Конспект урока Эпоха Ивана Грозного


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Историческая встреча
Тема: «Эпоха Ивана Грозного»
Автор: учитель истории Аликина И.А
Проведен и разработан в 10 классе
в рамках школьного семинара
март 2016 год
г.Березники, 2016
«Эпоха Ивана Грозного»
Цель: формирование оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, его личности как правителя и значения изучаемой темы для современников.
Задачи:
Предметные: дальнейшее развитие умений работать с материалом учебником, историческим источником, понятийным аппаратом.
Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и
позиций и твердых убеждений; способствовать формированию культуры мышления и навыков взаимного сотрудничества.
Развивающие: формирование практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками, способности у учащихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументированно отстаивать свою точку зрения, умения организовывать работу в группах.
Личностные: развитие сотрудничества при работах в парах, в группах воспитание интереса к истории как к науке.
Воспитательные: способствовать формированию активных жизненных позиций и твердых убеждений; способствовать формированию культуры мышления и навыков взаимного сотрудничества.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, исторические документы по теме, по теме, видеоролик «Иван Грозный», интерактивная игра «Умники и умницы»
Ход исторической встречи:
Слайд 1. Учитель: Добрый день учащиеся и гости мероприятия! Сегодня мы с Вами проводим историческую встречу. Обратим внимание на высказывания, подготовленные учащимися.
Слайд 2. Учащийся: 1."История свидетель времени, свет истины, 
жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины» ….
Это представление об истории, прежде всего, как об "учительнице жизни", уходит корнями своими к Цицерону (106 - 43 гг. до н.э.).
2.Две тысячи лет спустя В.О. Ключевский – один из величайших российских историков пишет, что история не ставит перед собой цели научить чему-либо. Она не учительница, а строгая надзирательница, которая наказывает за незнание уроков.
Слайд 3. Учащийся. 3. Современные тенденции образования.
«Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Учитель: Подумаем, в соответствии с требованиям исторической науки, также требованиям современности, наша встреча должна быть какой для нас с Вами? (Предполагаемые ответы учащихся.)
История - уникальная наука, которая способствует формированию нашего мировоззрения.
Карточка 1. Задание: закончите предложение, поставив вопрос от соответствующего слова.
1.Зная прошлое в настоящем мы... 2. Мы как избиратели, как будущие избиратели должны помнить о важности своего выбора и давать грамотную оценку…... 3. История должна научить нас…... 4. История способствует формированию в нас…….
Учитель: Чему будет посвящена наша с вами встреча?
Слайд 4. Учащийся: «Дом боярина Кошкина должен посетить Малюта Скуратов. Это была страшная весть для семьи. Никогда еще посещение боярского дома Малютой не заканчивалось хорошо. Всю ночь муж и жена думали, как угодить Малюте и смягчить его душу, ведь маленькому ребенку было всего полгода. И мать предложила: Давай выйдем навстречу Малюте навстречу с ребенком в руках. Говорят, он детей любит. Может и смилостивица.Так и порешили. А утром в ворота дома уже стучали. Пришел Малюта со своими отрядом, подошел к родителям, взял ребенка на руки, заглянул в его невинные глаза и даже сказал что-то».
Учитель: О каком событии говорится в данном историческом документе? Ответы учащихся. Обсуждение темы встречи. Суммировав ответы, тема нашей встречи – «Эпоха Ивана Грозного». Слайд 5
Учитель: Сегодня мы на примере оценки личности Ивана Грозного попытаемся понять, чему учит нас история лишь одной эпохи – эпохи Ивана Грозного и сделаем собственный вывод.
В истории развития и укрепления Русского централизованного государства время правления Ивана Грозного было сложным периодом, который сыграл заметную роль в формировании политической власти в русском государстве.
Слайд 6. Обратите внимание на эпиграф: «Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели». (Василий Осипович Ключевский). Я предлагаю вам ответить главный вопрос нашей встречи: Иван Грозный, кто он гений или злодей?
Учитель: Говоря о времени Ивана Грозного у вас у каждого сложились свои представления о данном периоде.
Слайд 7. (карточка 2). Выберите слова, характеризующие этот период и личность Ивана Грозного: мягкий, жестокий, думающий о своих подданных, чудовищные преступления, характерное поведение средневекового правителя, подозрительность, кровь лилась рекой, период мира и спокойствия.
