образования. Исходя из запросов современного общества необходимо принять меры к перестройке физического воспитания в школе, прежде всего уточнить цели и задачи школьной системы физического воспитания в существующих программах. Учитывая, что состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу, целью их физического воспитания следует признать решение оздоровительных задач.
Однако свести суть физического воспитания к решению только оздоровительных задач – это значит существенно обеднить смысл и назначение физического воспитания в целом. Одними средствами физического воспитания добиться здоровья школьников невозможно. Занятия физической культурой – лишь одно из условий, от которых зависит здоровье ребенка.

Цели и задачи школьного образования по физической культуре.
Цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе нужно строить так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена:
на реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Физическая культура как обязательный предмет представлена на всех ступенях школьного образования и вводится в процессе обучения с первого класса приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2010 года № 889 в объеме три часа в неделю. Цель введения – увеличение объема двигательной активности обучающихся, развитие их физических качеств, совершенствование физической подготовленности, привитие навыков здорового образа жизни.

ФГОС НОО и ООО – основа реализации образовательных программ.
Впервые федеральным государственным образовательным стандартом общего образования предусмотрена организация внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, а также формы ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, различные мероприятия и олимпиады).
Планируемые результаты освоения образовательных материалов ФГОС учителями физической культуры на курсах повышения квалификации: совершенствование специфики образовательного процесса в соответствии с возрастными возможностями обучающихся в начальной и основной общей школе.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС второго поколения включает в себя требования:
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса,
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям,
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям:
создание нормативного обеспечения введения ФГОС;
создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
создание организационного обеспечения введения ФГОС;
создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
создание информационного обеспечения введения ФГОС;
создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.
Главным нормативным актом, который обеспечивает введение ФГОС (как и государственных стандартов в других сферах), является Конституция. Этот документ детерминирует все последующие акты, регламентирующие образование. Статья 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего образования в рамках государственного стандарта и тем самым определяет ответственность государственных и муниципальных органов управления образования перед теми, кто получает образовательную услугу.
Нормативно-правовая база должна обеспечивать четыре группы условий введения ФГОС.
Первая группа условий – это те условия, реализация которых однозначно требует либо принятия локального акта, либо изменения действующего локального акта, принятого на уровне ОУ. К ним относятся следующие требования введения ФГОС: эффективное управление ОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий; внедрение новых финансово-экономических механизмов; обязательность участия обучающихся и их родителей в разработке ООП начального общего образования, проектировании образовательной среды школы, формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; обновление содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования и т.п.
Вторая группа условий – это условия, которые требуют принятия локального акта или изменения существующих, по решению ОУ (здесь речь идет преимущественно о взаимодействии ОУ с другими субъектами). К этой группе относятся следующие требования введения ФГОС: выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей ОУ дополнительного образования детей; включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия и т.п.
Третья группа условий – это условия, которые не требуют принятия локального акта, но тем не менее требуют действий по созданию иных документов. Они нужны для реализации таких требований введения ФГОС, как: использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагогических работников; достижение планируемых результатов освоения ООП и т.п.
Четвертая группа условий не требует создания или изменения локальных актов. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса, за исключением вопросов по НСОТ (например, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения).
Заключение.
Наиболее «продвинутым» направлением, я считаю, нормативно-правовое обеспечение, так как и на федеральном, и на региональном, и на школьном уровне введение ФГОС обеспечено.
Вот только некоторые нормативные документы, которые в полном объёме отражают это направление:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года ФЗ-№ 273.
Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009г.
Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010г.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений. Приказ Министерства образования России от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13.
Приказ Министерства образования и науки РФ № 986 от 4 октября 2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 2106 от 28 декабря 2010г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
На региональном и муниципальном уровне:
Приказы и распоряжения регионального и муниципального уровней.
На школьном уровне:
Приказ о переходе образовательного учреждения на обучение по ФГОС.
Приказ об утверждении новых должностных инструкций педагогических работников.
Должностные инструкции участников образовательного процесса.
Приказ «Об утверждении плана-графика по введению ФГОС».

Список литературы

1. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. П.В. Крашенинникова. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005. – 671 с.
2. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями. Санкт-Петербург. – 2000. – 206 с.
3. Зуев В.Н., Логинов В.А. Нормативное правовое регулирование отечественной сферы физической культуры и спорта (история и современность) [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Н. Зуев, В.А. Логинов. – М.: Советский спорт, 2008. – 196 с.
4. Исаев А.А. Спортивная политика России. – М.: Советский спорт, 2002. – 512 с.
5. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 48 с.
6. Кузнецов И.С. Спортивное право России как отрасль российского законодательства // Спорт: экономика, право, управления. – 2004. – № 4, С. 2-5.
7. О поправках в трудовой кодекс: Федеральный закон РФ № 13-ФЗ от 28.02.2008 г.
8. Об общественных объединениях: Федеральный закон М.: «Ось-89», 2007. – 64 с.
9. Рожков П.А. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков. Документы и материалы (1999-2002 годы), М.: 2002. – 1040 с.
10. Сборник нормативно-правовых документов в сфере «Физическая культура и спорт», Общая редакция Зуев В.Н., Тюмень: «Вектор Бук». – 2007. – 23 с.
11. Чеснаков А.Н. Конституция Российской Федерации и правовое регулирование физической культуры и спорта / А.Н. Чеснаков, А.В. Юткин // Спорт: экономика, право, управление. – 2004. – № 6. – С. 5-8.
12. А.П. Мишина. Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС второго поколения. Режим доступа: http://libed.ru/knigi-nauka/298301-1-normativno-pravovoe-obespechenie-vvedeniya-realizacii-fgos-vtorogo-pokoleniya-sbornik-materialov-ulyanovsk-2011-b.php

15