Укрупнение дидактических единиц на уроках физики



Одним из важнейших средств, помогающих школьникам освоить ту часть культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации, является изучение физики. Физика связана с общественным сознанием, и ее роль в отношении человека с окружающим миром достаточно доказательна, поскольку данный предмет является источником информации об окружающем мире.
Физика в средней школе является общеобразовательным, а не специальным предметом и ее изучение, по моему мнению, есть не самоцель, а эффективное средство воспитания, развития логического мышления учащихся, формирования физической картины мира, широкого политического кругозора.

Уникальность физики как учебной дисциплины состоит еще и в том, что это почти единственный учебный предмет, в ходе изучения которого учащиеся вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений и их эмпирического исследования до выдвижения гипотез и экспериментальной проверки теоретических выводов. При этом у учащихся формируется определенный стиль и мышление.

Опыт моей работы в школе позволяет прийти к выводу, что в настоящее время интерес к физике возрос и она сегодня лидирует среди родственных ей дисциплин в формировании естественно-научной картины мира и создании научной базы развития техники. Рейтинг изучаемых предметов у старшеклассников показал, что сегодня интерес к физике занимает одно из первых мест среди школьных дисциплин.

Самый высокий рейтинг имеют предметы: информатика, физика, математика.

В нашей стране остро стоит проблема результативности обучения и ее решение требует организационного переустройства учебно-воспитательного процесса, совершенствование методических технологий, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала.

Главным элементом любой технологии – это создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать. Современный урок требует научно- обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся. Деятельность ученика на уроке физики всегда подчинена главной задаче урока – усвоению основных элементов знаний на определенном уровне: овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях; о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии; формирование познавательного интереса к физике и технике; развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования к сознательному выбору профессии.

Работая в школе, я, как и многие мои коллеги, сталкиваюсь с жестким лимитом учебного времени. Проблему эту мне позволяет решать отход от традиционных взглядов на общую структуру урока и определение внутренней, инвариативной, имеющей отношение как к обучению, так и к воспитанию. Главная задача, которую я поставила перед собой, – это создание учебного модуля, основанного на укрупнении дидактических единиц Этот модуль включает несколько элементов: образ (жизненные впечатления переживания мотивации); анализ(понимание осмысливание выстраивание концепций) действие(поступки жизненные события Насколько целостен органичен весь учебный процесс настолько целостность становиться чертой культурного человека в процессе обучения.
В соответствии с этой педагогической технологией, новая УЧЕБНАЯ информация предъявляется обучающимся в виде так называемых Укрупненных дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.

Лейтмотивом урока, построенного по системе укрупненных дидактических единиц, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизменённой.
И поэтому основой обучения выступает не урок, а серия уроков (блоки), посвященных одной значимой теме. Такая серия получившая название «укрупненной дидактической единицы» позволяет создать резервное время для решения нестандартных задач и подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ .Только благодаря целостному использованию личностно-развивающих возможностей блока, а не отдельного урока и, тем более отдельных ситуаций на уроке, позволило мне использовать основные приемы личностно ориентированного подхода к обучению:
проблемные творческие задания;
педагогические ситуации для проявления учениками инициативы, самовыражения;
самостоятельная работа разных уровней;
- фронтальные, групповые, индивидуальные задания, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся;
проекты-исследования;
ответы по опорным схемам, планы-задания для получения от учеников «обратной связи».
В своей работе я использую следующие методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Программированный
Эвристический
Проблемный
Модельный

Укрупнение материала позволило мне рационально и целенаправленно формировать не только знания, но и приемы умственной и практической деятельности учащихся, отрабатывать мыслительные операции сравнения и противопоставления, схематизации, матрицирования, умения применять усвоенные знания и приемы в новых условиях; на каждом уроке идет не повторение материала, а преобразование выполняемого задания через его укрупнение.
Организацию учебного процесса на основе УДЕ провожу по следующей схеме:
















Опыт моей работы позволил выделить следующие наиболее результативные приемы:
одновременное изучение широкого круга взаимосвязанных физических явлений;
обращение внимания на взаимный переход одного явления и процесса в другие (механические и тепловые явления, механическая и внутренняя энергия, испарение и конденсат);
решение прямых и обратных задач.
использование опорных конспектов, схем, таблиц, матричного изложения материала и подача его блоками.
Формы подачи учебного материала разнообразны, наглядны и нетрадиционны:
лекции;
семинары;
уроки-диалоги;
уроки-аукционы;
уроки смотра знаний;
уроки решения прямых и обратных задач;
уроки обобщения и систематизации знаний.

