Методические разработки по русскому языку на тему Развитие речи учащихся начальных классов путём обогащения словами синонимами


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Тема самообразования
«Развитие речи учащихся путём обогащения словаря
учащихся словами синонимами»
Выполнила учитель начальных классов
Межова С.А.
Сыктывкар, 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основ работы по развитию речи в начальной школе
Речь как средство развития мышления
Требования к речи
Работа над словарём как лингводидактическая основа развития речи мышления учащихся
Работа над синонимами как одним из способов обогащения словаря учащихся
Глава 2. Организация работы по обогащению словаря учащихся синонимами
2.1. Система упражнений по усвоению синонимов в начальной школе
2.2. Вывод
Литература.
Введение
В духовную жизнь окружающих людей ребёнок входит посредством родного языка. Язык объясняет природу, знакомит с характером людей, дает логические понятия. Без языка невозможно существование общества, невозможен обмен мнениями между людьми. Поэтому очень важно научить ребёнка языку, как средству связи с внешним миром.
Коммуникативная функция самая ранняя, ребёнок овладевает ею до школы. Речь совершенствуется в школьный период. В формировании речи как средства общения важная роль принадлежит начальному этапу обучения.
Современное общество предъявляет большие требования к уровню развития личности. Человек должен быть коммуникативен, быть образован. А образованность подразумевает не только запас знаний, но и хорошее владение родным языком. Поэтому важно проводить работу в школе по развитию речи. Она должна быть разнообразна, многопланова, контролируема.
В настоящее время русский язык стал одним из ведущих международных языков. Многие слова русского языка вошли в словарный фонд иностранных языков.
Огромное число диалектных и просторечных слов, употребляющихся носителями диалектного и городского просторечия.
В русском языке много профессиональных слов и фразеологизмов, используемых в речи лиц, владеющих разной профессией.
Многочисленны собственные наименования, географические названия, имена собственные. А сколько названий жителей по месту их жительства? Сколько городов, посёлков, деревень имеется в нашей стране.
Всё это живые слова. Помимо них, в русском языке немало слов, вышедших из активного употребления. Эти слова тоже составляют наше лексическое богатство.
Русский язык обладает большим запасом многозначных слов, которые позволяют ему не расширяться беспредельно.
Новые слова – это живые свидетели развития общественной жизни и достижения науки, культуры, техники.
Обогащение словарного запаса языка происходит за счёт образования новых слов. Многие широко употребительные слова и выражения возникли совсем недавно. И учёным в ряде случаев удаётся проследить их историю развития.
Пополнение словарного запаса языка происходит также благодаря и заимствованию слов из других языков.
Языковое богатство каждого человека заключается в активном использовании разнообразных слов и выражений. Активный словарный запас зависит от степени культуры, образованности и возраста человека.
Таким образом, богатство русского языка заключается также и в исключительном многообразии его стилистических возможностей . Для полного усвоения культурой речи необходимо не только знаний грамматики русского языка и правил произношения, но и усвоение его стилистических норм, умение правильно употреблять слова, формы, синтаксические обороты.
Цель работы: раскрыть наиболее важные методические проблемы, касающиеся обогащения словаря учащихся, изучит приёмы обогащения словаря учащихся словами синонимами.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучение педагогической и методической литературы по теме;
- выявить эффективные приёмы и методы обогащения словаря учащихся словами синонимами как средством развития речи.
- разработать методическую систему обогащения словаря учащихся словами синонимами и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.
Для решения поставленных задач использованы следующие научно-исследовательские методы:
- лингвистические (описательный, функциональный);
- методические (социально педагогический – наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы, экспериментальный ).
Теоретическую основу работы составили труды ученых (А.П.Величун, А.И.Асадулин, С.Т.Сулейманова, М.И.Сажина, Д.М.Тамбиева).
Научная новизна исследования заключается в том, что по-новому интерпретированы методические приёмы изучения развития речи учащихся путем обогащения словаря учащихся словами синонимами, антонимами.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методической системы развития речи учащихся путем обогащения словаря учащихся словами синонимами, антонимами в начальной школе.
