Жизнь творчество Алексея Константиновича Толстого


Алексей Константинович Толстой.(1817 – 1875). Баловень судьбы, которому с детства даны талант, любовь ближних, знатность и богатство.Отец – потомок знатного рода Толстых. Мать – дочь основателя Царскосельского лицея. Дядя – Алексей Алексеевич перовский (литерат. Псевдоним Антоний Погорельский), автор знаменитой сказки «Черная курица, или Подземные жители».Ее он написал специально для племянника. С 6 лет пишет стихи. Дядя демонстрирует их Жуковскому и даже Пушкину, которые высоко оценили первый опыт подростка. Мудрый дядя, чтобы мальчик не заболел «звездной болезнью», сделал так, чтобы одно из стихотворений напечатали в журнале в сопровождении строгого критического роазбора. Это надолго отбило охоту у Толстого к быстрому успеху и поспешным публикациям. В 18 лет окончил словесный факультет МГУ. Начал служить и вести светскую жизнь. Друзья, увлечения, озорство объединяло молодых людей. Двоюродные братья Жемчужниковы ( три брата) были талантливы и остроумны. Они вместе с Толстым стали создателями премудрого Козьмы Пруткова. Это коллективный псевдоним, под которым в журналах «Современник», «Искра»и др. выступали эти поэты. Они высмеивали с помощью сатирических стихов, афоризмов умственный застой общества, политическую «благонамеренность», многих псевдолитераторов. Официальная служба становилась в тягость. Тянуло к творчеству. Толстой добился отставки в 1861 году. Началось напряженное и продуктивное творчество.1862 год –драм. Поэма «Дон Жуан».1863 год – роман «Князь Серебряный».1866-1870 годы – историческая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».1867 год – первое собрание стихотворений. В последнее десятилетие жизни создавались баллады, политические сатиры, поэмы, лирические стихи.Творчество Толстого проникнуто интересом к национальной старине, протестом против политической тирании, любовью к природе родного края.Особое значение придавал созданию своеобразных и ярких характеров исторических лиц. Баллада «Василий Шибанов». Самостоятельное чтение баллады. Вопросы по содержанию баллады.Тема баллады?Какие исторические лица упоминаются в тексте произведения?К какому периоду русской истории относится действие баллады?Какие нравственные и философские вопросы поднимает Толстой в балладе?Нарисуйте образ Курбского. Используйте текст. (…от царского гнева бежал… дороден был князь…опальный сидит воевода… дивится литовский народ и т.п.) Почему произведение названо не Иоанн Грозный не Курбский, а именем стремянного?Как Шибанов доказывал свою «рабскую верность» господину?Какое послание отправил Курбский царю?Отдавал себе отчет Курбский, что посылает на верную смерть человека, так преданного ему ?Чем подчеркивается отношение к Шибанову не как к верному товарищу, а как к средству , с помощью которого можно удовлетворить жажду мести, «укусить» царя , хоть и издалека?Как вы думаете, достойно ли поведение Курбского, который не смог сказать в лицо царю все, что он о нем думает? -Каким мы увидели царя Ивана Грозного?-Как называет Шибанова Иоанн?-Какую оценку поступку Шибанова дает царь?-Почему Шибанов подвергался долгим пыткам?-Какой ответ слышали палачи от Шибанова?-Какие слова шепчет Шибанов перед смертью, когда «язык мой немеет и взор мой угас»?-Почему в молитвах стремянный просил не наказать Курбского за предательство, а просил простить его?-Почему он молился за государя, пославшего его на мученическую смерть?-Найдите завязку, кульминацию, развязку баллады. Домашнее задание.С. 266. вопросы №3, 4, 7, 8.Прочитать «Князь Серебряный»:вступительную статью, главу 8.