Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике Умники и умницы (2 курс СПО)

МБОУ СПО КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ №3







Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике

ИГРА-СОСТЯЗАНИЕ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
для студентов 2 курса






ПОДГОТОВИЛ:
Преподаватель физики
Шнырева Людмила Николаевна















2014

ИГРА-СОСТЯЗАНИЕ
« Умники и умницы»

«Величие человека – в его
способности мыслить»
Б. Паскаль


Цели мероприятия:
1) Образовательная: расширение представлений о физике и ее применимости, обеспечение усвоения, восприятия, осмысления и закрепления знаний в игровой ситуации.
2) Развивающая: повторение изучаемого ранее материала на продуктивном уровне, активизация мышления.
3) Воспитательная: развитие коммуникативных умений.

Из студентов одной или нескольких групп формируются три команды по 7 – 9 участников с помощью жеребьёвки. Каждая команда занимает свой «круглый» стол. Для судейской команды определено своё место. Зрители занимают места в задней части физического кабинета.
Игра- состязание состоит из пяти раундов. Игру ведут два студента, назначенные преподавателем, или сам преподаватель. Формируется жюри, состоящее из студентов других групп или преподавателей. У каждого из членов жюри имеются оценочные листы с правильными вариантами ответов (приложение № 1).
На первом этапе – представление команд, членов жюри и объяснение правил игры.
На втором этапе – сама физическая игра-состязание в презентации (приложение № 2). На каждый вопрос игры даётся одна минута для обсуждения ответа командами. Вариант своего ответа (А, Б, В) поднимает одним из членов команды. Каждый член жюри выставляет оценку по двум вариантам: верный ответ «2»; неверный ответ «0»
На третьем этапе – «заключительном» – подводятся итоги и награждение, фотографирование участников.

Оборудование:
Оценочный лист
Карточки с вариантами ответов (А, Б, В) для трёх команд
Листки для жеребьёвки
Призы





1 Раунд – Открытие радиоактивности

1. Плохая погода и металлическая пластинка, покрытая солями урана, позволили ему открыть явление радиоактивности. Кто этот известный физик?
Ответ:
А) Антуан Анри Беккерель
Б) Дмитрий Иванович Менделеев
В) Д. Глейзер

2. Названием какого радиоактивного элемента прославила свою страну Мари Склодовская-Кюри?
Ответ: Б) Полоний
Так как Польша по-латыни «Polonia», то и металл стал называться «полоний» (polonium).

3. Напишите названия этих радиоактивных излучений.
Ответ: А) 1) гамма-излучение; 2) альфа-лучи; 3)бета-лучи;

2 Раунд – Закон Архимеда. Плавание тел

1. Как называется и для чего служит белая линия на корпусе танкера?
Ответ: В) Ватерлиния
Эта отметка определяет уровень, до которого судно может быть нагружено.
2. Укажите правильную формулировку силы Архимеда:
Ответ: А) 13 EMBED Equation.3 1415

3. При каком условии подводная лодка начнет погружение?
А) Капитан прикажет поднять перископ Б) Капитан прикажет отдать швартовы В) Капитан прикажет принять балласт
Ответ: В) капитан прикажет принять балласт.

3 Раунд – Открытие рентгеновских лучей

1. Кем и когда были открыты рентгеновские лучи?
Ответ: А) Вильгельм Рентген, 1895 год
2. Как еще называют рентгеновские лучи?
А) X-ray
Б) Y-radio
В) Z-cinema
Ответ: А) X-ray





3. Что было на снимке, представленном Рентгеном при демонстрации своего открытия?
А) Лапка любимой кошки Матильды
Б) Рука любимой жены Берты
В) Своя собственная рука
Ответ: Б) рука любимой жены Анны

4 Раунд – Открытие строения атома

1. Кем была предложена планетарная модель строения атома?
Ответы:
А) Д. Чедвигом
Б) Э. Резерфордом
В) Н. Бором
Ответ: Б) Эрнестом Резерфордом

2. Сколько протонов, нейтронов и электронов содержит этот химический элемент?
Ответ: А) Протонов – 29; Нейтронов: 64-29=35; Электронов – 29;

В чем измеряется мощность ядерного взрыва?
А) Вт
Б) МэВ
В) в тротиловом эквиваленте
Ответ: В) Мощность ядерного взрыва измеряется в так называемом тротиловом эквиваленте.

5 Раунд – Закон всемирного тяготения

1. Кому принадлежит честь открытия закона всемирного тяготения ?
А) Р.Гук
Б) Г.Галилей
В) И.Ньютон
Ответ: В) И.Ньютон

2. Записать закон всемирного тяготения в виде формулы.

Ответ:


Бывают ли на Луне приливы? Почему?
А) Нет,
Б) Да
В) Летом – да, зимой – нет.
Ответ: Б) На Луне приливы бывают. Это связано с взаимным притяжением Земли и Луны.





Литература:
1. Л.Э. Генденштейн, Ю.И.Дик Физика -11 кл - М:Мнемозина, 2010 г.
2. Тихомирова С.А. Физика вокруг нас: -М.Школьная пресса,2002
3. wikipedia.org
4. class-fizika.narod.ru
13 EMBED Equation.3 1415

13 EMBED Equation.3 1415