Актуальные вопросы системы оценки качества дошкольного образования.


Актуальные вопросы системы оценки качества
дошкольного образования.
Дошкольный возраст – это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно. Задача педагогической диагностики - увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка. Результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
Современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования, а также требования ФГОС ДО диктуют иной подход к системе оценки результатов освоения Программы. Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики связана с оценкой эффективности педагогических действий.
Педагог должен в первую очередь оценивать не ребенка, а качество и эффективность своей педагогической деятельности, направленной на создание условий для индивидуальной траектории развития ребенка.
Ребенок дошкольного возраста – не всегда может сообщить информацию о себе, он не всегда готов к участию в сложных диагностических процедурах. Поэтому о нем и его возможностях лучше всего свидетельствуют: результаты его деятельности, особенности взаимодействия с окружающим миром, его поведение. Ребенок - во многом еще потенциален, скрыт в истинных своих возможностях и от себя, и от окружающих. Поэтому педагогическая диагностика носит прогностичный и вероятностный характер.
Важно чтобы диагностика изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий для гармоничной социальной ситуации развития. Одними из способов оценки образовательной деятельности могут служить анкеты для родителей, направленные на выявление степени удовлетворённости образовательной деятельностью, обсуждения коллег открытых просмотров и т.д.
Важно помнить, что ФГОС это стандарт условий, а суть оценки качества образования это отследить рост и развитие ребёнка.
В течение 2016 года я посещала опорный методический центр «Мониторинг качества образования» под руководством Заместителя заведующего по воспитательной работе Семенихиной О.А., изучала опыт коллег, была куратором Семинара «Образовательная ситуация как средство оценки сформированности предпосылок УУД (универсальный учебных действий) у старших дошкольников», проводила открытый показ НОД в рамках семинара.
Обобщая полученный опыт, была разработана модель мониторинга, которую можно применить к любым видам педагогической деятельности, качественно отследить как реализуются поставленные задачи; условия, созданные для реализации поставленных задач и степень сформированности тех или иных навыков.
Задачи, которые решаются в ходе педагогической деятельности Условия, созданные для реализации поставленных задач
(Условия для социальной ситуации развития) Степень сформированности показателя(навыка):
1.Сформирован
2.Находится в стадии становления
3.Не сформирован
- создавать условия для совершенствования навыка прямого и обратного счета в пределах 10 Создание проблемной ситуации, в ходе которой ставятся проблемные вопросы: Как вы думаете …?
Как можно это проверить?...Почему? При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается: показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д.
показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер.
Таким образом, создание системы оценки качества дошкольного образования позволит обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. Наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования. А это будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.