Презентация к родительскому собранию профилактика суциидального поведения у детей и подростков


ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «Смерть» в детском возрасте воспринимается абстрактно, как что-то временное, непонятное, не всегда связанное с собственной личностью ребенка. Формирование «понятия смерти» формируется примерно к 9 годам жизни. К подростковому возрасту объективные акты смерти становятся очевидными, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным поведением. Отношения родителей с детьми не строятся на фундаменте открытых, искренних, теплых отношений, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. Многие суицидальные попытки у молодых рассматриваются как отчаянный призыв о помощи, попытка пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль играет сохранность семьи в целом, ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей или умер, или покинул семью. Важное место занимают любовные взаимоотношения с лицами противоположного пола. В силу возрастных особенностей, отношения между молодыми людьми эмоционально весьма значимы и жизненно необходимы. Любое охлаждение в привязанности, тем более измена или уход к другому, воспринимаются как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. В последнее время самоубийство, особенно групповое, у подростков стало входить «в моду». Молодые люди, общаясь на инернет-сайтах, посвященных суициду, договариваются между собой о том, как и где им добровольно перейти границу между жизнью и смертью. Чувство одиночества – весьма частая причина суицидального поведения детей и подростков. Порой дети переживают своеобразный феномен – «одиночество в толпе», когда их окружают знакомые, не желающие зла, родные люди, но дети чувствуют себя безгранично одинокими, эмоционально отвергнутыми, всеми покинутыми. Признаками эмоциональных нарушений являются: Потеря аппетита или повышенное потребление пищи; Бессонница или сонливость; Жалобы соматического характера (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, недомогание, апатия); Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;  Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти или вины; Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; Уход от контактов, изоляция от друзей, членов семьи; Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;  Усиление чувства тревоги; Склонность к быстрой перемене настроения; Погруженность в размышления о смерти; Отсутствие планов на будущее;  Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательные воспоминания неприятных событий прошлого; Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем Ряд признаков характерных для готовящегося ухода из жизни: Приведение своих дел в порядок — раздаривание предметов увлечений, личных ценных вещей «на память». Прощание, которое может принять форму выражения благодарности различным людям. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии.  Словесные указания или угрозы: открытые заявления - «ненавижу жизнь», «не могу этого больше выносить», «жить не хочется», «никому я не нужен». Письменные указания - в письмах, записках, дневнике, ЖЖ. Размещение объявлений о знакомстве для группового и ассистированного самоубийства. Часто первыми тревожными сигналами могут стать сущие пустяки:  фраза, оброненная якобы случайно, разговоры о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях; появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете, обсуждения на «интернет – сайтах» методов и способов самоубийств; стремление ребенка к уединению (стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит об эмоциональном дискомфорте ребенка); разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен. Для повешения самооценки можно использовать следующие подходы:  Старайтесь подчеркнуть все хорошее и успешное, что присуще Вашему ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.  Не оказывайте постоянное давление на подростка, не предъявляйте чрезмерных требований в достижении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)  Родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует действительно их любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.  Детей важно принимать такими, какие они есть. Их нужно любить такими, какие они есть. Дети должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.  Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы своих детей.  Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт достижения успеха.  Придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок сделал что-нибудь не так. Обсуждайте его ежедневные дела, будьте в курсе событий, которые происходят с Вашим ребенком.