Рабочая программа по истории России. 7 класс. Данилов, Косулина


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Конституция Российской Федерации, 1993 г.;
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
Фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»);
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по истории;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год, утверждённым Приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 г.;
Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru);
Основная общеобразовательная программа основного общего образования;
Примерная программа по учебным предметам по истории. М.: Просвещение, 2011;
История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. Ю. Морозов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2014. — 112 с.;
Требование к рабочей программе МБОУ «Новопавловский УВК»;
Образовательная программа МБОУ «Новопавловский УВК» утверждённая педагогическим советом №1 от 31.08.2015;
Учебный план на 2015 – 2016 учебный год МБОУ «Новопавловский УВК»;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях — СанПиН 2.4.2.282110 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г № 189, зарегистрированном в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);
Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04.2015 №0114/1256.
Рабочая программа по истории России предназначена для 7 класса общеобразовательных организаций. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной программы по истории и авторской программы А. А. Данилова, Л.ºГ.ºКосулиной, А. Ю. Морозова.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах, населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 7 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
В программе реализуются следующие принципиальные установки:
компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (навыки самоорганизации);
системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии; среди различных аспектов системного подхода главное внимание уделяется системно-историческому, позволяющему выяснить условия возникновения исторических явлений, этапы развития, а также (в случае необходимости) современное состояние и возможные перспективы развития;
многофакторный (полифакторный) подход к изучению причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами рассматриваются демографический, этнонациональный, религиозный, личностно-деятельный, природно-климатический, географический и прочие факторы;
деятельностный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно-методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач (с учителем в роли консультанта), формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;
государственнический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям; при изучении позитивных и особенно негативных событий прошлого выполняется функция «врачевания» (М. Ферро), или «клиотерапии» (Б. Н. Миронов).
Главная (сквозная) содержательная линия курса — человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:
экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений;
социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;
политическая история России: зарождение и эволюция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены власти, взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории;
история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов;
социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования; принятие, усвоение и творческое развитие традиционных религий народов России; вклад народов России в мировую культуру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоёв российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.
Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении всех разделов курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.
В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной исторической науке различных подходов.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «История России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 7 классе в общем объёме 43 учебных часа (2 ч в неделю).
В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной деятельности школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;
приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, проявление стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Предполагается, что в результате изучения истории России в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
знаниями:
ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
основных информационных источников по историческим периодам;
наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
умениями:
извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);
сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России;
применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
СОДЕРЖАНИЕ (43 ч)
Тема 1. Введение (1 ч)
Введение (1 ч). Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVII – XVIII вв.
Тема 2. Россия на рубеже XVI – XVII вв. (3 ч)
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова (1 ч). Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 – 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута (1 ч). Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции.
Окончание Смутного времени (1 ч). Распад тушинского лагеря. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.
Тема 3. Россия в XVII в. (9 ч)
Новые явления в экономике (1 ч). Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наёмного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов.
Оформление сословного строя (1 ч). Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Политическое развитие страны (1 ч). Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина, В. В. Голицына, царя Фёдора Алексеевича.
Власть и церковь. Церковный раскол (1 ч). Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666 – 1667 гг.
Народные движения (1 ч). Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Внешняя политика (1 ч). Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 – 1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676 – 1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Образование и культура в XVII в. (1 ч). Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнёв. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы (1 ч). Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи. Старообрядцы.
Повторение и контроль по темам: «Введение», «Россия на рубеже XVI – XVII вв.», «Россия в XVII в.». (1 ч).
Тема 4. Россия в первой четверти XVIII в. (8 ч)
Предпосылки петровских преобразований (1 ч). Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В. В. Голицына. Юрий Крижанич.
Пётр I. Россия на рубеже веков (1 ч). Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Личность Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697 – 1698 гг.
Северная война (1 ч). Причины войны. Начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России. Основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Итоги внешней политики Петра I.
Реформы Петра I (1 ч). Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Аристократическая оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Значение петровских преобразований.
Экономика России в первой четверти XVIII в. (1 ч). Состояние экономики к началу XVIII в. Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов. Итоги экономического развития.
Социальные движения первой четверти XVIII в. (1 ч). Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. (2 ч). Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи. Итоги и цена петровских преобразований.