Конструирование учебной деятельности учащихся я осуществляю по блокам:
I блок – погружение в новую информацию;
II блок – усвоение и присвоение учебной информации;
III блок – контроль усвоения информации (рефлексия).

При укрупнении материала необходимо предусмотреть, чтобы в каждом блоке работа строилась в следующей последовательности:
а) организация усвоения учащимися вопросов теории;
б) целенаправленное обучение приемам решения задач;
в) организация самостоятельной работы учащихся при отработке изученного материала;
г) организация контроля знаний.

В блоке предусматривается мониторинг степени усвоения новых знаний с целью выявления картины затруднения ученика в восприятии материала, корректировки его знаний.
В сравнительном плане изучаются, например, термодинамическое и молекулярно-кинетическое описание агрегатных состояниях, а также кристаллических и аморфных тел, описываются процессы противоположного направления: испарение и конденсация, плавление и отвердевание, смачивание и не смачивание и др.
В укрупненном плане организуется и повторение основных разделов курса физики. Скалярные величины сравниваются с векторными, прямолинейное движение с криволинейным, поступательное с вращательным, сопоставляются проявления сил упругости, тяготения и трения в механических процессах.
В обучении физики зачастую противоположные процессы и явления, внутренне взаимосвязаны между собой, разведены во времени изучения.
Примерами таких процессов являются насыщенный и ненасыщенный пар, кристаллические и аморфные тела, виды внутренней энергии и способы их изменения, электрические и магнитные поля и их характеристики, проводники и непроводники электрического тока, изопроцессы, последовательное и параллельное соединение проводников и др. Одновременное изучение данных процессов и явлений позволяет создать единую физическую картину мира.
При укрупнении дидактических единиц рационально и целенаправленно формируются не только знания, но и приемы умственной и практической деятельности учащихся, отрабатываются мыслительные операции сравнения, противопоставления, схематизации, моделирования и др., широко применяется перенос усвоенных знаний и приемов в новые условия.

Только благодаря целостному использованию личностно-развивающих возможностей блока, а не отдельного урока и, тем более отдельных ситуаций на уроке позволило мне использовать приемы личностно ориентированного подхода к обучению:
проблемные творческие задания;
педагогические ситуации для проявления учениками инициативы, самовыражения;
самостоятельная работа разных уровней;
дискуссия, ролевые и деловые игры, фронтальные, групповые, индивидуальные задания, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся, проекты-исследования, ответы по опорным схемам, планы-задания для получения от учеников «обратной связи».

Укрупнение материала позволило мне рационально и целенаправленно формировать не только знания, но и приемы умственной и практической деятельности учащихся, отрабатывать мыслительные операций сравнения и противопоставления, схематизации, матрицирования, умения применять усвоенные знания и приемы в новых условиях; на каждом уроке идет не повторение материала, а преобразование выполняемого задания через его укрупнение.
Организация учебного процесса на основе УДЕ провожу по следующей схеме.


















Опыт моей работы позволил выделить следующие наиболее результативные приемы:
1) Одновременное изучение широкого круга взаимосвязанных физических явлений;
2) Обращение внимания на взаимный переход одного явления и процесса в другие (механические и тепловые явления, механическая и внутренняя энергия, испарение и конденсат);
3) Решение прямых и обратных задач.
4) Использование опорных конспектов, схем, таблиц, матричного изложения материала и подача его блоками.

Наиболее результативными формами организации учебного процесса с использованием данной технологии являются:
лекции;
семинары;
уроки-диалоги;
интегрированные уроки ;
уроки решения прямых и обратных задач;
уроки обобщения и систематизации знаний.


Приведу пример развития информационных и коммуникативных компетенций, самостоятельности при изучении темы «Электрический ток в различных средах».
I БЛОК
№ урока
Тема урока
Формулируются умения
Формы работы

1-2
Строение и свойства механизма проводимости различных сред.
Переконструиро
вание учебного текста, работа с дополнительным источником информации, сравнение с сопоставление
Исследователь-ская деятельность, работа в группах

3
Зависимость сопротивления от температуры для различных сред.



