ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для итогового контроля знаний по дисциплине «Основы социологии и политологии»

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы
КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9

(ГБОУ КАТ № 9)

Одобрено предметно-цикловой комиссией
«Обществознания и социально-экономических дисциплин»
ПРОТОКОЛ № __________ от «____»______________2012 г. Председатель ПЦК «Обществознания и социально-экономических дисциплин»
_______________ А.А.Попов
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР

________________ И.В.Надрова
«______»_______________2012 г.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА для итогового контроля знаний
по дисциплине
«Основы социологии и политологии»
для специальности (профессии) 190604
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (базовый уровень)


МОСКВА 2012

Пояснительная записка
Обязательная контрольная работа по дисциплине цикла ОГСЭ.06 «Основы социологии и политологии» (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по подготовке по специальности 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Данный курс служит основой для понимания современного общества, проблем и противоречий в его развитии, самостоятельного изучения различных социальных и политических проблем.
Успешное освоение социологии и политологии предполагает понимание места и роли в современном обществе, знание структуры и понятийного аппарата общей социологической теории, умение использовать полученные знания в своей будущей профессии.
Итоговый контроль знаний студента производится в форме контрольной работы и зачета. В качестве контрольно-измерительного материала представлены варианты заданий контрольной работы.

Контрольная работа представлена в 2 вариантах по 15 заданий в каждой, в том числе 1-го, 2-го и 3-го уровней, вопросы и задачи.
Время выполнения ОКР составляет 60 минут, на одно задание –1-5минут.
Структура заданий ОКР
Наименование разделов и тем
Порядковый номер задания

Социология как наука
В1 : 6, 7, 8, 12, 14;
В2 : 5, 7

Методы социологического исследования
В1 : 11, 15; В2 :6, 8

Социализация личности
В1 : 3, 4;
В 2 :2

Социальные статусы и роли
В 2 : 10

Социальные институты
В 2 : 13

Социальные группы и общности
В1 :2 В 2 :9

Политология как наука
В 1 : 13,

Политическая власть
В 2 : 11

Государство и гражданское общество
В1 : 20,
В 2 :12, 15

Президент и парламент в структуре политической власти
В 2 : 14


Политическая элита и политическое лидерство
В 1 : 5 В 2 : 11

Политический процесс и его участники
В 1 : 9


Критерии оценки:

Критерии
Балл
Критериальный интервал

91 % и более правильных ответов
«5» - отлично
13-15

71 – 90% и более правильных ответов
«4» - хорошо
10-12

50 – 70 % и более правильных ответов
«3» - удовлетворительно
7-9

Менее 50 % правильных ответов
«2» - не удовлетворительно
Менее 7


























ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету (дисциплине) «Основы социологии и политологии»
(базовый уровень)
Ф.И.О. обучающегося______________________________________________
Группа Дата______________
Вариант 1

1. Что такое социальный институт? Перечислите известные вам социальные институты.
Рассмотрите подробно один из социальных институтов современного общества. Опишите историю его возникновения, его функции, связанные с ним роли и статусы.

2. Опишите, что такое социальная группа, какова её структура и какие бывают группы.

3. В Индии существует следующая легенда. В XV в. при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говорили, что сын китайца безо всякого обучения заговорит по-китайски, сын араба по-арабски и т.д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и что национальная их принадлежность в этом смысле не имеет значения. Падишах разрешил этот спор следующим образом. Он велел поместить новорожденных разных национальностей в изолированную комнату. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками. Через 7 лет комнату открыли, и вместо человеческой речи ученые услышали нечленораздельные звуки. Дети не говорили ни на одном языке и были глубоко слабоумны.
Почему так произошло? Ответ аргументируйте.

4. Назовите несколько современных ритуалов. Проанализируйте их как элемент культуры общества, в котором мы живем. В чем их социальные функции?

5. К проявлениям политического статуса личности относится
а) право на отдых
б) право наследования
в) право направлять индивидуальные обращения в государственные органы
г) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации

6. Определить последовательность человеческих потребностей согласно теории иерархии (пирамиды) потребностей А.Маслоу:
а) социальные;
б) в безопасности;
в) эстетические;
г) физиологические;
д) в престиже, уважении;
е) в самоактуализация (личностном росте);
ё) в познании;



7. Определить хронологическую последовательность стадий развития общества (по Д.Бэллу):
а) постиндустриальное общество;
б) традиционное общество;
в) индустриальное общество

8. Определить хронологическую последовательность общественно-экономических формаций (по К.Марксу):
а) капиталистическая;
б) феодальная;
в) первобытнообщинная;
г) коммунистическая;
д) рабовладельческая.
9. Определить последовательность проведения избирательной кампании:
а) исследование «политического рынка», определение электората;
б) предвыборная агитация, направленная на формирование имиджа кандидата: теледебаты, листовки, встречи с избирателями;
в) выборы;
г) опрос политических предпочтений избирателей и намерения принять участие в выборах;
д) создание штаба избирательной кампании.
10. Определить последовательность указанных признаков правового государства по степени важности:
а) разделение властей;
б) гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
в) взаимная ответственность гражданина и государства;
г) верховенство закона;
д) господство права.
11. Определить последовательность составления программы социологического исследования:
а) определение цели и задач исследования;
б) разработка концепции исследования, выдвижение гипотез;
в) формулировка проблемы, выбор объекта;
г) формирование обследуемой совокупности;
д) создание инструментария исследования;
е) составление рабочего плана и графика мероприятий;
ё) определение метода сбора данных;

