РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Этикет общения и поведения»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 г. Липецка
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО учителей приказом МБОУ СОШ № 42 начальных классов г. Липецка
(протокол № ____ №___от_____________2014г«___» __________2014г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Этикет общения и поведения»
( духовно-нравственное направление)
для 3Б класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель: Дьякова Надежда Валентиновна
Пояснительная записка
Актуальность программы внеурочной деятельности
Культура поведения учащихся - тема актуальная в наше время. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. Они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, своему опыту. Но, с другой стороны, родители отмечают свою занятость, недостаточность знаний. Значительное расширение круга общения ребёнка не всегда положительно. Надо иметь в виду и неустойчивую, формирующуюся психику ребёнка. Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание детей этого возраста ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Дети получают замечания со стороны учителей, одноклассников, ребят из других классов. И они начинают задумываться, почему нужно соблюдать какие-то правила. Зачем они нужны?
Целью данной программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование личности; формирование коммуникативных способностей младших школьников.
Задачи:
Обучать детей пониманию себя и умению "быть в мире с собой".
Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
Формировать у детей навыки и умения владения выразительными движениями (мимика, жесты), средства человеческого общения.
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать доверие к собеседнику.
Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Обучать детей речевым средствам общения.
Корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Введение в активный словарь детей достаточного количества этических формул.
Формирование умения выбрать нужную формулу с учетом ситуации общения.
Освоение ребенком собственно речевых норм в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
Формы и режим занятий
Выполнение программы рассчитано на 1 занятие (30 мин) в неделю, 33 занятия в год. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности:
беседа,
диалог,
речевая игра,
ролевые игры,
тестирование,
инсценирование,
практические занятия,
конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
Театрализация «Театр вежливых ребят»;
Устный журнал «О невежах и вежливости»;
Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
Предполагаемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Личностные результаты – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Предметные результаты - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Метапредметные результаты - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание программы
Раздел 1. Этика общения ( 7 часов)
Чем мы будем заниматься (знакомство с понятием «этикет») Будем общаться.
Разговор об общении. Игра «Вежливо – невежливо». Анализ поступков. Небольшие сказки – загадки.
 Обращение. Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Приветствие. Правила поведения. Беседа о приветствии. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правил.
Ответы на приветствие. Как нужно отвечать на приветствие. Учимся здороваться с разными людьми. Разыгрывание сценок.
Звонок по телефону. Правила начала разговора по телефону. Игра «Сломанный телефон».
Разыгрывание ситуаций.
Раздел 2. Этикет ( 8 часов)
 Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
 Я знакомлю разных людей.
Правила этикета при знакомстве со старшими ровесниками, взрослыми. Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки – миниатюры.
 Я знакомлюсь сам.
Что нужно говорить, когда представляешься сам. Игра «А вот и я!»
 Приглашение и ответ на него.
Составление приглашения на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Игра «Пригласи меня».
Письменное приглашение. Приглашение по телефону.
Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.
 Просьба, предложение, скрытая просьба.
Игра «вежливо – невежливо». Разбор ситуаций.
 Отказ в ответ на просьбу, приглашение.
Слова и выражения вежливого отказа. Игра «путешествие в страну вежливости».
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов).
 Неопределённый ответ на просьбу, предложение, приглашение.
Ролевая игра «маленький классный театр».
Поздравление и пожелание.
Составление поздравлений с пожеланиями разным людям. Игра в «Лепесток».
Маленькое дело лучше большого безделья.
Создание живой картины.
Любимый уголок родной природы.
Карта мест отдыха. Стихотворение о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.
Мы собираем большой хоровод.
Игра-праздник в форме хоровода.
Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор», Благининой «В тишине». Собирательный образ матери.
Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Выставка рисунков. Поделки.
Люби все живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра « На лужайке». Народные изречения о природе.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов).
Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Мой класс – мои друзья
Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В. Осеевой «Долг»
Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надежный человек».
 Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
Учебно-тематический план
№п/пНазвание раздела Кол-во часов
1 Этика общения  7
2 Этикет  8
3 Этика отношений с окружающими  9
4 Этика отношений в коллективе  9
Итого: 33
Виды и формы контроля
тестирование;
анкетирование;
конкурсы;
решение ситуационных задач;
выставка;
презентация.
Методическое обеспечение программы
наглядные пособия;
мультимедийные демонстрации ( компьютер, интерактивная доска);
Литература
Для учителя:
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для учащихся:
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
Барто А.Л. В театре.
Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 2006.
Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Осеева В.А. Волшебное словоТиткова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.