Применение пальчиковой гимнастики на уроках физической культуры 1 класс


Пальчиковая гимнастика
Развиваем мелкую моторику ребенка!
Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно-от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Такие занятия помогут ребенку: подготовить руку к письму, развить память малыша, речь и внимание. Кроме того, это очень нравится самим детям!
Ох, нелегкое это дело выводить разные крючки и палочки, даже просто ручку держать правильно-целое искусство! Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой: не важно, зато пишет! А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму. Почему? Конечно, однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако нельзя отрицать прямую связь успехов ребенка в этой области с развитием мелкой моторики рук. Что же делать? Как помочь ребенку? Оказывается, существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Среди них пальчиковая гимнастика, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. И, даже, в старших классах одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие-утомления и даже переутомление мышц. Как результат их слабости или вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев, удерживающих ручку, в легком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий букв, цифр и т. Д.
Чтобы выдерживать общий темп, заданный педагогом классу при письме, моторно-неловкие дети напряженно, порою из последних сил, удерживают ручку, стремясь увеличить скорость письма. Возникает противоречие между необходимостью выдерживать заданный учителем темп и недостаточными возможностями ребенка, потому что мышцы, участвующие в процессе письма, не натренированы, сила их быстро истощается от перегрузки. Истощается и нервная энергия ребенка.
Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук. Умение ребенка «пользоваться» этими движениями держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Руке посвящали стихи, писали оды. В. А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». И это доказано учеными. Опыт работы логопедов подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. В повседневную работу с детьми мы старемся включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Игровые упражнения приносят детям радость, создает доверительные отношения между взрослыми и детьми. Детям очень нравятся элементы пальчиковой гимнастики. Все это проводится в интересной стихотворной форме. Дети с удовольствием заучивают стихи наизусть, тем самым способствуя развитию памяти. Пальчиковая гимнастика практикуется практически на всех уроках, занятиях. Работая в первых классах, мы обратили внимание и провели небольшое исследование. В первых классах обучается 135 учащихся, из них 47 умеют завязывать шнурки, 56 умело застегивают пуговицы, а остальные учащиеся испытывают затруднения. Недоразвитие мелкой моторики рук явилось следствие того, что повседневная одежда и обувь в детском саду не имеет шнурков и пуговиц, а в качестве застежки используется клепки, молнии, липучки. Поэтому мы решили взять элементы пальчиковой гимнастики применить на уроках физической культуры, в ее вводно-подготовительной части и заключительной части урока. Используем методическое издание «Игры с пальчиками» под редакцией Узоровой О. В.
Цели:
-способствовать развитию мелкой моторики рук путем образного представления букв, укреплению мышц, суставов и связок кистей;
-совершенствовать психические функции (внимание, память);
-разучить физкультмунутку для дальнейшего использования на уроках обучения грамоте и письму.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Дети повторяют за взрослым стихи, сопровождая речь движениями рук. Наши упражнения помогут им не только сделать пальцы более подвижными, но и запомнить, как пишется и произносится та или иная буква. Процесс обучения пройдет веселее и, главное, быстрее, что так важно ученику в течение букварного периода и разнообразят уроки физической культуры.
Пальцы ловко изгибает, и к ладони прижимаем.
Чтобы «В» изобразить, нужно очень гибким быть.
(дети выпрямляют левую кисть, располагая ее вертикально, кончик изогнутого большого пальца правой руки прижимают к низу левой ладони, кончик изогнутого среднего-к кончику среднего, кончик выпрямленного указательного пальца правой руки-к средней левой кисти.)
Дружно выпрямим ладони, правой левой накроем.
Получился уголок, это буква «Г», дружок.
(прямые кисти рук, левая вертикальная, а левая параллельно полу.)
Привезли огромный камень и поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид это буква «Д» стоит.
Нет на свете легче дел, чем составить букву «Л».
Распрямим свои ладони и из них построим домик
(прямые кисти рук ставят домиком)
А давайте-ка, ребята, сделаем иллюминатор.
Пальцы выгнем полукругом и соединим друг с другом.
Смотрим в круглое окно-получилось буква «О».
(сгибают пальцы, образуя два полукруга, соединив кончики пальцев)
Мы ладонь согнем дугой и прижмем ее к другой
И у нас у всех теперь получилась буква «Р»
(левую кисть руки ставят вертикально, пальцы правой руки сгибают дугой и приставляют к верхней части левой ладони.)