Конспект урока по русскому языку на тему Учимся писать слова с двумя корнями (3 класс)


План-конспект урока
Учимся писать слова с двумя корнями
Цель урока: создать условия для изучения составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.
Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
познавательные:создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные:помочьосознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты:
личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;
предметные: совершенствование умений выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями;формирование навыка устной и письменной речи, осознание важности орфографически грамотного письма.9. Тип урока: урок - открытие нового знания
10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
11.Оборудование: толковый словарь, учебник русского языка.
Этап
урока Действия учителя Действия учащихся УУД
1.Орг.
момент -Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать?
Доска: Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- Как вы понимаете это выражение?
-Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем.
Приветствие гостей.
Настраиваются на работу на уроке.
-Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни. КУУД:готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.
2.Словар-
наяработа
-Запишите словарные слова:
Капуста, остров, расстояние, ежевика, народ, июль.
-Проверьте себя.
-Кто собой доволен?
-Почему?
Самостоятельно проверяют слова по образцу на слайде,
исправляют ошибки. РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.
3.Актуали-
зация знаний. -Возьмите из первых пяти словарных слов первую букву, а из шестого – последнюю и соберите слово.
-Какое слово получилось?
-Что такое корень слова?
-Как найти корень в словах? Дети собирают слово и отвечают на вопросы учителя.
-Корень.
-Сначала надо определить значение слова.
Затем подобрать родственные слова.
Найти общую часть слова – корень.
ПУУД: построение логической цепи рассуждения.
ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.
РУУД: оценивать результаты деятельности.
4.Самоопре-
деление
к деятель-
ности.
- Замените выражение одним словом.
1.Как называют того, кто пьет много воды, буквально – хлебает воду?2.Как называют бездельника, который лежит на боку? 3.Как называют человека, который любит много читать?4. Кто любит употреблять много сладостей?
- Что интересного заметили в словах?
-Почему в этих словах по два корня?
-Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова?
-Как называются слова с двумя корнями?
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
-Сегодня мы научимся находить, записывать и образовывать сложные слова.
- А с какой целью человек использует сложные слова?
-водохлёб
-лежебока
-книголюб
-сладкоежка
Учащиеся отвечают на вопросы.
-Учимся писать слова с двумя корнями.
-Чтобы сократить словосочетание, высказывание. ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения.
РУУД: умение определять цель деятельности на уроке
5.Постанов
ка учебной
задачи
-Как соединяются два корня в сложных словах?
-Как называются такие гласные?
-Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные.
Доска:
снег…падземл…пашецмыш…ловка
домохозяйка
- Слова одинаковые, а буквы вставлены разные.
-Почему были допущены ошибки?
-Возникла проблема?
-Какая?
-Чему мы должны научиться на уроке?
-При помощи гласных.
Соединительные гласные.
Два ученика выходят к доске, вставляют пропущенные гласные.
Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок.
-Мы должны научиться правильно вставлять соединительные гласные в сложные слова. КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи.
ПУУД: умение на основе анализа объектов делать выводы.
6. Физми-
нуткаФизминутка.
-А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим так:
если я называю сложное слово – вы хлопаете,
если слово с одним корнем – вы топаете:
Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход.ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.
7.Построение
проекта выхода
из затруднения
Работа в группах (см.Приложение 1) -Напомните, какая проблема возникла у нас при написании сложных слов?
-Для выхода из проблемной ситуации, вы поработаете в группах.
Учащиеся работают над заданиями в группах. КУУД: формирование умения слушать и понимать учителя и товарищей; совершенст-
вование умения
правильно
изъяснять свои
мысли; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность,
развиватьмонологическую и диалогическую форму речи.
ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.
8.Реализация
построенного
проекта -В каких случаях мы пишем соединительную гласную –о-?
-В каких случаях мы пишем соединительную гласную –е-?
-Сформулируйте вывод.
- Вернёмся к нашим словам. Исправьте ошибки. Выполняют задание, вставляют соединительную гласную. По группам выходят к доске и делают выводы по заданию.
Вывод:Если корень первого слова заканчивается на твёрд согласный, то пишется буква О.
Если корень первого слова заканчивается на мягкий согласный, то пишется буква Е.
Твёрдый согл. - О
Мягкий согл. - Е
ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.
