Урок по русскому языку Ознакомление с правилом правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов


Пояснительная записка.
Тема: Ознакомление с правилом правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов.
Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.
Характеристика класса.
В классе 23 ученика. 11 девочек,12 мальчиков.
22 ученика – русские,1ученица – армянка.
4 ученика воспитываются в неполных семьях.
Ребята в классе добрые, отзывчивые, подчиняются правилам установленным в школе и классе, исполнительные,активные. Уровень развития–средний.
Программа по русскому языку для 2 класса (5 ч. в неделю;170 ч. в год.)С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова;
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф,2012.
Раздел «Правописание» (формирование навыков грамотного письма).
Этапы урока:
1. Организационный этап 
II. Актуализация знаний
III. Самоопределение к деятельности.
2.Каллиграфическая минутка.
IV. Работа по теме урока.
Наблюдение над ударными и безударными слогами.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1.Работа над правилом.
2. Работа над составлением алгоритма.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление 
2.Закрепление полученных знаний
3. Работа в тетради.
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия.
Оборудование:  проектор, монитор,  экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.
Методы, применяемые на уроке:
- орфографический тренинг;
- фронтальная работа,устно;
- работа в паре;
- самостоятельная работа,письменно
- приёмы: анализа, сравнения, обобщения используются на уроке.
Задачи:
Развивать умения определять в слове ударение,  выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
Формировать положительную мотивацию обучения.
Планируемый результат
Метапредметные умения
Личностные умения
Проявлять интерес к изучению  нового материала.
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Оценивать результат учебного труда.
Познавательные умения:
Уметь находить   необходимую  информацию.
Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Регулятивные умения:
Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
Соотносить учебные действия с изученным правилом.
Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.
Коммуникативные умения:
Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
Согласовывать позиции и находить общее решение.
Адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные умения
Знать и уметь  применять правила проверки безударных гласных.
Уметь  орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.
Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.
Анализ работы детей на уроке:
Дети на уроке проявили интерес к изучению нового материала, проявляли инициативу и самостоятельность в обучении, применяли правила проверки безударных гласных в корне слова, соотносили учебные действия с изученным правилом,взаимодействовали с партнёром в рамках учебного диалога. По окончанию урока была проведена рефлексия, по результатам которой получен следующий результат:
четвёртую ступень выбрали 15человек;
третью  ступень – 6человек;
вторую ступень - 2 человека. Литература:
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. - М.:Вентана-Граф,2012.
С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.Русский язык. 2 класс:комментариик урокам. – М.:Вентана-Граф,2012.
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2012
Иванова И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.:Экзамен,2012.
Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 2 класс/ Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова.– 4-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Чулихина Е. А. Письменные буквы русского алфавита. Анимированный плакат.