4
Зависимость силы тока от напряжения для различных сред.



II БЛОК
№ урока
Тема урока
Формулируются умения
Формы работы

5-6
Обучение методам и приемам решения задач по теме «Электрический ток в различных средах».
Решение разноуровневых задач (прямых и обратных), составление алгоритма решения задач
Работа в группах

III БЛОК
№ урока
Тема урока
Формулируются умения
Формы работы

7-8
Обобщение и систематизация знаний.
Отбор необходимого материала, сравнение, сопоставление и анализ
Заполнение сравнительной таблицы (матрица)

9-10
Практическое использование электрического тока в различных средах.

Презентация учебных проектов

11
Контроль полученных знаний.

Тесты или разноуровневые контрольные работы



В каждом блоке предусматривается мониторинг степени усвоения новых знаний с целью выявления картины затруднения ученика в восприятии материала, корректировки его знаний.
На всех этапах изучения данной темы используются приемы УДЕ, а также рисунки, вычерчиваются таблицы, схемы, строятся графики. Материал подается в форме опорных конспектов, таблицы свертывания учебного материала и подтверждается демонстрационными опытами
.
Пример опорного конспекта





Одним из дидактических приемов ,используемых мною при конструировании уроков, является матрицирование учебного материала. Преимущество матриц в их наглядности, лаконичности записи, использования минимума исходной информации
Преимущество матриц в их наглядности, лаконичности записи, использования минимума исходной информации. В целях обеспечения развивающей функции обучения я стараюсь использовать не готовые матрицы, а привлекать учащихся к их построению, используя зрительную способность схватывать сходство и различие при сравнении объектов , а также четко и быстро различать направления

Дидактическая ценность такого приема состоит в приращении знаний по сравнению с текстуальным их предъявлением. Учебная информация подается одновременно на 4-х кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Матрицы используются мною на всех этапах усвоения учебного материала как средство фиксации учебной информации для его последующего анализа и составления вывода закономерности физических явлений.

Пример свертывания учебного материала приведен в таблице (матрица)



Особое место я отвожу урокам обобщения и повторения учебного материала через преобразование и укрупнение знаний ,полученных учащимися на уроках. Одним из эффективных приемов учебной работы и осмысления усвоения учебного материала на таких уроках является составление графических схем. Например,

















Такие схемы позволяют свернуть учебную информацию, использовать психологические и психические приемы совместной фиксации, анализа взаимосвязанных физических явлений и процессов.
Ценность составления графических образов состоит в том, что они увеличивают пропускную способность мозга, т.к. зрительные каналы в 100 раз мощнее слуховых и позволяют свертывать учебную информацию, фиксировать, анализировать, устанавливать взаимосвязь физических явлений и понятий.
Опережающее изучение теоретического материала дает мне значительную экономию времени, которое можно использовать для обучения школьников применять полученные знания на практике, в частности при решении разноуровневых физических задач и подготовке к ЕГЭ. На уроках у учащихся вызывает большой интерес преобразование исходной задачи (базовой) в задачу обратной структуры (матрица), позволяющей им таким путем устанавливать разнообразие связей, заключенных в содержании изучаемого материала.





Применение метода укрупнения дидактических единиц на уроках физики.


2014

учитель физики МБОУ СОШ № 3
Оглинда Валентина Петровна

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Организация учебного процесса

Комплексное рассмотрение материала нескольких родственных тем.

Разбивка материала на отдельные логически взаимосвязанные этапы.

Самостоятельная дифференцированная проработка учащимися каждого этапа на основе работы с учебниками, справочным материалом, дополнительной литературой.

Контроль или взаимоконтроль за уровнем полученных знаний.

Организация учебного процесса

Комплексное рассмотрение материала нескольких родственных тем.

Разбивка материала на отдельные логически взаимосвязанные этапы.

Самостоятельная дифференцированная проработка учащимися каждого этапа на основе работы с учебниками, справочным материалом, дополнительной литературой.

Контроль или взаимоконтроль за уровнем полученных знаний.

Твердые тела

Аморфные

Кристаллические

Свойства

дальний порядок
плоские грани
правильные многогранники
tплав = const
анизотропны


ближний порядок
упругость при Т
текучесть при Т
tплав == const
изотропны


моно

поли



Root Entry