Практическая значимость работы определяется тем, что её материалы могут найти применение в школах
Глава 1. Теоретические основы работы по развитию речи в школе
Речи как средство развития мышления
Развитие речи – важнейшая задача обучения русскому языку. Логически чёткая, доказательная, образная речь ученика – показатель его умственного развития.
В раннем возрасте у ребёнка возникают потребности общения. Несколько позднее речь становится средством познания окружающего мира. Ребёнок, развиваясь, пользуется всё более сложными языковыми единицами. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.
Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важная роль принадлежит понятиям. Знание слова, обозначающее понятие, помогает человеку мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и совершенствуется в течение всей жизни человека.
Таким образом, владение языком создаёт предпосылки для развития мышления. Мыслительная операция стимулирует речь.
Учитель должен следить за тем, чтобы речь школьников всегда опиралась на реальную основу, чтобы она была наполнена содержанием. Важнейшим источником материала для речевых упражнений является сама жизнь – всё то, что окружает детей, их собственный опыт. А в опыте школьников ценны наблюдения. Материал, собранный в наблюдениях, служит и для устных и для письменных сочинений.
Значительное место в речевых упражнениях занимает книжный материал. Его анализ развивает мышление и обогащает речь.
Соединение материала наблюдений и непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из книг, также служит средством развития речи школьников.
Разрабатывая речевые упражнения, учитель должен ориентироваться на определённые формы умственной работы, на анализ и синтез, на выделение существенных признаков, на решение мыслительных задач, на выявление причинно-следственных связей, на сравнение и противопоставление.
Одна из задач развития мышления учащихся – это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие признаки предметов или явлений действительности.
Оперирование понятиями, из расположением по ступеням подчиненности, их обобщением – все это подготавливает школьников к более сложным формам мыслительной работы.
Понятия выражаются в словах или сочетаниях. Речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения. Систематическая тренировка учащихся в связывании суждений повышает культуру связной речи учащихся, делает речь логичнее.
В речевых формах на уровне внутренней речи решение познавательных задач вытекают из проблемных ситуаций, создаваемой жизнью. Проблемные ситуации возникают постоянно в жизни ученика, в учебной деятельности.
Интеллектуальная жизнь ученика находит отражение в его речи. Такая речь не окажется пустословием, она будет содержательна и самостоятельна.
Человеческое мышление не возможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем более чётко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем понятливее становится сама мысль. Таким образом, для мыслительной деятельности человека важна её взаимосвязь с языком и речью.
Требования к речи
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорения.
Условия успешного развития:
- Потребность общения и коммуникации. В методике развития речи должны быть предусмотрены ситуации, которые определяют мотивацию речи.
- Дать образец речи ребёнку. От того, какая у него речевая среда зависит разнообразие и правильность его собственной речи.
- Речь нуждается в языковом и фактическом материале. Школьник хорошо напишет или расскажет о том, что он хорошо знает; у него должен быть запас знаний. Материал должен быть значимым.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. И здесь к речи предъявляются свои требования.
Первое требование – содержательность речи. Говорить и писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь.
Второе требование – логичность, последовательность, чёткость построения речи. Хорошие знания того, о чём пишет или говорит школьник, помогает ему логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же несколько раз.
Под точностью речи понимают умение говорящего выбрать наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, из разнообразие, умение выбрать слова, синонимы, наиболее подходящее к содержанию рассказываемого.
Для начальной школы большое значение имеет правильность речи.
Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать, чтобы в начальных классах проводилась работа лишь над отдельными сторонами речи.
Осознание этих связей позволило выделить основное принципиальное положение:
- связь работы по развитию речи с развитием мышления;
- взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.
Речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи мысли, своих чувств.
Важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям:
1.Систематичность: последовательность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели.
2.Целенаправленность. Важно предусмотреть конкретную цель каждого речевого упражнения.