12. Определить соответствие, кому из перечисленных авторов принадлежат следующие труды: 1. А. Э. Дюркгейм, 2. Б. И. Кант, 3. В. М. Вебер, 4. Г. О. Конт
а) «Курс позитивной философии»;
б) «Основные социологические понятия»;
в) «Критика чистого разума»;
г) «О разделении общественного труда».
13. Определить соответствие определений понятиям:
1. «страна»; 2. «государство»; 3. «общество»
а) Социальная организация, основой которой является социальная структура;
б) Часть света или территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом;
в) Политическая организация, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления;
14. - это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности;
15. - лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету (дисциплине) «Основы социологии и политологии»
(базовый уровень)
Ф.И.О. обучающегося______________________________________________
Группа Дата______________
Вариант 2

1. Дайте определение социального контроля. Какие виды социальных санкций вам известны?

2. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как, по вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объясняется?

3. Проанализируйте содержание телерекламы, размещаемой на основных каналах. Считаете ли вы рекламу средством социального контроля? Почему? Благодаря чему реклама выполняет эту функцию? Обоснуйте свой ответ.

4. Охарактеризуйте основные известные вам методы разрешения и предупреждения конфликтов.

5. Кто является основоположником социологии как науки?
а) М.Вебер
б) О.Конт
в) К.Маркс

6. Определить правильную последовательность действий по проведению соцопроса:
а) зафиксировать время начала опроса;
б) подготовить опросный лист;
в) прочитать вопросы;
г) зафиксировать время окончания опроса, проверить бланк
д) зафиксировать ответы и комментарии респондента;

7. Определить последовательность этапов развития социологии:
а) глобализация;
б) период противостояния марксистского и структурно-функционального направлений;
в) становление национальных школ социологии (Вебер, Дюркгейм, П. Сорокин) г) Классическая стадия: универсализм, попытка понять социальные процессы как всеобщие (Конт, Спенсер)
8. Расположить последовательно виды социологического исследования от более простого к наиболее сложному:
а) описательное исследование;
б) разведывательное исследование;
в) аналитическое исследование.

9. Расположить последовательно виды социальных групп по размеру (в порядке убывания):
а) классы;
б) народ;
в) семья;
г) спортивная команда
10. Определить, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
1. социальная мобильность;
2. престиж;
3. социальный статус;
4. маргиналы
а) перемещение из одних социальных слоев в другие;
б) положение в системе социальной стратификации;
в) личности и группы, находящиеся за рамками характерных для данного
общества основных структурных подразделений или господствующих норм и традиций;
г) субъективная оценка статусного положения.
11. Определить соответствие типа мотивации власти и типа личности политического лидера:
1. Власть как преобладание, господство над другими, источник престижа, высокого статуса, славы;
2. Власть как стремление к независимости и самостоятельности;
3. Власть как игра;
4. Власть как служение людям, обществу;
5. Власть как источник материального благополучия и других личных выгод;
а) Демократ;
б) Диктатор;
в) Конформист;
г) Авантюрист;
д) Нонконформист.

12. Определить соответствие типов политических режимов и их характеристик друг другу:
1. демократия;
2. авторитаризм;
3. тоталитаризм;
а) политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личностью в отдельности;
б) политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы человека;
в) политический режим, при котором монополией на власть обладает какая-либо одна партия, группировка или одно лицо, однако сохраняются в ограниченном виде некоторые гражданские свободы;
13. Указать, какие из данных определений соответствуют понятиям
1) «социальная система», 2) «социальное действие», 3) «социальный институт»:
а) Человеческое действие, сознательно ориентированное на поведение и «ожидание» другого человека;
б) Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое;
в) Устойчивая, стандартизированная форма осуществления социальной функции для удовлетворения какой-либо одной фундаментальной потребности
14. - это представительный и законодательный орган власти.
15. - особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;
К Л Ю Ч И К ЗАДАНИЯМ ОКР
по дисциплине «Основы социологии и политологии»
специальность 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
№ задания
Правильные ответы


I вариант
II вариант

1
Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей; семья, государство, образование, и др.
Механизм, система регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе; формальные, неформальные, позитивные, негативные.

2
Объединение людей, находящихся во взаимодействии и связанных каким-либо общим социальным признаком; ядро и периферия; по размеру, устойчивости и содержанию.
Является важнейшим институтом социализации; дефект структуры является негативным фактором социализации.

3
Общение – незаменимый элемент социализации
Да, т.к. это средство массовой информации, коммуникации, психологического воздействия на общество.

4
Брак, присяга, посвящение в студенты, и др.; мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, культуротранслирующая функции
Соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление, др.


5
В
б

6
Гбадёве
бавдг

7
Бва
гвба

8
Вдбаг
бав

9
Дабгв
багв

10
Дгабв
1а, 2г, 3б, 4в

11
Вабёдге
1б, 2д, 3г, 4а, 5в

12
1аб1Г, 2В, 3Б, 4А
б, 2в, 3а

13
1Б,2В, 3А
1Б, 2А, 3В

14
Общество
Парламент

15
Респондент
Государство












Рисунок 1 
·