9. Первичное
закрепление
Помогите Пете Ошибкину правильно собрать слова (экол.панно):
Пылеход, вертосос, ледокат, самовод, морелёт, паролёт, водоход, самовоз. 
- Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 28 упр. 1 Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его.
Коллективная проверка. ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение.
ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.
10. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в парах. 1) Рубрика «Интересный материал из истории языка» учебник стр 101.
Слово благодарить
-Можно слово благодарить назвать сложным?
-Докажите.
-Почему написали соединительную гласную –о-?
2) Выполнение интерактивного теста (см. Приложение 2)
Коллективная проверка на интерактивной доске. 1) Читают материал рубрики.
1 ученик у доски, остальные в тетради
записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить»
2) В парах выполняют
интерактивный
тест. РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания.
ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.
КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность
11.Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 3. 1-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.
– Чему научились?
- Какое правило мы вывели с вами?
– Кто или что вам помогало справиться?
- Что вы теперь можете?
– Кто доволен сегодня своей работой?
-Кому было интересно?
2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.
3) Домашнее задание.
Учебник стр. 101 упр. 3 Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Работа в группах.
1 группа. Прочитайте стихотворения. Найдите в стихах сложные слова, выпишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о -.
Шёл Егор через бор.
Видит: вырос мухомор. (А. Прокофьев)
Листопад, листопад-
Пенится тропинка,
И шумит, как водопад,
Каждая осинка! (Т. Белозёров)
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 группа. Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выпишите значения слов. Выделите корни в словах. Сделайте вывод: после каких согласных пишутся соединительные гласные –о-, -е-.(Слова даны на карточках)
Самолёт - _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Пешеход -__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2 группа. Работа с карточкой. Прочитайте и найдите сложные слова, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –е-.
Перелесок, картофелекопалка, мышеловка, землетрясение.
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интерактивный тест.
Как называются слова с двумя корнями?
- простые
-сложные
-составные
2. Как соединяются два корня в сложных словах?
-при помощи согласных букв
- при помощи гласных и согласных букв
- при помощи гласных букв
3. Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
-о, е
- о, а
- и, е
4. Какое сложное слово получится из слов скала и лазать?
-лазоскал -скалолаз
-скалелаз5. Какой соединительный гласный надо вставить в слово мор…плаватель?



Словообразовательная сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь по имени Пар. У него было много волшебных шляп. Надевая шляпу ок, он превращался в добрый и ласковый Парок. А если на него нападали враги, он мигом надевал шляпу ищ и становился Парищем злющим. От чего врагам нечем было дышать, и они уходили восвояси.
На другом берегу реки жил младший брат Пара царь Ход. И было у этого царя много слуг, да не простых прислужников, а разных мастеров. А особенно ценил Ход сапожника, который нашил ему сапог на все случаи жизни.
Вот решил однажды царь сходить на охоту, надел сапоги С и не успел оглянуться, как в лесу оказался. А на всякий случай взял он с собой еще несколько пар волшебных сапог. Долго он по лесу ходил, разного зверя бил – и заблудился.
Вдруг из чащи лесной напали на него разбойники. Что делать? Недолго думал царь. Переодел сапоги С на У и быстрехонько убежал. Вдруг на пути у него река. И опять сапоги выручили. Надел царь сапоги ПЕРЕ и преспокойно перешел препятствие.
Прослышал Пар, что у его брата Хода такие мастера славные есть и предложил брату идею – мост через реку построить, соединить царства. Согласился Ход. Долго ли, коротко ли строительство шло, но мост построили. И назвали его Соединительным о.
Получилось единое царство. Пароход с двумя царями. И стали они жить-поживать, да добра наживать. А в единстве – сила. И воевать и пировать легче. 
-Ребята, а вы догадались кем были цари этой сказки? (Корнями пар и ход). Давайте разберём по составу слова образованные с корнем пар: парок, парище. Какой способ словообразования использовали? (Суффиксальный)
Разберём по составу слова с корнем ход: сходу, уход, переход. Какой способ словообразования использовали здесь? (Приставочный)
-А как образовалось слово пароход? Давайте разберём его по составу. ( С помощью сложения двух корней). Какая буква соединила корни? (Соединительная о)
Таких слов в русском языке много, их ещё называют сложными словами. 
Пылеход, вертосос, ледокат, самовод, морелёт, паролёт, водоход, самовоз.