ХОД УРОКА
1. Организационный этап 
Слайд 1,2
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!Всё ли на месте? Всё ли в порядке:Книжки, ручки и тетрадки?Есть у нас девиз такой:Всё, что надо под рукой!
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
- Прочитайте пары слов в таком порядке
1) родственные слова, назовите корень;
2) форма одного и того же слова.
- Какие слова называются родственными? (Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными.- Что называют корнем слова? (Общую часть родственных слов называют корнем.)
III.Самоопределение к деятельности.
1.Послушайте стихотворение.
Слайд 3
-Разделите, пожалуйста, буквы на 2 группы.
К О И Г А Ю Р С (КГРС, ОИАЮ)
- По какому признаку разделили буквы на группы? (Согласные и гласные буквы.)
Слайд 4
-Дополните вторую группу буквами. (о и а ю е ё я у э ы)
- Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв)
-Сколько гласных звуков? (6 звуков)
-Дайте характеристику звуку [а],[и]. (Гласный, может быть ударный или безударный в слоге.)
-Какие гласные называются ударными? (Гласные в ударных слогах.)
- Какие гласные называются безударными?(Гласные в безударных слогах.)
-Молодцы.
2. Каллиграфическая минутка.
Работа в тетради. На доске запись.
-Запишите число, классная работа. Орфографически продиктует один из учеников.
Слайд 5
– Посмотрите на экран. Давайте вспомним правила написания строчных букв а, и. Есть одинаковые элементы у этих букв? Какой? Пропишем эти буквы.
IV. Работа по теме урока.
Наблюдение над ударными и безударными слогами.
Отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (Зима.)
-Запишите слово – отгадку. Поставьте это слово во множественное число. Запишите.
На доске запись.
Зима' – зи'мы.
- Обозначьте ударение в словах. Выделите корень слова. Сравните первый слог в словах зима' изи'мы.
-Запишем транскрипции слов. [з'эма] и [з'има]
-Одинаковые гласные звуки в этих словах? (Разные.)
- А какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же.)
-Какое слово вызвало у вас сомнение? ([з'эма].)
- Почему? ( Зима – не знаем, какую букву поставить в слове.)  
– Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог. – Что вы можете сказать о пропущенной букве? (Гласный, безударный). – В какой части слова находится этот безударный гласный? (В корне слова.) – Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Безударный гласный в корне слова.) 
- Какой гласный звук нужно проверять? Почему? (Безударный гласный.Произносится не так, как пишется.)
VI. Продолжение работы по теме урока.
1.Работа над правилом. Рубрика «Обрати внимание».
-Откройте учебник. Страница 84. Рубрика «Обрати внимание». Прочитайте.
Слайд 6
Буква,обозначающая безударный гласный звук,- «опасное место». Такое «опасное место» называют орфограммой (орфо – значит «правильное», грамма – «письмо»). Орфограмма требует применения орфографического правила. На уроках правописания ты познакомишься с орфограммами, изучишь орфографические правила, чтобы писать грамотно, без ошибок.
– Как проверить безударный гласный в корне слова?
-Прочитаем правило на странице 84, рубрика « Тайны языка».
Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой записывают ударные гласные звуки в этих корнях. Например: лесно'й – лес, садо'вый – сад, гора' –горы.
Безударные гласные в корне слова надо проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
[сады'] – сад сады'
са'дик сады'
2. Работа над составлением алгоритма (как проверить безударный гласный).
– Как проверить безударный гласный в корне слова?– Что для этого нужно сначала сделать?(Прочитать это слово) – Прочитали. Что дальше будем делать? (Поставим ударение) 
– Дальше? (Определяем корень слова) (определи корень)– Как убедиться, что мы выбрали правильно гласный? (Подбираем проверочное слово)  (подбери проверочное слово) – Давайте подберём проверочное слово к слову гора. О чем необходимо помнить? (Гласный должен стать ударным.) 
Слайд 7,8
Гора – го'ры, го'рный, го'рка, го'рочка. 
– Чему сегодня на уроке мы будем учиться?
Цель урока: знакомство с правилами проверки безударных гласных в корне слова.
Слайд 9
Алгоритм (как проверить безударный гласный)
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подбери проверочное слово:
* измени слово так, чтобы этот гласный стал ударным,
* подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным.
Запиши слово   и подчеркни безударный гласный.
В проверочном слове поставь ударение, выдели корень и подчеркни этот гласный двумя чертами.
– Как в слове гора мы проверили безударный гласный в корне?  
изменили слово так, чтобы гласный стоял под ударением;
подобрали родственное однокоренное слово, в котором этот гласный стоит под ударением.
– Ребята, посмотрите на свои алгоритмы –  помощники (Приложение 1).
Каждому пункту соответствует знак.  Давайте составим алгоритм работы с помощью этих знаков.

