Конспект урока по русской литературе на тему Боги и герои Древней Греции


План урока по русской литературе (6 класс)

Тема: Боги и герои Древней Греции

Цели урока: обобщить и систематизировать представления о богах и героях Древней Греции, знать основные имена богов и героев, выражений, возникших на основе мифов, выявить, как усвоено учащимися содержание наиболее популярных греческих мифов; воспитание коллективизма, проявление смекалки, находчивости, оценить степень активности каждого учащегося

Форма урока: КВН
Технология: игровая

Ход урока

1.Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Боги и герои Древней Греции». Мы вспомним популярные греческие мифы, основные имена богов и героев, выражения, возникшие на основе мифов. Урок пройдет в форме игры. Участвуют 2 команды: «Олимпиец» и «Аргонавты». За каждый правильный ответ будут вручаться жетоны, подсчет которых позволит определить команду-победительницу и оценить степень активности каждого учащегося..
3. Вступительное слово учителя. Много-много веков назад на островах бассейна Эгейского моря поселился народ, который впоследствии стали называть греками. От древних греков остались нам их предания, их древние сказания. В древних сказаниях нашли отражение представления греков об устройстве мира, попытки объяснить все происходящее в природе и в человеческом обществе. Также в них содержатся повествования о деяниях богов, описание подвигов и приключений героев, то есть людей, одаренных сверхъестественной силой, ловкостью и смелостью, считавшимися детьми различных богов и богинь от людей. Как называются эти сказания? (мифы) Чтобы узнать, где изучаются мифы, мы с вами разгадаем кроссворд:
1. Юноша, который превратился в цветок нарцисс (Амур)
2. Богиня любви и красоты (Афродита)
3. Сын бога Зевса и земной женщины Алкмены (Геракл)
4. Аргосская царица, родившая сына Еврисея (Гера)
5. Богиня Земли (Гея)

Мифы изучаются в мифологии.
1-ый конкурс. Викторина «Боги и герои».
Учитель: « Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги». Назовите богов (на интерактивной доске появляются имена богов: Зевс, Посейдон (бог моря), Аполлон (бог красоты), Гефест (бог-кузнец), Эрот (все оживляющая любовь), Дионис (бог виноградарства, плодородия, покровитель артистов), Аид (бог подземного царства), Арес (бог войны)
3 вопроса команде «Аргонавты»:
1-ый: Назовите место обитания бессмертных богов (гора Олимп)
2-ой: Место обитания бессмертных богов – гора Олимп. Боги живут в роскошных золотых чертогах. А кто возвел эти прекраснейшие сооружения? ( Гефест)
3-ий: Не секрет, что дети появляются на свет из чрева матери. Благодаря греческой мифологии, нам известен феномен, когда ребенок вышел из разрубленной топором головы отца. Назовите имя бога, родившего таким способом дочь.(Зевс)
Следующие 3 вопроса команде «Олимпиец».
1-ый: Амур, Купидон – у римлян, Лель – у славян. Как именовали этого бога древние греки? (Эрот )
2-ой: На фасаде здания Большого театра в Москве – скульптурное изображение одного из богов: в колеснице, запряженной четверкой лошадей, с лирой в руках, он выступает здесь в роли покровителя дома. Он же - бог красоты. Назовите этого бога. (Аполлон )
3-ий: Праздничным шествиям в честь какого бога обязан своим появлением театр? (Дионис) 2-ой конкурс: «Черный ящик» (Поле чудес). По 2 вопроса каждой команде. Задание: отгадать по описанию, какой предмет лежит в черном ящике (атрибуты богов)
Задание для команды «Олимпиец»:
1) Этот предмет принадлежит Зевсу. По преданию, он получил его в дар от своих братьев и сестер, когда вывел их из утробы Кроноса. (молнии)
2) Этот предмет мог принадлежать богу кузнечного мастерства Гефесту и титану Прометею, научившему людей ремеслам.(молот)
Задание для команды «Аргонавты»:
Этот предмет принадлежит Посейдону, богу землетрясения и моря. (трезубец)
2) Этот предмет впервые изготовил Гермес, потом отдал его Аполлону, а тот отдал его Орфею. С его помощью он смог приручать диких зверей, двигать скалы, деревья. А во время путешествия с аргонавтами спас путешественников от сирен. (лира)
Учитель: Зевс, пытаясь усовершенствовать род людской, создал полубогов, или героев. Назовите известных вам мифологических героев. (На интерактивной доске появляются имена героев: Ахилл, Геракл, Одиссей, Орфей, Икар, Адонис, Парис).
3 вопроса команде «Олимпиец»:
1-ый: Кто из героев был учредителем Олимпийских игр? (Геракл)
2-ый: Однажды между Афиной, Герой и Афродитой, сообщает легенда, возник спор за право именоваться прекраснейшей. Кто из мифологических героев был третейским судьей в споре? (Парис).
3. Какой приз был вручен победительнице в споре за право именоваться прекраснейшей? (Яблоко)
Теперь 3 вопроса команде «Аргонавты».
1-ый: Он один из самых могучих героев. Рассказывают, еще будучи младенцем, едва из пеленок, он поразил всех, обнаружив недюжинную физическую силу. Кто это? (Геракл)
2-ой: В легенде о каком герое воплотилась мечта человека о полете в космос? (Икар)
3-ий: Одному из героев Троянской войны сам бог Гефест выковал щит. Этот щит стал дивным произведением искусства, но, к сожалению, не смог уберечь своего владельца от смерти? Назовите обладателя этого уникального щита. (Ахилл)
Вопросы о героях закончились.
Наш 3-ий конкурс называется «Богини». Назовите богинь. ( На интерактивной доске появляются имена богинь: Афродита , Мойра (богиня судьбы), Артемида (богиня охоты), Афина Паллада (богиня мудрости, плодородия, воительница), Гера (хранительница семьи, брака, домашнего очага)
Учитель: В конкурсе участвуют 2 девочки – по одной из каждой команды. Нужно угадать, о какой богине идет речь. Угадывание происходит в 3 этапа. Если вы узнали «свою» богиню с первой попытки, получаете 3 очка. Когда же для узнавания понадобятся вторая и третья подсказки, получаете лишь 2 очка или только один.
Подсказки представительнице команды «Олимпиец»
(Афина)
1.Богиня мудрости и знания; учит людей искусствам и ремеслам, девушек – рукоделию.(3 очка)
2. Защитница городов и крепостей.(2 очка)
3. Покровительница героев, непобедимая воительница. (1 очко)
Подсказки представительнице команды «Аргонавты»
(Артемида)
1.Богиня эта дает счастье в браке, благословляет деторождение. (3 очка) 2.Способствует росту трав, цветов и деревьев, исцеляет от болезней. (2 очка)
3. Покровительница животных, богиня- охотница. (1 очко)
А сейчас для вас следующее задание: подойдите к стенду, где размещены рисунки, изображающие предметы:
1) копье, 2) яблоко, 3) трезубец, 4) колчан, 5) лук, 6)венок из цветов, 7) щит. Вы должны выбрать атрибуты «своей» богини. (Афина - №1, 7; Артемида - №4, 5; )
А сейчас девочкам по одному вопросу: команде «Олимпиец»:
Определите значение данных слов, для чего из трех ответов выберите нужный ответ:
Гея – это
А) мать – земля
б) имя смертной женщины
в) женщина – титан
Вопрос команде «Аргонавты»
Культовое прозвище Афродиты:
А) Венера
Б) Киприда
В) Анадиомена
4-ый конкурс называется «Толковый словарь»
Учитель: Как известно, многие образные выражения и «крылатые» слова, которые мы используем в речи, восходят к древнегреческим мифам. Дайте толкование следующим выражениям. Вы должны из 3-х вариантов выбрать единственно правильный ответ.
Задание для команды «Олимпиец»:
Сизифов труд:
а) тяжелая, бесконечная и безрезультативная работа;
б) работа, выполненная быстро и качественно;
в) многолетний кропотливый труд.
-Как произошло выражение «Сизифов труд», кто такой Сизиф?
Задание для команды «Аргонавты»
Ахиллесова пята:
а) главное достоинство, лучшее качество чего-либо или кого-либо;
б) основной недостаток, свойственный лицу или предмету;
в) наиболее уязвимое место у кого-либо.
-Как произошло выражение «Ахиллесова пята»?
Учитель: А сейчас я зачитываю определение, а вы называете мифологическое выражение:
-громкий, неудержимый смех- ( гомерический хохот);
-человек, перенесший лишения и муки – ( танталовы муки) ;
-причина споров и распрей, разногласий- ( яблоко раздора) ;
-при неосторожности – источник горя и бедствий- (ящик Пандоры ) Учитель: Прекрасные и благородные. Они оделяют человека приятными речами, разумом, даром убеждения, приверженностью правде. Кто они? Конечно же, это музы.
Музы – это
А) богини поэзии, искусств
Б) божества ночи
Г) дети Ниобы
Учитель: Приглашаются по одному участнику от команд: назовите имя музы. Кто быстрее?
муза истории - Клио муза эпической поэзии -Каллиопа
муза лирической поэзии- Эвтерпа муза любовной поэзии - Эрато
муза комедии - Талия муза трагедии- Мельпомена
муза танцев - Терпсихора муза сложения гимна - Полигимния
муза астрономии- Урания
5-ый конкурс – поэтический конкурс, называется «Служенье муз».
А сейчас чтение стихотворений известных поэтов с «мифологической» тематикой.
- Образ какого мифического героя использует поэт в стихотворении?
Учитель: Ребята, какие мифы вам больше всего понравились и почему?
Обобщение:    Как вы думаете, ребята, почему древние греки верили в существование олимпийских богов? ( Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь.)   Почему же сейчас люди не верят в существование олимпийских богов? ( Потому что современная наука может объяснить многие сложные явления природы.) 
  Объясните, почему ученые и мы с вами изучаем легенды и мифы древних греков? ( Потому что это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)
Заключение: Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали нарицательными для всей мировой литературы. Античные боги – это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют.
Учитель: Наш урок подошел к концу, подводим итоги нашей игры.
Оценки за урок
4. Итоги урока
5. Домашнее задание
А. С. Пушкин. «Муза»; Е. А. Баратынский. «Муза»; А. А. Фет. «Муза», «Музе», читать























15