программа элективного курса Основы научных исследований для 10 класса

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40
Дзержинского района г.Волгограда





«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»

директор МОУ СОШ № 40 заместитель директора по УВР
______________/Г.Г.Бабич/ _____________/И.Н.Шевченко/
«____» ____________2014г. «_____» _____________2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Основы научных исследований»
для учащихся 10 класса


автор-составитель: к.п.н, проф. РАЕ, Терещенкова Е.В.




Волгоград –2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – сформировать у школьников понимание терминов наука и научное мировоззрение, чувство общности всего комплекса наук, значимости научных исследований, понимание роли и значения отечественной науки и научной школы. Показать школьникам научное исследование как единую систему во взаимосвязи ее элементов. Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, формам и методам научной аргументации, дать представление о планировании эксперимента, научной логике и изучить ее основы. Сформировать представление о различных видах письменных научных работ, обучить школьников основам оформления работы. Ознакомить учащихся с взглядами В. И. Вернадского.
Задачами курса являются формирование:
– чувства значимости научных исследований, понимание роли и вклада отечественной науки и научной школы;
– теоретических знаний о различных формах организации научно-исследовательской деятельности;
– основ практических умений организации научно-исследовательской работы.
Организация учебного процесса
Программа курса «Основы научных исследований» рассчитана на 16 ч. и состоит из теоретического «Наука и научное мировоззрение» раздела
Программа предусматривает проведение семинарских занятий, которые по мере изучения материала по форме приближаются к деловой игре, моделирующей научное исследование. Количество и объем изучаемого материала позволяют принять продвижение по курсу, который соответствует возрасту учащихся 10 классов. Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий. Формирование умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности, т.к. школьники анализируют. Замечают существенное, общее, делают обобщения, переносят известные приемы и метода в нестандартные ситуации, находят пути их решения. В курсе уделяется внимание развитию речи: объяснение собственных действий, высказывание собственного мнения, ссылаясь на правила, факты, постановка вопросов, публичное выступление.
Проектная и поисково-исследовательская деятельность позволяют удовлетворить индивидуальные потребности и интересы, выявлять индивидуальные возможности школьников.
Отметка за курс не выставляется, тем самым мотивируя учебную деятельность на поощрение, похвалу, чувство удовлетворения за преодоление препятствий, а не на страх перед получением плохой отметки.
Итоговой формой контроля, предполагается выполнение учащимися собственного исследования, выполнение собственного проект, написание научно-исследовательской работы и последующее выступление на научно-практической конференции.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы курса учащиеся должны знать и понимать:
– роль науки в жизни общества;
– учение В.И. Вернадского о ноосфере;
– выдающихся русских ученых в различных сферах науки их достижения;
– принципы научного мышления;
– методы научного исследования и познания;
– основные виды научно-исследовательских работ, компоненты их содержания и правила написания;
уметь:
– планировать и проводить наблюдения и эксперименты;
– составлять отзыв, рецензию, аннотацию;
– организовывать и проводить научно-исследовательскую работу;
– оформлять работу;
– работать с научно-популярной литературой;
– составлять тезисы статьи, публикации;

Календарно-тематическое планирование теоретической части «Наука и научное мировоззрение»(16 часов)
№ занятия
1
2
3
4
5
6
7
8

раздел программы
Введение в исследовательскую деятельность
Место науки в системе духовной жизни
Научные теории

тема урока
Наука и научное мировоззрение
В.И. Вернадский о сосуществовании и взаимовлиянии науки, религии
Объяснительное и описательное в науке

кол-во часов
2
4
2

тип урока
Лекция
Лекция
Лекция
Семинар
Лекция
Семинар
Лекция
Семинар

элементы содержания
Учение В.И.Вернадского, виды знаний
Роль научной школы и научной традиции в определении научного и ненаучного
Наука, ее классификация;
элементы научного в разных религиях
Взаимосвязь наук друг с другом, древние науки
Виды религий и влияние науки на них
Наука и другие области духовной жизни человека
Факты, виды фактов
Интерпретация фактов

требования к уровню подготовки уч-ся
Знать отличие науки от других явлений духовной жизни человека; иметь представление об учении В.И. Вернадского
Знать отличия научного знания от обыденного, лженаучного, паранаучного и т.п.
Знать определение науки, ее классификацию;
Приводить примеры из религий и науки
Уметь проследить взаимосвязь близких наук, приводить примеры
Знать основные виды религий и взаимовлияние науки и религии и др. явлений духовной жизни
Знать результаты взаимовлияния различных духовных сфер человека с наукой, приводить примеры
Понимать что такое факт, знать его виды (достоверные, научные, и др)
Уметь варьировать фактами, применять при доказательстве суждений

вид контроля
фронтальный
фронтальный
фронтальный
фронтальный
фронтальный
Проверочная работа
фронтальный
фронтальный

элементы доп.содержания
Жизнедеятельность В.И. Вернадского


Примеры «близких»наук
Философия древних римлян (или греков)




домашнее задание
Минисочинение «Зачем мне научные знания?»
Привести примеры научных, лженаучных и др.трудов
Уточнить классификацию наук
Соотнести астрономию и астрологию
Сообщение «что такое трактат?»

-----------
Продемонстрировать на примерах виды фактов
Придумать факт, играющий двоякую роль

дата проведения
по плану










фактически











№ занятия
9
10
11
12
13
14
15
16

раздел программы
Научные теории
Научное мировоззрение
Научное исследование

тема урока
Критерий истины
Гуманитарный и естественные науки
Выдающиеся русские и российские ученые в разных областях наук, их достижения
Учение В.И. Вернадского о ноосфере
Объект и предмет исследования
Цели и задачи исследования

кол-во часов
2
1
1
2
1
1

тип урока
семинар
лекция
лекция
семинар
лекция
семинар
Лекция
лекция

элементы содержания
Существование различных теорий, объясняющих один и тот же факт
Критерий истины, понятие доказательства
Понятие гуманитарных и естественных наук
Ученые математики, физики, биологи, химики и др.
Понятие ноосферы
Сближение наук
Объект и предмет исследования
Цели, задачи исследования

требования к уровню подготовки уч-ся
Уметь объяснять возможность одного и того же явления с помощью фактов из разных теорий
Знать понятия: критерий истины, доказательства
Знать какие науки относятся к гуманитарным, естественным
Знать основные жизненные этапы и научные идеи
Иметь представление о ноосфере

Знать что, объект выступает как данное, а предмет – как то, что отыскивается, устанавливается
Знать, что формулировка цели есть ожидаемый результат, задачи – шаги, которые надо решить для достижения цели

вид контроля
фронтальный
фронтальный
фронтальный
Проверочная работа
фронтальный
фронтальный
Сам.работа(определить объект и предмет)
Сам.работа
(поставить задачи к цели)

элементы доп.содержания






Соотношение заголовков и формулировок задач исследования


домашнее задание
Объяснить возможность происхождения человека с помощью 2-3 теорий
Разнообразные трактовки определения в разных словарях, источниках
Сообщения об открытиях в этих науках
Сообщения об ученых
Основные положения учения В.И. Вернадского о ноосфере
Примеры взаимопроникновения и сближения современных наук
Выбрать тему работы. Определить объект и предмет (см. тематику работ)
Поставить цель и задачи к ней (см.тематику работ)

дата проведения
по плану










фактически










15