3.Разнообразие видов упражнений: в процессе обучения, чтобы было более или менее равномерно представлены все виды работ.
Речевые упражнения не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителя.
Работа над словарём как лингводидактическая основа развития речи и мышления учащихся
Работа по развитию речи многоаспектна. Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Богатый словарный запас – важнейшая предпосылка для лучшего усвоения всех разделов науки о языке, для успешного формирования орфографических и систематических навыков.
Данным исследованием занимались специалисты: К.В.Мальцева, А.И.Лебедев, К.А.Гальдышин, Л.Г.Саякова, С.Д.Амурова.
В системе словарной работы достигается не только количественное увеличение словаря, но и его активация.
Словарь учащихся количественно растёт равномерно, ежедневно в начальных классах он обогащается в среднем 4-5 словами. Однако активный словарь детей растёт медленно. Тавтология – серьёзный и частый недостаток детской речи. Причины тавтологических ошибок:
- недостаточный словарный запас у детей;
- у младших школьников проявляется слабо развитое критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль над выбором слов.
Слово – основная значимая единица языка. Поэтому в работе над словарём учащихся придается большое значение.
В словарной работе в школе выделяют 4 направления:
- обогащение словаря учащихся;
- уточнение словаря;
- активизация словаря;
- устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.
Основными источниками обогащения словаря учащихся являются художественные произведения, тексты в учебниках русского языка, речь учителя, внеклассное чтение, телепередачи.
В практике применяются разнообразные приёмы работы над значением нового слова.
1.Показ предмета или действия, обозначаемого словом.
2.Способ подстановки синонимов.
Донести до детей богатство каждого слова помогает художественный текст.
3.Способ логического определения, то есть подведение слова под ближайший род и выделение признаков.
4.Развёрнутое описание, состоящее из нескольких предложений.
5.Ввод слов в предложение.
6.Разъяснить значение слова можно, используя антонимы.
7.Анализ морфологической структуры слова и словообразования.
Работа над синонимами как одним из способов обогащения словаря учащихся
Работа над синонимами.
Лексическое богатство языка обеспечивается синонимикой. Чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности языка и носителя.
Синонимы – это слова, по-разному называющие одно и то же понятие. Они отличаются по эмоционально-экспрессивной окраске и по сферам их употребления.
Данным исследованием занимались Л.Г.Саякова и С.Д.Ашурова.
В начальной школе применяются следующие виды упражнений с синонимами на уроках русского языка:
- выбор и группировка слов, близких по значению;
- расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака;
- подбор синонимов к данному слову;
- замена синонимов в предложении;
- выбор одного из данных близких по смыслу слов;
Синонимы имеются во всех языках. Особенно богаты синонимами развитые литературные языки. И чем выше степень развития литературного языка, тем сложнее и тоньше, богаче его синонимика.
Синонимы возникают за счёт развития новых значений в слове. Синонимы появляются в результате усвоения иноязычных слов.
Наличие синонимов в словарном запасе делает речь точной и выразительной. Воспитание привычки и точности выражения мысли важно начинать с первых шагов ребёнка в школе. При помощи синонимов может достигаться и большая выразительность высказывания.
При отборе в активный словарь детей можно вводить не все слова синонимы, выбирать из них более точный, уместный.
Работа над уточнением и обогащением словаря включает в себя следующие этапы:
- подбор слов, близких по смыслу;
- выделение слов в тексте;
- выяснение понимания слова учащимися;
- введение слова в другой контекст – сопоставление предложения;
- использование слов синонимов в связной речи (пересказ прочитанного).
Чтобы вводимые слова закреплялись в активном запасе младших школьников, необходимо : включать их в речь детей, составлять предложения, связные рассказы, пересказы прочитанного; систематически проводить упражнения на подбор к слову синонимов, нахождение синонимических пар в тексте, замену слова его синонимом, выбор из нескольких слов его синонимов.
Большое значение для выработки правильного употребления синонимов в речи имеют упражнения в редактировании текста. Материалом для этого могут служить детские изложения и сочинения. Понимание того, что каждое слово имеет своё значение, что употребление слова зависит от цели высказывания, стиля речи, развивает у учащихся потребность внимательно относиться к выбору слова, узнавать новые слова.
В основе методики развития связной речи учащихся лежит обучению связных текстов. К средствам соединения предложений между собой в тексте относятся и синонимические замены. Синонимы, являясь средствами соединения предложений в тексте, могут иметь предметное, локальное и другие значения и выражаться любой частью речи.
Пропедевтическая работа по ознакомлению школьников с синонимической заменой должна начинаться в 1 классе.
Глава 2. Организация работы по обогащению словаря учащихся синонимами
Система упражнений по усвоению синонимов
Основная цель данной работы показать на примере синонимов с предметным значением их роль в сохранении смыслового единства текста и создании благозвучности речи. Во 2, 3 классах эта работа углубляется. Так, изучение склонения имен существительных дает возможность продемонстрировать аналогичную роль синонимов с пространственным значением и упражнять их в речевом употреблении.
Упражнения, позволяющие формировать указанное умение, делятся на 3 группы.
Упражнения, позволяющие проводить анализ текстов с целью наблюдения за синонимической заменой – средством соединения предложений в тексте.
А). Наблюдение и анализ синонимов с предметным значением в функции средства межфразовой связи.
Например, дан текст:
Очень красивы деревья ранней осенью! Как хороши осины и клён! Пылают гроздья рябины. Вон налетела на дерево стая дроздов. Рябина для них – любимая ягода.
Анализ:
- Прочитайте текст. О чём говорится в первом предложении? (О деревьях).
- О каком именно дереве идёт речь в 3 и 4 предложениях? (О рябине).
- Каким другим словом названа рябина в 4 предложении? (Дерево).
- Можно ли сказать, что здесь они синонимы, почему?
- Какое из этих слов имеет широкое значение, а какое узкое?
- 4 предложение связывается в нашем тексте с 3 предложением с помощью слова дерево, которое имеет широкое значение и является синонимом слова рябина.
Б). Наблюдение и анализ синонимов с локальным значением.
… Ребята в лагере выбирают себе работу по желанию. Одни шли в лес. Там они собирали лекарственные травы и ягоды. Другие помогали совхозу.
Анализ:
- Куда шла одна часть ребят? (В лес).
- Что они делали в лесу? (Собирали лекарственные травы).
- Прочитайте еще раз второе предложение. Есть ли в нем слово в лесе? Каким другим словом заменено оно в 3 предложении? (Словом там).
- Можно ли сказать, что эти слова здесь синонимы, почему?
- С помощью каких синонимов связываются здесь между собой 2 и 3 предложение нашего текста? (В лесу, там).
В). Наблюдение и анализ синонимов с временным значением в тексте.
Дан текст:
Завтра ребята решили всем классом идти в лес. Сбор назначен на 9 часов у школы. Утром все ребята были на месте. Ребята с удовольствием погуляли в лесу. Вечером они вернулись домой.
Анализ:
- На какое время был назначен сбор ребят? (на 9 часов).
- Прочитайте 3 предложение. Каким другим словом заменено выражение «в 9 часов»? (Утром)
- Какие синонимы связывают между собой 2 и 3 предложение? (В 9 часов, утром).
2. Упражнения, требующие видоизменения текста в плане подбора или замены синонимических средств связи предложений.
1).Подбор подходящего синонима для соединения предложений текста.
Например, даны тексты:
Стайка птиц пролетела над лесной поляной. Это клесты. … облетели вершину ели. Цепкими коготками они выбирали семена из шишек.
(Подбирается синонимическое слово с родовым значением: птицы).
Сашин папа работает в Африке. Он часто пишет письма домой. А недавно прислал… Саше в подарок бивень слона.
(Подбирается синонимическое слово с родовым значением: оттуда).
2).Подбор подходящего средства связи из ряда данных для соединения предложений текста.
Дан текст:
Катя ходила на кукольное представление в театр. Она ходила … с мамой. Спектакль им понравился.
(Слова для вставки: сюда, туда, оттуда, там, в театр).
3).Замена одних средств связи другими.
Дан текст:
На опушке леса показался медведь. Он подошёл к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг зверь застыл на мгновение. Затем он бросился назад в лес).
(Заменяется слово зверь словом животное).
3). Упражнения на конструирование текста с заданными средствами связи.
Составить рассказ (написать сочинение) на тему «Школьники», используя для соединения между собой следующие слова: дети, они, школьники, ребята.
Примерный текст:
Утром дети приходят в школу. Здесь они читают, пишут, рисуют, поют. После занятий школьники идут домой. Дома ребята учат домашние уроки.
Предлагаемая система упражнений разработана таким образом, чтобы ознакомление школьников со средствами связи в тексте проходило попутно с изучением грамматического материала.
Работа над синонимами начинается с 1 класса. В большей части рассказов и стихотворений книг для чтения есть синонимы, с которыми может быть проведена семантическая работа. Целесообразно также работать над синонимами, которые встречаются в разных произведениях.
Для данной работы над синонимами не обязательно искать в тексте их группу, можно подыскивать синонимы самостоятельно. Такой вид упражнений высокоэффективен, так как повышает познавательную активность школьников. Например, читая стихотворение В.Жуковского «Жаворонок»:
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
К слову «лазурь» дети находят синонимы голубизна, синева. Читая стихотворение И.Бунина «Листопад», дети снова встречаются со словом лазурь.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
Синонимическая работа переплетается с усвоением тематических групп слов, например глаголов движения и прочее. Знание разнообразных глаголов позволяет избежать повторов. При чтении отрывков из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос» обращается внимание учащихся на то, что движение Мороза выражается 3 разными словами:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои…
Идёт – по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой земле,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
Все выделенные слова - не синонимы, но они близки по смыслу, обозначают разные варианты одного явления – движения.
Не менее разнообразны глаголы речи: спросила, сказал, ответил, проговорил, завопил и другие.
Анализ синонимов – это работа над точностью употребления слова. Упражнения с синонимами проводятся не только на уроках чтения, но и на русском языке при изучении грамматических тем, а иногда и на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.
Основные типы упражнений с синонимами, которые применяются на уроках русского языка в начальных классах:
- Выбор и группировка слов, близких по значению.
В упражнении даны слова какой-то части речи (н-р, глаголы).
Задание: из списка слов выбрать 2 группы близких по смыслу (можно дать 2-3 лишних слова).
1 группа: Бежит, несётся, глядит, спит, мчится, смотрит. (Лишнее слово – спит).
2 группа: Смотрит, глядит, глаз не сводит.
Для усложнения можно дать не 2, а 3 синонимических ряда, введено 2-3 конфликтных слова, могут быть разные части речи.
- Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака.
Даны группы слов синонимов: огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный.
Дети составляют ряды по возрастанию размеров: крохотный – маленький; большой – огромный – гигантский.
С этими словами составляются предложения.
- Подбор синонимов к данному слову.
Даны слова: смешной, работать, метель (при изучении прилагательных, глаголов, существительных).
Смешной – забавный, потешный;
Работать – трудиться;
Метель – вьюга, буран, пурга.
С каждым из слов составляются предложения, которые помогают понять значение синонима, его оттенки.
- Замена синонима в предложении.
Цель упражнения:
Выбор более точного, более удачного слова.
Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).
Пограничники стреляют метко (без промаха).
Лиса обманула медведя (косолапого).
Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлёпнулся).
- Выбор одного из данных близких по смыслу.
1. Небо (заволокло, закрыло тучами).
2. Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.
3. Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.
4. Наступило (жаркое, тёплое, знойное, горячее) лето.
Дети обосновывают свой выбор синонима, например: «Лучше всего сказать: «Наступило жаркое лето». Можно сказать и знойное, так говорят, если нет дождей, очень сухо. «Горячее лето» - так не говорят. А «тёплое лето» - это неправильно, можно сказать весна теплая, а лето жаркое».
Цель всякого лексического упражнения – использование слов в собственной речи.
Упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка
1.Объясните, что обозначает каждое выделенное слово. Какое у них общее значение?
- Кто любит труд, того люди чтут. Работа и кормит и учит.
- Вьюги да метели на февраль налетели.
2. Объясните значение слова. Что общего в значении слов каждой строки?
Рассказ, повествование, история;
Лодка, челн;
Старый, дряхлый, ветхий;
3.Соедините слова в пары слов, близких по смыслу.
Метель, рубеж.
Граница, вьюга
4.Подпишите картинки, подберите к этим словам, близкие по смыслу.
Дом - …
Лупа - …
5.Замените выделенное прилагательное словом, близким по смыслу.
В школу приехал известный писатель. Широко известны его книги.
6.Запишите слова в порядке уменьшения качества:
Маленький, небольшой, крохотный;
Большой, огромный, гигантский.
7.Отметьте, какие ошибки допущены в рассказе ученика.
Прибежали старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, прибежали старухи зайчихи.
8.Найдите слова, близкие по значению к данным:
Друзья - …
Аэроплан -…
9.Некоторые глаголы замените близкими по значению:
Тихо реветь слегка трепетать
Как белуга плакать от страха робеть
10.Объясните, какие из синонимов, называя действие, выражают наше отношение.
Бродить, слоняться; Бояться, трусить.
11.Прочитайте слова, выясните, что они обозначают.
Идти, шагать, брести, плестись
- Подберите к данным существительным наиболее подходящий глагол.
Спортсмены…
Лошадёнка…
12.Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить.
Пунцовый, кумачовый (флаг, мак)
Багряная, алая (листва, роза)
Горячий, знойный (лето, вода, привет)
13.Отгадайте загадку.
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновало две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
- Сколько предметов обозначает отгадка? Почему отгадка состоит их 2 слов?
Отрывки из художественных произведений дают возможность не только закрепить значение слов синонимов, но и осознать роль синонимов в речи.
Отрывки из произведений детской литературы для использования на уроках русского языка
1.Виталик был рад, что Мурзик успел удрать от него… Он нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать подальше. (Н.Носов)
- Найдите слово, близкое по значению слову убежать.
- Чем оно отличается по смыслу?
Слова для справок:
Убежать – передвигаться быстро по разным причинам;
Убежать – спастись бегством.
2.Прочитайте текст. Объясните значение слов блестеть, сверкать, сиять.
Был чудесный зимний день. Солнце светилось ярко, снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной. (По М.Ефетову)
- Можно ли употребить слово сверкать в последнем предложении вместо сиять?
3.Прочитайте отрывок из стихотворения.
И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика:
Не прыгает, не скачет он
И доктора зовёт… (К.Чуковский)
- Почему автор два слова прыгает и скачет, обозначающих сходные действия, употребляет рядом?
4. Из какого стихотворения данный отрывок?
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! (К.Чуковский)
- Какие слова, близкие по значению, подчёркивают мастерство доктора Айболита? Какое из слов подсказывает, что Айболит доктор – волшебник?
5. Договорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-пама…
Нет, ги-попо-тото-папама…
Нет, ги-тото, попо-папама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги на бегемота.
Мы чаще так его зовём.
Я думаю, гиппопотама.
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его. (С.Маршак)
- Какими словами называют животное, которое смотрели мальчик и мама в зоопарке? Отличаются ли эти слова (синонимы) по смыслу?
- Зачем нужны в языке 2 слова, обозначающих одно и то же?
- Какое слово употребляется чаще?
А.М.Пешковский считал, что наблюдения над синонимами «должны» проводиться в тексте. С этой целью можно предложить следующие задания.
1).Одевать он стал пальто –
Говорят ему: не то,
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши. (С.Маршак)
- Есть ли синонимы в этом тексте? Какая ошибка допущена в авторском тексте? Каким словом его можно заменить?
Слова для справок: надевать, натягивать (на себя); одевать, наряжать (разговорное) кого-то.
2).Бегемота бегемот однажды повстречал:
- Вы кто такой? – спросил…
- Я бегемот, - бегемот сказал.
Тут возмутился бегемот:
- Кто же я тогда такой?!
- А вы, - ему ответил тот, -
Бегемот простой.
Бегемоту бегемот сказал:
- Вы просто лжец!
С бегемотом бегемот
Рассорились вконец.
Они уже который год
И здесь шумят и, и там –
Всё не решат, кто бегемот,
А кто…
- Вспомните синоним к слову бегемот. Исправьте текст так, чтобы он вновь стал стихотворением В.Бобылёва.
3). В тексте пропущены слова, обозначающие цвет. Прочитайте его.
На лугу.
Как пышно цветёт и зеленеет луг. Он похож на … ковёр. Много здесь разнообразных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают … и … головки мака. Качаются колокольчики. (М.Пришвин).
Слова для справок: пёстрый, разноцветный; красные, алые, кумачовые;
Белые, белоснежные, лилейные, бирюзовые.
- Когда нам легче представить себе описанную картину?
4). Прочитайте оба текста. К выделенным словам из первого текста найдите синонимы из второго текста.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. (А.Плещеев)
Осень… Время раздумий и грусти. Посмотри на небо. Его голубизна кажется далёкой волшебной мечтой. Где ты, яркое солнце? Иссякла твоя сила. И всё вокруг безмолвно говорит мне о том, что лето прошло. (М.Пришвин)
- Какие слова из синонимических рядов синева, голубизна, лазурь; пора, время, срок; миновать, оставить позади, пройти чаще употребляются в поэтической речи?. Попробуйте заменить синонимы из второго текста.
5). Прочитайте отрывок из стихотворения. Какое слово не подходит для стихотворения, но может быть употреблено в разговорной речи?
Мы оставили Трезора
Без пригляда, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог. (С.Михалков)
- Замените это слово синонимом, чтобы восстановить текст стихотворения.
Слова для справок:
Присмотр, наблюдение, надзор; пригляд (разговорное).
- Отличаются ли синонимы по значению и месту употребления?
6). Из какой сказки этот отрывок? Кто ее написал?
Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка сидел малюсенький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка такая большая. Но он очень обрадовался, когда увидел… (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)
- Найдите синонимы. Замените их словом синонимом маленький. Что изменилось в тексте?
7). Прочитайте начало сказки. Объясните значение слов, которые даны в скобках. Что это за слова?
Заячьи слёзы.
У всякого зверя есть своя защита: у медведя (сильные, могучие, мощные) лапы, у волка (крепкие, надёжные) зубы, у быка и барана – рога. А у зайца одна защита – длинные ноги да заячьи горькие слёзы.
От (любого, каждого, всякого) зверя терпит заяц. И покоя ему, ни сытости. Научила зайца нужда свои следы путать, крутить, петлять. Только охотник Микитов знает, как разгадать хитрые заячьи петли.
Жил как-то, поживал в лесу заяц- белячок Вася. (Соорудил, построил, возвёл) Вася под ёлкой (домик, жилище, избушку), еловой корой покрыл.
- Выберите из синонимических рядов самое подходящее слово и восстановите текст.
Вывод.
В большей части рассказов и стихотворений, книг для чтения любых авторов есть синонимы, с которыми может быть проведена семантическая работа.
Произведения, помещенные в учебниках чтения, насыщены контекстуальными синонимами. Использование их в речи способствует законченному связному высказыванию.
Равнодушных к таким заданиям и упражнениям не бывает. Школьникам кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащать их словарный запас, учит размыщлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять.
Систематическая и целенаправленная работа над синонимами в начальной школе повышает интерес и внимание младших школьников к изучаемым произведениям, учит избирательно относиться к используемым в речи словам, обогащает устную речь младших школьников, развивает критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, количественно увеличивает словарь учащихся, развивает мышление.
Литература: