Использование интернета для развития коммуникативных компетенций: WWW – проекты, E-mail – проекты

Н.С. Косова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 14» г. Нижнекамск
Использование интернета для развития коммуникативных компетенций: WWW-проекты, E-mail-проекты.
Обучать иностранному языку – это значит обучать общению. Передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине (World Wide Web), публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете [4, c. 25].
С дидактической точки зрения преимущество Интернета перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в облегчении и ускорении межнациональной коммуникации.
В настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием Интернета. Самое простое использование Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников, что повышает интерес обучающихся, усиливает их мотивацию к изучению языка [1, с.17].
Использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться [2, с.7].
Также можно проводить Интернет-проекты. В ходе работы над проектом учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию, совершенствуют грамматические навыки и преодолевают языковой барьер.
Существует два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW-проекты и E-mail-проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга [4, c. 26].
WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого необходимо найти информацию в Интернете и затем представить результаты своего поиска, обсудить полученную информацию с партнером.
Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника. В любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку.
Примерные темы таких проектов:
изучение информации о каком-либо городе;
составление плана путешествия самолетом, поездом или другим транспортом по стране;
поиск и нахождение информации об английских фирмах, их продуктах, о возможностях работы, учебы [3, с. 53].
Чтобы провести проект, недостаточно сформулировать тему и обеспечить обучающимся возможность работать в Интернете. Преподаватель должен подготовить проведение проекта: сформировать группы, определить временные рамки проекта, дать им необходимые адреса, выбрать оптимальную форму презентации.
В процессе работы учащиеся получают актуальную страноведческую информацию, знакомятся с большим количеством аутентичных текстов, что вызывает у учащихся положительные эмоции от того, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, они не зря занимаются. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучения языка.
E-mail-проекты. Письменная коммуникация для лучшего овладения иностранным языком известна давно. Интернет и здесь представляет новые возможности. Существует два вида письменной коммуникации в Интернете: синхронная (Chat) и асинхронная (E-mail) [4, c. 28].
Синхронная коммуникация представляет собой нечто среднее между письменной и устной речью. Ее участники обмениваются письменными сообщениями, но делают это в режиме реального времени и пользуются при этом языком, характерным для устного общения. И чтобы участвовать в этом виде коммуникации нужно владеть языком на довольно высоком уровне.
Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом более тщательно, чем при спонтанной коммуникации. При этом есть возможность продумать, исправить, переписать свой текст.
Коммуникация по электронной почте лучше всего осуществляется в виде E-mail-проектов. Успешным проект может быть в том случае, если он хорошо спланирован, тема интересная и соответствует уровню обученности участников [4, с. 29].
При проведении E-mail-проекта очень важна фаза планирования. Сначала нужно найти партнеров и обсудить с ними тему. Затем определяются временные рамки проекта. Польза E-mail-проекта состоит в том, что он делает возможной коммуникацию на иностранном языке с реальными партнерами. Учащимся важно то, что тексты составляются не для преподавателя с целью продемонстрировать свои знания и получить за это оценку, а для партнеров-сверстников, чтобы передать им интересную информацию или обсудить актуальные проблемы.

Литература
Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 17.
Кащук С.М. Использование сети Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2006. - № 7. – С. 7.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 2. – С.53.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.К. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 8. – С. 25-29.