Статья Использование пальчиковой гимнастики на уроках английского языка


Учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 92»
Чепурнова Наталья Анатольевна
Использование пальчиковой гимнастики на уроках английского языка
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
(В. А. Сухомлинский).
С анатомической точки зрения, третью часть двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ученика.
3. Школьник учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между учителем и учеником.
Поэтому на своих уроках, особенно в начальной школе, я стараюсь находить время для проведения пальчиковой гимнастики. При этом провожу её на английском языке, получается многократный эффект: и питание коры головного мозга, и фонетическая разминка, и зарядка для ладошек, и пополнение лексического запаса, и веселье Дети очень быстро и с удовольствием запоминают забавные рифмы, повторяют их, работая при этом пальчиками. Иногда я прошу ребят произносить рифмовки с разной интонацией, с изменением тембра голоса, получается ещё интереснее. Хорошо проводить пальчиковую гимнастику до и после выполнения письменных заданий.
Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они  являются  очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Перед выполнением упражнения, необходимо объяснить, как оно выполняется, показать позу пальцев и кисти.
Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Привожу примеры пальчиковых игр:
Mr ThumbПальцы сжаты в кулак, большие пальцы обращены друг к другу.
Mr Thumb, Mr Thumb, how are you?
-"спрашивает", наклоняясь вперед, большой пальчик.
OK, OK (so-so, I am fine), thank you!
-отвечает, также кланяясь, другой
Mr Forefinger, Mr Forefinger, how are you?
OK, OK (so-so, I am fine), thank you! (те же движения с указательным пальцем)
2. Tommy Thumbs, Up!
Пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди ребенка. Tommy Thumbs, up! - большие пальчики поднимаем вверх.
And Tommy Thumbs, down! - большие пальчики опускаем вниз.
Tommy Thumbs are dancing together around town! - делаем произвольные движения ладошками в воздухе.
Dancing on your shoulders, - большие пальцы "танцуют" на плечах. Dancing on your knees, - большие пальцы "танцуют" на коленках. Dancing on your head - большие пальцы "танцуют" на голове.
And ... tuck them into bed! - прячем большие пальцы под мышки.
Up! Down!
3. A Family of Mice
A family of mice - сжимаем правую ладошку в кулак.
Lives under the tree. - левую руку поднимаем над правой, пальчики опускаем вниз.
A father, - отгибаем большой палец правой руки.
A mother, - отгибаем указательный палец правой руки.
And babies three. - отгибаем оставшиеся три пальчика.
Sometimes the mice sleep all day, - опускаем правую ладонь.
But when night time comes - поднимаем ладошку.They like to play! - делаем произвольные движения пальчиками. При повторении игры левая рука становится "семьей", а правая - "деревом".
4. A Kitten and a Bunny
Here is a kitten, - соединяем мизинец, большой и безымянный пальцы левой руки. Указательный и средний пальцы согнуть. (Это "ушки" котенка.)
Here is a bunny, - соединяем мизинец, большой и безымянный пальцы правой руки.
See his long ears, so pink and funny? - пошевелить указательным и средним пальцами правой руки.
The kitten comes by - левая рука приблежается к правой.
And licks his face, - большой палец левой руки поглаживает "кролика". And then around the garden they rase. - Делаем произвольные движения руками.And then, without a single peep, they lie down - укладываем ладошки на колены.
And go to sleep! - прячем ладошки под мышки.
5. A Bunny and a Carrot
My Bunny has two long ears, - соединяем мизинец, большой и безымянный пальцы правой руки, шевелим указательным и средним пальцами.
And a funny little nose, - большим пальцем постукиваем по мизинцу и безымянному пальцам.
Не likes to eat carrots, - мизинцем, большим и указательным пальцами берём со стола морковку.
And he hops wherever he goes! - удерживая морковку, двигаем рукой, имитируя "прыжки" кролика.
6. Five Little Witches
One little witch was fixing her black shoe, - отогнув большой палец, дотрагиваемся им до ботинка.
Another came to help, and then there were two. - отгибаем указательный палец.
Two little witches climbed high in the tree, - указательный и большой пальцы "карабкаются" в воздухе.
Another started climbing, and then there were three. - отгибаем средний палец.
Three little witches said, "More brooms. We need more." - большой, указательный и средний пальцы "подметаются".
Another brought her broom, and then there were four. - отгибаем безымянный палец.
Four little witches said, " Through the sky let's dive." - пальцы двигаются в воздухе.
Another came along, and then there were five. - отгибаем мизинец.
Five little witches flying high in the sky.
"To the moon" they said.
"To the moon let's fly!" - пальчики "летают" в воздухе.
7. Нарру family
This the father, so strong and stout,
This the mother with children all about,
This is the brother so tall you see,
This is the sister with her dolly on her knee,
This is the baby still to grow,
And this is the family, all in row.
8.В английском фольклоре за каждым пальчиком закреплено своё имя:
Peter-Pointer — Питер-указка (указательный палец).
Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец).
Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный).
Baby-Small — Малютка (мизинчик).
Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец).
Peter-Pointer, Petter-Pointer,
Where are you?
Here are I am, here are I am.
How do you do? Dance Petter-Pointer (little finger), dance!
Dance Petter-Pointer (little finger), dance!
Шевелится и сгибается указательный палец.
Dance the merry men around,
Dance the merry men around,
Кулачок раскрывается, и «танцуют» все пальцы руки.
But Tommy-Thumb can dance alone,
But Tommy-Thumb can dance alone.
Пальцы сжимаются в кулачок, и двигается только большой палец — сгибается, вращается, наклоняется то вправо, то влево.
И так для каждого пальца по очереди.
Литература
1. Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
2. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
3. Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.