Тема 5. Россия в 1725 – 1762 гг. (5 ч)
Дворцовые перевороты (2 ч). Причины и сущность дворцовых переворотов. Екатерина I. Пётр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и её неудача. Анна Иоанновна. Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Пётр III и его свержение.
Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг. (1 ч). Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Внешняя политика в 1725 – 1762 гг. (1 ч). Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735 – 1739 гг. Русско-шведская война 1741 – 1743 гг. Продвижение России на Восток. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756 – 1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Повторение и контроль по темам: «Россия в первой четверти XVIII в.», «Россия в 1725 – 1762 гг.» (1 ч).
Тема 6. Россия в 1762 – 1801 гг. (12 ч)
Внутренняя политика Екатерины II (2 ч). Особенности внутренней политики. Политика «просвещённого абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Основные сословия российского общества, их положение. «Золотой век» российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770 – 1790-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Усиление крепостничества. Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва (1 ч). Причины войны. Пугачёв и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. (1 ч). Начало разложения феодально-крепостнической системы. Рост помещичьего землевладения. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Внешняя политика Екатерины II (2 ч). Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1788 – 1790 гг. и её значение. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.
Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I (1 ч). Личность Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.
Наука и образование (1 ч). Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1755 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. М. М. Щербатов. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Художественная культура (2 ч). Особенности развития художественной культуры. Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин. Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалёва-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Быт и обычаи (1 ч). Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Повторение и контроль по теме «Россия в 1762 – 1801 гг.» (1 ч).
Тема 7. Итоговое повторение (1 ч)
Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России. Конец XVII – XVIII в.» (1 ч).
Резерв: 4 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (43 ч)

п\п И НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ УЧЕБНЫЕ
ЧАСЫ КОНТРОЛЬНЫЕ
РАБОТЫ
Введение 1 Россия на рубеже XVI – XVII вв. 3 Россия в XVII в. 8 1
Россия в первой четверти XVIII в. 8 Россия в 1725 – 1762 гг. 4 1
Россия в 1762 – 1801 гг. 11 1
Итоговое повторение 1 ИТОГО: 36 3
Резерв: 4 часа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (43 ч)

УРОКА СРОКИ
ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО ТЕМАМ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
ПЛАН ФАКТ Тема 1. Введение (1 ч)
11.12 Введение (1 ч)
Хронология и сущность нового этапа российской истории. Источники по российской истории XVII – XVIII вв.
Активизировать знания по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI в.
Планировать деятельность по изучению истории России XVII – XVIII вв.
Характеризовать источники по российской истории XVII – XVIII вв. Читать
конспект
Тема 2. Россия на рубеже XVI – XVII вв. (3 ч)
15.12 Внутренняя и внешняя политика
Бориса Годунова (1 ч)
Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 – 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы
Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.
Объяснять смысл понятия заповедные лета.
Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку Читать § 1, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 1
18.12 Смута (1 ч)
Причины, суть, участники, последствия Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции
Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец, интервенция.
Раскрывать, в чём заключались причины Смуты.
Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов.
Систематизировать исторический материал (в виде хронологической таблицы «Смутное время в России»).
Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты Читать § 2, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 2
22.12 Окончание Смутного времени (1 ч)
Распад тушинского лагеря. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых
Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений.
Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России».
Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчений.
Характеризовать последствия Смуты для Российского государства Читать § 3, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 3
Тема 3. Россия в XVII в. (9 ч)
25.12 Новые явления в экономике (1 ч)
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наёмного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Рост городов
Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в.
Объяснять значение понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок.
Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России
Читать § 4, ответить на вопросы
12.01 Оформление сословного строя (1 ч)
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество
Составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.» и использовать её данные для характеристики изменений в социальной структуре общества.
Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.
Объяснять смысл понятий: крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне Читать § 5, ответить на вопросы
15.01 Политическое развитие страны (1 ч)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина, В. В. Голицына, царя Фёдора Алексеевича Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории).
Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России.
Разъяснять, в чём заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством.
Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича Читать § 6, ответить на вопросы
19.01 Власть и церковь. Церковный раскол (1 ч)
Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666 – 1667 гг.
Объяснять смысл понятий: церковный раскол, старообрядцы.
Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола.
Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума Читать § 7, ответить на вопросы
22.01 Народные движения (1 ч)
Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина
Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту.
Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в.
Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.» Читать § 8, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 6
26.01 Внешняя политика (1 ч)
Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653 – 1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676 – 1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири и Дальнего Востока
Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.
Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов.
Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.
Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири Читать § 9, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 4, 5
29.01 Образование и культура в XVII в. (1 ч)
Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнёв. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков
Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др.
Объяснять, в чём заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в.
Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в.
Читать § 10, ответить на вопросы
02.02 Сословный быт. Обычаи и нравы (1 ч)
Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи. Старообрядцы
Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVII в.
Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника, рассказы иностранцев о России (материалы интернет-сайта «Восточная литература»: http://www. vostlit.info/ и пр.) и другую информацию (в том числе по истории края).
Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в.
Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу XVII в.» (другой вариант: «Путешествие в боярскую усадьбу XVII в.») Читать § 11, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 7
05.02 Повторение и контроль по темам:
«Введение», «Россия на рубеже XVI – XVII вв.»,
«Россия в XVII в.». (1 ч)
Систематизировать исторический материал о Смутном времени.
Высказывать суждения о деятелях Смутного времени.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Смутного времени по образцу ГИА (в упрощённом варианте)
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в.
Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVII в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) Тема 4. Россия в первой четверти XVIII в. (8 ч)
09.02 Предпосылки петровских преобразований
(1 ч)
Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В. В. Голицына. Юрий Крижанич
Объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований.
Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в. Читать § 12, ответить на вопросы
12.02 Пётр I. Россия на рубеже веков (1 ч)
Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало царствования Петра. Личность Петра I. Азовские походы. Великое посольство 1697 – 1698 гг.
Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII – XVIII вв., используя историческую карту.
Начать составление характеристики Петра I.
Давать оценку Азовским походам и Великому посольству Читать § 13, ответить на вопросы
16.02 Северная война (1 ч)
Причины войны. Начало войны. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Первые успехи России. Основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Итоги внешней политики Петра I Рассказывать о причинах, об этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.
Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I.
Продолжить составление характеристики Петра I Читать § 14, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 8
19.02 Реформы Петра I (1 ч)
Реформы государственного управления (упразднение Боярской думы и приказной системы, учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей. Аристократическая оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Значение петровских преобразований Характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра I и систематизировать учебный материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»).
Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти.
Продолжить составление характеристики Петра I Читать § 15, ответить на вопросы
26.02 Экономика России в первой четверти
XVIII в. (1 ч)
Состояние экономики к началу XVIII в. Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ремесленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донского каналов. Итоги экономического развития
Объяснять смысл понятий и терминов: протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.
Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра I.
Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствия Читать § 16, ответить на вопросы
01.03 Социальные движения первой четверти
XVIII в. (1 ч)
Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений
Показывать на исторической карте районы народных движений.
Характеризовать причины, участников и итоги восстаний.
Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и аналогичные движения XVII в. Читать § 17, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 9
04.03 Изменения в культуре и быте в первой
четверти XVIII в. (2 ч)
Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библиотеки. Архитектура. Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи. Итоги и цена петровских преобразований
Характеризовать основные преобразования в сфере образования и науки, культуры и быта.
Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования в России.
Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в реформировании российского быта.
Оценивать петровские преобразования в сфере образования и науки.
Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.).
Продолжить составление характеристики Петра I Читать
§ 18 – 19, ответить на вопросы
11.03 Читать
§ 18 – 19, ответить на вопросы
Тема 5. Россия в 1725 – 1762 гг. (5 ч) 15.03 Дворцовые перевороты (2 ч)
Причины и сущность дворцовых переворотов. Екатерина I. Пётр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и её неудача. Анна Иоанновна. Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Пётр III и его свержение
Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников.
Систематизировать учебный материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.
Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.
Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III.
Объяснять смысл понятий: кондиции, фаворит Читать
§ 20 – 21, ответить на вопросы
18.03 Читать
§ 20 – 21, ответить на вопросы
22.03 Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг. (1 ч)
Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и Купеческого банков
Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.
Объяснять смысл понятий: откуп, подряд.
Описывать изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов Читать § 22, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 9
25.03 Внешняя политика в 1725 – 1762 гг. (1 ч)
Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735 – 1739 гг. Русско-шведская война 1741 – 1743 гг. Продвижение России на Восток. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756 – 1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики
Характеризовать внешнюю политику преемников Петра I.
Называть основные направления и задачи внешней политики в 1725—1762 гг.
Рассказывать об участии России в Семилетней войне, о важнейших сражениях и об итогах войны, используя материалы интернет-сайта «Семилетняя война» (http://syw-cwg.narod.ru/) и другие источники информации Читать § 23, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 10
05.04 Повторение и контроль по темам:
«Россия в первой четверти XVIII в.»,
«Россия в 1725 – 1762 гг.» (1 ч)
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Завершить составление характеристики Петра I и участвовать в её обсуждении.
Давать оценку и обосновывать итоги реформаторской деятельности Петра I.
Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории.
Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра I по образцу ГИА (в упрощённом варианте).
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Давать и обосновывать оценку итогов деятельности преемников Петра I.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода дворцовых переворотов по образцу ГИА (в упрощённом варианте) Тема 6. Россия в 1762 – 1801 гг. (12 ч)
08.04 Внутренняя политика Екатерины II (2 ч)
Особенности внутренней политики. Политика «просвещённого абсолютизма»: основные направления, мероприятия, значение. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Основные сословия российского общества, их положение. «Золотой век» российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770 – 1790-е гг.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Усиление крепостничества. Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев
Раскрывать сущность понятий: «просвещённый абсолютизм», секуляризация (с привлечением знаний из всеобщей истории).
Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещённого абсолютизма» в России.
Представлять характеристику (исторический портрет) Екатерины II и её внутриполитической деятельности.
Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II.
Анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоёв городского населения.
Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории своего края).
Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачёвского восстания Читать § 24, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 11
12.04 Читать § 24, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 11
15.04 Восстание под предводительством
Е. И. Пугачёва (1 ч)
Причины войны. Пугачёв и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны
Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в.
Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. И. Пугачёва.
Раскрывать причины восстания, его значение и особенности.
Давать характеристику личности Е. И. Пугачёва, привлекая, наряду с текстом учебника, материалы интернет-сайта «Емельян Пугачёв» (http://emelyan.ru/) и другие источники информации Читать § 25, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 12
19.04 Экономическое развитие России во второй
половине XVIII в. (1 ч)
Начало разложения феодально-крепостнической системы. Рост помещичьего землевладения. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития
Рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации.
Сопоставлять экономическое развитие страны при Петре I и Екатерине II.
Характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества Читать § 26, ответить на вопросы
22.04 Внешняя политика Екатерины II (2 ч)
Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1788 – 1790 гг. и её значение. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II
Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в.
Показывать на карте и называть территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в русско-турецких войнах.
Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск.
Составлять исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова; давать оценку их деятельности.
Использовать исторические источники для характеристики деятельности А. В. Суворова (материалы интернет-сайтов «Адъютант»: http://adjudant.ru/suvorov/suvorov00. htm и «Александр Васильевич Суворов»: http://knsuvorov. па rod. ru/) Читать
§ 27 – 28, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 13, 14
26.04 Читать
§ 27 – 28, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 13, 14
29.04 Российская империя в конце XVIII в.
Внутренняя и внешняя политика Павла I
(1 ч)
Личность Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I
Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I.
Составлять исторический портрет Павла I на основе информации учебника и дополнительных источников Читать § 29, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 15
03.05 Наука и образование (1 ч)
Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1755 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. М. М. Щербатов. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин
Характеризовать основные тенденции развития образования и науки.
Составлять исторический портрет М. В. Ломоносова.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях науки и образования XVIII в.
Систематизировать материал о достижениях российской науки
Читать § 30, ответить на вопросы
06.05 Художественная культура (2 ч)
Особенности развития художественной культуры. Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин. Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалёва-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов
Составлять описание отдельных памятников культуры России XVIII в. на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также непосредственного наблюдения.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях культуры XVIII в.
Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.».
Систематизировать материал о достижениях культуры.
Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в.
Читать
§ 31 – 32, ответить на вопросы
10.05 Читать
§ 31 – 32, ответить на вопросы
13.05 Быт и обычаи (1 ч)
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVIII в.
Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории своего края).
Использовать материалы интернет-сайтов «Российский мемуарий» (http:// fershal.narod.ru/) и «Русские мемуары» (http://memoirs.ru/) для характеристики жизни отдельных слоёв русского общества XVIII в.
Приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России в XVIII в.
Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца XVIII в.» (другой вариант: «Путешествие в дворянскую усадьбу конца XVIII в.»)
Читать § 33, ответить на вопросы. Выполнить задания к контурной карте № 16
17.05 Повторение и контроль по теме
«Россия в 1762 – 1801 гг.» (1 ч) Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в XVIII в.
Высказывать суждения о значении наследия XVIII в. для современного общества.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XVIII в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) Тема 7. Итоговое повторение (1 ч)
20.05 Итоговое повторение и обобщение по курсу
«История России. Конец XVII – XVIII в.»
(1 ч) Систематизировать исторический материал по истории России с конца XVI по конец XVIII в.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России с конца XVI по конец XVIII в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) Резерв: 4 часа.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Устные ответы
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: даёт ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно чёткие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.
Письменные работы
Оценка «5» ставится, если работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.
Оценка «4» ставится, если работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Оценка «3» ставится, если работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.
Оценка «2» выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник
Данилов А. А.
История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. 2-е издание Москва: Просвещение, 2014. — 272 страницы: иллюстрации, карты — ISBN 978-5-09-032432-8.
Поурочные разработки
Данилов А. А.
История России, конец XVI – XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М.: Просвещение, 2015. — 128 с.
Атлас
История России. XVII – XVIII века. 7 класс: атлас. — 17-е изд., стереотип. — М.: Издательство ДИК; Дрофа, 2014. — 32 с.: ил., карт.
Контурные карты
История России. XVII – XVIII века. 7 класс: контурные карты — изд., стереотип. — М.: Издательство ДИК; Дрофа, 2014. — 16 с.: ил., карт.
Перечень рекомендуемой литературы
Андреев И. Л. Алексей Михайлович / И. Л. Андреев. — М., 2006.
Анисимов Е. В. Анна Иоанновна / Е. В. Анисимов. — М., 2004.
Анисимов Е. В. Афродита у власти. Царствование Елизаветы Петровны / Е. В. Анисимов. — М., 2010.
Анисимов Е. В. Россия в XVIII — первой половине XIXв. / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. — М., 1994.
Воронцов-Дашков А. И. Екатерина Дашкова / А. И. Воронцов-Дашков. — М., 2010.
Ганичев В. Н. Ушаков / В. Н. Ганичев. — М., 2010.
Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и её роль в формировании абсолютизма / Н. Ф. Демидова. - М., 1987.
Елисеева О. И. Григорий Потёмкин / О. И. Елисеева. — М., 2006.
Елисеева О. И. Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины / О. И. Елисеева. — М., 2008.
Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация / А. Б. Каменский. — М., 1999.
Курукин И. В. Бирон / И. В. Курукин. — М., 2006.
Лисейцев Д. В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты / Д. В. Лисейцев. — М.; Тула, 2009.
Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России / А. Н. Медушевский. — М., 1994.
Мыльников А. С. Пётр III / А. С. Мыльников. — М., 2009.
Павленко Н. И. Пётр Великий / Н. И. Павленко. — М., 2010.
Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова / Н. И. Павленко. - М., 2008.
Песков А. М. Павел I / А. М. Песков. — М., 2005.
Скрынников Р. Г. 1612 год / Р. Г. Скрынников. — М., 2008.
Скрынников Р. Г. Три Лжедмитрия / Р. Г. Скрынников. — М., 2003.
Эйдельман Н. Я. Грань веков / Н. Я. Эйдельман. — М., 2010.
Интернет-ресурсы
http://www.gumer.info/ — Библиотека Гумер.
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html — Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
http://www.bibliotekar.ru — Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русском м мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.
http://statehistory.ru — История государства.
http://history.tom.ru/ — История России от князей до Президента.
http://www.lectures.edu.ru/ — Лекции по истории для любознательных.
http://oiru.org/ — Общество изучения русской усадьбы.
http://memoirs.ru/ — Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях.
http://knsuvorov.narod.ru/ — сайт, посвящённый А. В. Суворову.
http://emelyan.ru/ — сайт, посвящённый Емельяну Пугачёву.
http://syw-cwg.narod.ru/ — сайт, посвящённый Семилетней войне.
http://www.history.pu.ru/elbib/ — электронная библиотека исторического факультета СПбГУ.
Электронные пособия
Витязь на распутье: интерактивное учебное пособие по истории России IX — конца XIX века. — М., 2007 (CD).
Историческая энциклопедия: династия Романовых: три века российской истории. — М., 1997 (CD).
История России: конец XVI—XVIII век: электронное приложение к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной: 7 класс. — М., 2009 (CD).