Технологическая карта урока информатики по теме Файлы и файловые структуры (8 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет
Информатика

Класс
8 А

Тип урока
Урок получения и усвоения новых знаний, умений и навыков.

Тема урока
Файлы и файловые структуры.

Цель урока

Познакомить учащихся с понятиями «файлы» и «файловая структура компьютера», научить учащихся давать имя файлу и определять путь к файлу.

Планируемые образовательные результаты:
Предметные: закрепить представления школьников о системах объектов, дать представление о персональном компьютере как о системе; проверить знания по теме «Основные компоненты компьютера и их свойства».
Личностные: понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные:
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую; делать выводы о результатах совместной работы.

Ресурсы:

Л.Л. Босова Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; презентация.



Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока

1
Организационный момент
1 мин.
Приветствие. Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.
Приветствует учителя и гостей. Подготовка рабочего места.
Личностные: формирование навыков самоорганизации





Коммуникативные: умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.









Познавательные: развитие познавательной активности.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему







Познавательные: Структурирование знаний. Анализ объектов.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем





















Регулятивные: Умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.


2
Актуализация знаний
5 мин.

Учитель задает вопросы для проверки знания, понимания материала, усвоенного на предыдущем уроке.
- Что такое программное обеспечение компьютера?
- На какие основные группы можно разделить программное обеспечение компьютера?
- Что включает в себя системное программное обеспечение?
- Что такое операционная система?
- Что такое система программирования?
- Какие программы мы называем прикладными программами, или приложениями?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.


3
Формулировка темы урока
5 мин.
Просмотр фрагмента образовательного мультфильма «Почемучка». Создание проблемной ситуации.
- О чем мы сегодня будем говорить?
- Как хранят файлы в компьютере, хаотично или в каком-то порядке?
- Подберите наиболее точное название такой системе хранения файлов.
- Как будет звучать тема нашего урока?
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?

Смотрят видео. Отвечают на вопросы. Формируют тему и цель урока.
- О файлах.
- В папках, в архивах, в каталогах. Они расположены в определенном порядке!
- Файловые структуры.
- Файл и файловые структуры.
- Сегодня на уроке мы узнаем о файлах, о их имени, о поиске файлов в ПК, о файловых структурах, о системах хранения файлов в компьютере; работе с файлами.


4
Изучение нового материала
15 мин



Подача нового материала происходит в виде беседы. Учитель, объясняя новый материал, демонстрирует презентацию.
Дети знакомятся с такими понятиями, как файл, имя файла, размер файла, расширение файла, путь к файлу.
- Итак, что же такое файл?
- Имя файла – состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения, определяющего тип файла (программа, данные и т.д.).
- Как вы думаете, кто дает имя файлу?
- Кто-нибудь знает, что такое расширение имени файла?
Задание. В папке Игра находятся файлы:
Игра.exe, Игра.Txt, Игра.bmp, Игра.avi, Игра.mp3
Найдите файл, являющийся клипом к игре. 2) Найдите файл, являющийся инструкцией к игре. 3) Найдите файл, являющийся иконкой к игре. 4) Найдите файл, запускающийся игру. 5) Найдите файл, являющийся иконкой к игре.


Работа под руководством учителя.




Файл это поименованная область внешней памяти.



Пользователь



5
Физкультминутка
1 мин
- Встали все. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево. Зажмурились, открыли. В окошко посмотрели далеко и на меня посмотрели. Молодцы, сели.

Выполняют движения.


6
Продолжение изучения нового материала
5 мин
Знакомит с файловыми структурами, операциями над файлами.
- Кто знает, как называется каталог самого верхнего уровня?
- Файловые структуры дисков бывают простыми и многоуровневыми.
- Чтобы обратиться к файлу, хранящемуся на диске, нужно указать путь к файлу. Путь к файлу – это его адрес.
В процессе работы на компьютере над файлами наиболее часто проводятся следующие операции:
копирование;
перемещение;
переименование;
удаление.

Работа под руководством учителя.

Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом. 


7

Закрепление нового материала
7 мин
Повторение рассмотренных понятий, разбор примеров; выявление пробелов и корректировка неверных представлений.
Сообщение д/з. № 11, 12, 14 стр. 87 (письменно).
Задание 1. Пользователь работал с каталогом C:\Физика\Задачи\Механика. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Экзамен, в котором находится файл Вопросы.doc. Каков путь к этому файлу?

Фронтальная работа, индивидуальная работа в тетради.




8

Подведение итогов урока. Рефлексия
1 мин
Оценивание работы учащихся на уроке.
- Что такое файл?
- Из каких частей состоит файл?
- Каковы основные правила именования файла?
- Что такое каталог?
- Что такое файловая структура диска?
- Перед вами на столе лежат два смайлика: один веселый, другой грустный. Тот, кто понял тему урока, поднимет веселый смайлик, а тот, кто не понял, поднимет грустный смайлик.
- Молодцы! За работу сегодня оценки получают следующие ученики
Высказывают свое мнение об уроке, отвечают на вопросы учителя.
Личностные: развитие самооценки
Регулятивные: оценка своих действий; умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения



15