Учитель: Действительно, в российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы столько разногласий среди исследователей. Одни считают его чудовищным тираном, другие – прогрессивным государственным деятелем, стремящимся к централизации российского государства.
Слайд 8. Учитель: Вспомним ряд основных дат этого периода, игра - «Исторический веер». (соотнесите события и даты)
А) Даты правления Ивана IV – 1533 -1584 гг.
Б) Годы правления регентши Елены – 1533-1538 ггГ) Дата венчания Ивана IV на царство 16 января 1547 г.
Д) Созыв Земского собора – февраль 1549 г.
Е) Реформы Избранной Рады -1549-1560 ггЖ) Опричнина 1565-1572 гг.
Проверка по слайду.
Учитель: Дальнейшее развитие России диктовало активную внешнюю политику. Основные направления: ликвидация остатков Золотой Орды, покорение Сибирского ханства, Ливонская война.
Предлагается интерактивная игра «Умники и умницы» (Внешняя политика периода Ивана Грозного. Ведет игру ученица).
Учитель: (Задание – анализ исторических документов). Я предлагаю вам организовать научные общества, на которых встретились представители различных исторических школ, представляющих взгляды русских историков В.О. Ключевского, С.М.Соловьева.
Слайд 9. Первая группа анализирует документ: Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911) — виднейший русский историк и педагог. Отрывки из сочинений «Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»: «От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя… не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».
Слайд 10. Вторая группа анализирует документ: Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879). «Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»
Слайд 9,10 – оценка ответов учащихся.
Слайд 11. Просмотр видеоролика «Иван Грозный»
Учитель: на сегодняшнем уроке мы рассмотрели оценку деятельности Ивана Грозного русскими историками, сделали собственный вывод. Иван Васильевич, несомненно, противоречивая личность, великая и ужасная одновременно.
Учитель: задания группам – составление синквейна; охарактеризовать личность Ивана Грозного, используя причастные или деепричастные обороты.
Но, несмотря на его цели усилить централизованную власть, объединить страну, расширить ее территорию, мы не должны оправдывать те средства, которыми пользовался Грозный царь. Никакими великими целями нельзя оправдать бессмысленный террор по отношению к собственному народу.
Слайд 12. Как вы думаете, какие порядки Российского государства середины-второй половины XVI века можно, а какие нельзя использовать в современном обществе?
Предполагаемые ответы учащихся: 1. «Я считаю, что в современном обществе можно использовать проведение реформ, потому что жизнь изменяется, и они необходимы для устранения старых порядков и утверждения новых» 2. «Я считаю, что в современном обществе нельзя использовать террор, репрессии, потому что они нарушают права человека на жизнь, свободу, нагнетают страх»
Слайд 13. Рефлексия. В начале нашей встречи мы с вами сказали, что хотим, чтобы она была полезной, умной, интересной. Оцените, используя карточку 3.
Слайд. 14. Спасибо за внимание.
Приложение 1
Высказывания об истории
Слайд 2. Учащийся: 1."История свидетель времени, свет истины, 
жизнь памяти, учительница жизни,вестница старины» ….
Это представление об истории, прежде всего как об "учительнице жизни",уходит корнями своими к Цицерону (106 - 43 гг. до н.э.).
2.Две тысячи лет спустя В.О.Ключевский – один из величайших российских историков пишет, что история не ставит перед собой цели научить чему-либо. Она не учительница, а строгая надзирательница, которая наказывает за незнание уроков.
Слайд 3. Учащийся 2. Современные тенденции образования.
«Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Приложение 2
Исторический документ
«Дом боярина Кошкина должен посетить Малюта Скуратов. Это была страшная весть для семьи. Никогда еще посещение боярского дома Малютой не заканчивалось хорошо. Всю ночь муж и жена думали, как угодить Малюте и смягчить его душу, ведь маленькому ребенку было всего полгода. И мать предложила: Давай выйдем навстречу Малюте навстречу с ребенком в руках. Говорят, он детей любит. Может и смилостивица.Так и порешили. А утром в ворота дома уже стучали. Пришел Малюта со своим отрядом, подошел к родителям, взял ребенка на руки, заглянул в его невинные глаза и даже сказал что-то».
Карточка 1
Задание: закончите предложение, поставив вопрос от соответствующего слова
1.Зная прошлое в настоящем мы... 2. Мы как избиратели, как будущие избиратели должны помнить о важности своего выбора и давать грамотную оценку…... 3.История должна научить нас…... 4. История способствует формированию в нас…….
________________________________________________________________
Карточка 1
Задание: закончите предложение, поставив вопрос от соответствующего слова
1.Зная прошлое в настоящем мы... 2. Мы как избиратели, как будущие избиратели должны помнить о важности своего выбора и давать грамотную оценку…... 3.История должна научить нас…... 4. История способствует формированию в нас…….
_________________________________________________________________
Карточка 1
Задание: закончите предложение, поставив вопрос от соответствующего слова
1.Зная прошлое в настоящем мы... 2. Мы как избиратели, как будущие избиратели должны помнить о важности своего выбора и давать грамотную оценку…... 3.История должна научить нас…... 4. История способствует формированию в нас…….
_______________________________________________________________
Карточка 1
Задание: закончите предложение, поставив вопрос от соответствующего слова
1.Зная прошлое в настоящем мы... 2. Мы как избиратели, как будущие избиратели должны помнить о важности своего выбора и давать грамотную оценку…... 3.История должна научить нас…... 4. История способствует формированию в нас…….
Приложение 3
Карточка 2
Выберите слова, характеризующие этот период и личность Ивана Грозного: мягкий, жестокий, думающий о своих подданных, чудовищные преступления, характерное поведение средневекового правителя, подозрительность, кровь лилась рекой, период мира и спокойствия.
__________________________________________________________________
Карточка 2
Выберите слова, характеризующие этот период и личность Ивана Грозного: мягкий, жестокий, думающий о своих подданных, чудовищные преступления, характерное поведение средневекового правителя, подозрительность, кровь лилась рекой, период мира и спокойствия.
Карточка 2
Выберите слова, характеризующие этот период и личность Ивана Грозного: мягкий, жестокий, думающий о своих подданных, чудовищные преступления, характерное поведение средневекового правителя, подозрительность, кровь лилась рекой, период мира и спокойствия.
Карточка 2
Выберите слова, характеризующие этот период и личность Ивана Грозного: мягкий, жестокий, думающий о своих подданных, чудовищные преступления, характерное поведение средневекового правителя, подозрительность, кровь лилась рекой, период мира и спокойствия.
Карточка 2
Выберите слова, характеризующие этот период и личность Ивана Грозного: мягкий, жестокий, думающий о своих подданных, чудовищные преступления, характерное поведение средневекового правителя, подозрительность, кровь лилась рекой, период мира и спокойствия.
Карточка 2
Выберите слова, характеризующие этот период и личность Ивана Грозного: мягкий, жестокий, думающий о своих подданных, чудовищные преступления, характерное поведение средневекового правителя, подозрительность, кровь лилась рекой, период мира и спокойствия.
А) Даты правления Ивана IV
___________________
1533 -1584
Б) Годы правления регентши Елены
________________________________________________________________________________________________________
1533-1538 гг.
В) Годы борьбы боярских группировок за власть
при Иване IV
1538-1547 гг.
____________________
Г) Дата венчания Ивана IV на царство
16 января 1547 г.
____________________
Д) Созыв Земского собора
_______________________________________________________________________________________________________
февраль 1549 г.
____________________
Е) Реформы Избранной Рады
_______________________________________________________________________________________________________
1549-1560 гг.
____________________
В) Опричнина
__________________
1565-1572 гг.



«Иван Грозный и его сын»


Отрывок и
«Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»
Василий Осипович Ключевский
«От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя… не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».
Прочитать текст. 2. Определить основные черты характера Ивана Грозного по мнению историка. 3. Что повлияло на становление личности первого русского царя? 4. Заполнить таблицу 1-2 примера
Положительные качества Отрицательные качества
События, подтверждающие это…. События, подтверждающие это….
Вывод: Вывод:
Соловьев Сергей Михайлович
«Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»
1.Прочитать текст. 2. Определить основные черты характера Ивана Грозного по мнению историка. 3. Что повлияло на становление личности первого русского царя? 4. Заполнить таблицу 1-2 примера.
Положительные качества Отрицательные качества
События, подтверждающие это…. События, подтверждающие это….
Вывод: Вывод: