Урок Самопознания Добрата в моем сердце


Технологическая карта организационной учебной деятельности
Раздел: Самопознание «Доброта в моем сердце»
Цель: - обобщать знания о нравственных качествах: милосердии, чуткости, отзывчивости, заботе; развивать стремление и совершать добрые поступки; воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающим людям.
Методы: беседа, ролевая игра, рассказ, объяснение.
Ресурсы: хрестоматия, корзинка с зерном, цветочный горшок.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей учет
Мотивационно-побудительный Круг радости
Доброе слово скажешь одно -
И доброты посеешь зерно.
Доброе дело сделаешь ты,
Тоже посеешь зерно доброты.
Зерна такие, помни и знай,
Самый богатый дают урожай!
Воспитатель предлагает детям взять из корзинки (мешочка, коробочки) по одному зернышку, сказать доброе, хорошее, ласковое слово своему другу и положить зерно в цветочный горшочек, сопровождая действия словами о том, что хорошие, добрые поступки и слова всегда умножаются.
-дети
-играют Организационно-поисковый Почитаем
«Рассказ про Маленькую девочку» (чтение с остановкой) Одна Маленькая девочка хотела скорее стать взрослой. Для этого она сначала решила, что если наденет такую же одежду, как у взрослых женщин, то сразу превратится в тетю. Девочка достала из шкафа мамино платье и туфли, нарядилась в них и сталасмотреться в зеркало. Ей показалось, что хорошо бы еще сделать прическу, как у мамы, и подкрасить реснички. Девочка так и поступила. После этого она снова посмотрела в зеркало и увидела...
- Как вы думаете, кого она там увидела?
«Нет, - решила Маленькая девочка, - одними платьями и прическами здесь не обойдешься. Надо подумать, что еще делают взрослые. Вот мама, например, варит обед. Надо и мне приготовить обед!» И она живо принялась за дело.
Но - странные вещи! Морковка никак не хотела мыться, а картофель - чиститься, капуста же так растопырила свои листья, что к ней вообще было страшно подступиться... А вода на плите хоть и вскипела, но была совершенно не похожа на мамин вкусный борщ—
«Нет. - решила Маленькая девочка, - папе такой обед вряд ли понравится!»
И она подумала, а не лучше ли пойти погулять во двор? Когда девочка спускалась по лестнице, навстречу ей поднималась бабушка с тяжелой сумкой.
Странное дело! Ноги сами остановились, а язык сказал: «Бабушка! Давайте, я вам помогу!» Старушка так устала нести тяжелую ношу вверх, что согласилась отдать один сверток из сумки. Когда девочка проводила бабушку до ее квартиры, та сказала: «Спасибо! Какая взрослая у твоих родителей дочка! Наверное, они этому очень рады».
И тут Маленькая девочка почувствовала себя и вправду взрослой, хотя не было на ней ни маминого платья, ни высоких каблуков. «Странное дело, - подумала девочка, - я совсем не выросла и почти ничего делать не умею так, как взрослые, а меня назвали взрослой!»
-И она спросила об этом у старушки. Та ответила: «Ты вела себя как взрослая».
-Ребята! Почему бабушка назвала поступок девочки взрослым?
Вы совершали хорошие, добрые поступки? Как вы думаете, нужно ждать благодарности за добрый поступок?
(Рассуждения детей).
Разминка
Разминка сопровождается движениями.
Встань, как только солнце встанет, И тихонечко в окошко
Солнца луч к тебе заглянет,
Ты подставь скорей ладошку, Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
 Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: « С добрым утром!»
А потом, с улыбкой, с песней Выйди к травам, людям, птицам.
И тогда веселым, добрым
День твой должен получиться!
Ролевая игра «Едем в автобусе»
Все сидят в «автобусе», на остановках входят и выходят пассажиры.
Воспитатель не проговаривает детям варианты правильного поведения. После того, как автобус прибыл к месту назначения, воспитатель предлагает детям самим прокомментировать их действия, задавая вопросы:
-Почему вы уступили (или не уступили) место бабушке?Как вы думаете, почему женщина с ребенком на руках вышла из автобуса грустная (улыбалась)?
Как вы поступаете в таких ситуациях? (Ответы детей)
Обобщаем
-Действительно, от добрых поступков тебе самому всегда хорошо. Даже если мы посеем крошечное зерно добра, оно прорастет удивительным цветком, который принесет радость не только нам, но и окружающим. Дарите доброту! Несите в миррадость и любовь!
-Каким бывает сердце человека?
-Какое сердце у вас?(Рассуждения детей).
-Плохо, когда сердце человека - равнодушное, холодное, злое, скупое. Прекрасно, когда сердце - любящее, горячее, щедрое, светлое.
Дело доброе найдется
Для людей всегда.
Сердце тут же отзовется, Если где беда.
Мы растем душой и телом, Повзрослеем в срок, Получив самопознанья
И добра урок.
Еще лучше и счастливей будут жить на земле все люди, если у них будут добрые, отзывчивые, чуткие и заботливые сердца.
Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель предлагает детям взяться за руки, сказав хором:
Радость подарить спешите с самого утра,
И сердце сразу отзовется на добрые дела.
Дополнительный материал к занятию
Игра «Старенькая бабушка»
Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Необходимо перевести слепого старичка через улицу с интенсивным движением. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. «Поводырю» нужно уберечь «старичков» от машин
В.Голявкин «Как я помогал маме мыть пол»
Я давно собирался пол вымыть. Только мама не разрешала мне. «Не получится, - говорит, - у тебя...»
- Посмотрим, как не получится!
Трах! - опрокинул ведро и пролил всю воду. Но я решил, так даже лучше. Так гораздо удобнее мыть пол. Вся вода на полу; тряпкой три - и все дело. Воды маловато, правда. Комната-то у нас большая. Придется еще ведро воды вылить.
Вылил еще ведро, вот теперь красота! Тру тряпкой, тру - ничего не выходит. Куда же воду девать, чтобы пол был сухой? Без насоса тут ничего не придумать. Велосипедный насос нужно взять. Перекачать воду обратно в ведро.
Но когда спешишь, все плохо выходит. Воды на полу не убавилось, и в ведре пусто. Наверное, насос испортился.
Придется теперь с насосом повозиться.
Тут мама в комнату входит.
-Что такое, - кричит, - почему вода?
-Не беспокойся, мама, все будет в порядке. Надо только насос починить.
-Какой насос?
-Чтобы воду качать...
Мама взяла тряпку, смочила в воде, потом выжала тряпку в ведро, потом снова смочила, опять в ведро выжала. И так несколько раз подряд. И воды на полу не стало.
Все оказалось так просто. А мама мне говорит:
-Ничего. Ты все же мне помог.
Игра «День помощника»
Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день.
Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его».
В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать.о том, как и кто помогал ему. Рефлексивно-корригирующий Итог занятия.
Домашнее задание
-Рассмотрите рисунки. Какие поступки ребят вам нравятся?
Раскрасьте рисунки с изображением этих поступков. Ожидаемые результаты:
Знать: что такое доброта;
Иметь: представление  о милосердии, чуткости, отзывчивости, заботе;
Уметь: внимательно относится к окружающим людям;