– Молодцы!– Посмотрите на алгоритм. Объясните: по каким критериям будете оценивать правильность работы над орфограммой «Безударный гласный в корне слова»?
Я правильно поставил ударение.
Я правильно выделил корень.
Я правильно подобрал проверочное слово.
Я правильно записал данное слово.
Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.
– Верно! Помните об этом при работе  на уроке.
V. Физкультминутка.
Слайд 10
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения под музыку.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
– А теперь потянулись к солнышку, чтобы получить от него заряд энергии и бодрости. Молодцы!
VI. Первичное закрепление  (работа по группам, можно встать с места и объединиться в команду)
Игра «Проверь слово».  (Слова взяты из упражнения 2,страница 85.)
(Приложение 2).
-У нас три команды – три ряда. Каждому ряду выдаются листочки со словами с пропущенными безударными гласными. Каждый ученик должен вписать пропущенную букву, и передать листок следующему. Какой ряд быстрее и без ошибок выполнит задание, тот и является победителем.
1ряд. Тр…ва,з…мля,др…ва, р…ка, пл…чо, стр…на, …кно, в…сна.
2ряд. Тр…ва, з…мля, др…ва, р…ка, пл…чо, стр…на, …кно, в…сна.
3ряд. Тр…ва, з…мля, др…ва, р…ка, пл…чо, стр…на, …кно, в…сна.
Слайд 11
Проверка. Работа по цепочке. Каждый ребенок оценивает свою работу с помощью цветовых сигнальных карточек: согласны «зелёная», не согласен «красная».(Приложение 3)
Класс подтверждает или отрицает утверждение учащегося с помощью цветовых сигнальных карточек: согласны «зелёная», не согласен «красная».
-Замечательно справились с заданием.
2.Закрепление полученных знаний
Страница 86, упражнение 3.
В[а]да', с[а]сна', стр[а]на', тр[а]ва', п[а]ля', г[а]ра', д[а]ма', н[а]га', н[а]ра', ш[а]ры', гл[а]за', т[а]зы'.
– Ребята, посмотрите внимательно на следующее задание.– Перед вами слова. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача – найти слова с безударной гласной буквой « о» в корне и слова с безударной гласной буквой « а» в корне, которые здесь спрятались! – Итак, проверяем. Кто назовет   словас безударной гласной буквой « а» в корне?  У кого другие слова?
-Кто назовет   словас безударной гласной буквой « о» в корне? 
(Сделать вывод.)– Молодцы! Давайте запишем несколько слов и выделим  безударный гласный в корне.  Действуем по алгоритму на ваших карточках-помощниках.
Запись в тетради. (Два ученика работают у доски.)
Стра'ны- страна', тра'вы – трава'; во'ды- вода', по'ле- поля'.
3. Работа в тетради.
– А теперь попробуем справиться с еще одним заданием. Не забывайте, чтобы не сделать ошибок,  необходимо работать по алгоритму. Давайте повторим правила проверки безударной гласной.
Слайд 12
Вставьте в слова пропущенные буквы, выделите орфограммы:
Живёт в л…су л…са. Летит за м…дкомпч…ла. Гр…чата пищат в гн…зде.
(комментированное письмо – 1 человек объясняет написание, остальные записывают предложения)
Оцени свою работу по нашим критериям (задание для ученика, комментировавшего письмо).
– Ребята, будьте внимательны. Вы проверяете работу своего товарища и оцениваете ее с помощью сигнальных карточек.
– А теперь  я проверю вашу память и внимание. Закончите  предложение:
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова… … .4.Физминутка.
– Вы были очень внимательны на уроке. А теперь я предлагаю вам немного потанцевать (танцевальные движения под музыку).
– Молодцы! Весело и дружно танцевали. 
– Сейчас я вам предлагаю испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники.
(Приложение 4).  Прочитайте задание. Выберите для себя задание, с которым вы можете справиться. Постарайтесь выполнить без ошибок.
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело…
А теперь пишите смело.
1 уровень (жёлтая карточка)
Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы (проверка хором).
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной:
К…са – косы,к…за – козы, гл…ва – главы, тр…ва – травы.
2 уровень (голубая карточка)
Слайд 13. Проверка заданий, выполненных учащимися.
Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:
Ты будь внимателен, мой друг,В словах есть безударный звук:Нора, жара, дома, сосна - Одна из гласных не ясна.Оса, коса, моря, сова - Проверить надо все слова! 
3 уровень (розовая карточка)
Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными  «О» и «А» в корне, подбери проверочные  слова.
 (1-2  человека называют свои слова). Каждый из отвечающих объясняет написание слов.
VII. Итог урока.
– Что мы должны  знать при записи слов с безударным гласным в корне? 
- Как проверить безударный гласный в корне слова?
- Ребята, какие задания вам показались наиболее трудными? А самыми интересными?
VIII. Рефлексия.
Ребята, посмотрите, перед каждым из вас лежит четырёхступенчатая лестница. (Приложение 5)
В начале урока вы все стояли на первой лестничной ступени знаний нашей темы урока. К концу урока каждый поднялся на свой новый уровень. Определите его,написав красивую строчную гласную букву «а» на той ступени, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь:
четвёртая – если все было понятно на уроке,  и вы легко выполнили все задания;третья  – если необходимо ещё поработать над данной темой;вторая – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
Спасибо за урок.
Приложение 1
(Карточка - помощница)

Я правильно поставил ударение.
Я правильно выделил корень.
Я правильно подобрал проверочное слово.
Я правильно записал данное слово.
Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.
_______________________________________________________________________________________________
Приложение 2
1ряд.
Тр…ваз…мля
др…вар…ка
пл…чостр…на
…кно,
в…сна.
2 ряд.
Тр…ваз…мля
др…вар…ка
пл…чостр…на
…кно,
в…сна.
3 ряд.
Тр…ваз…мля
др…вар…ка
пл…чостр…на
…кно,
в…сна.
Приложение 4
Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной:
К…са – косы, к…за – козы, гл…ва – главы, тр…ва – травы.
(желтая карточка)
Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:
Ты будь внимателен, мой друг,В словах есть безударный звук:Нора, жара, дома, сосна - Одна из гласных не ясна.Оса, коса, моря, сова - Проверить надо все слова! 
(голубая карточка)
Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными  «о» и «а» в корне, подбери проверочные  слова.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
(розовая карточка)
Приложение 3
красная
зелёная

Приложение 5
4 ступень


3 ступень
2 ступень


1 ступень