Конспект урока на тему Решение упражнений. Нахождение двух чисел по их сумме и разности


Урок № 46. Решение упражнений. Нахождение двух чисел по их сумме и разности.Цели:
совершенствование практических навыков решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности и умение применять их при решении реальных жизненных задач;
тренировать навыки устных вычислений, прием умножения многозначного числа на однозначное число, способность к составлению числовых выражений и графических моделей к текстовым задачам;
развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности, интерес к математике.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Учебник: Математика 5 класс, Никольский С.М., Потапов М.К.
Ход урока
Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Актуализация знаний.
Устный счет:
28*9+22*9=9*(28+22)=9*50=450
27*42+42*173=42*(27+173)=42*200=8400
=9+25=34
125*16- 25*16=16*(125-25)=16*100=1600
Объясните, как найти неизвестное число x и найдите его:
а) 31 · x = 93; б) x ꞉ 3 = 42 в) 55 ꞉ x = 9 ( ост.1) ;
х=93:31 х=42*3 х=55:9
х=3. х= 126. х=6.
Давайте вспомним алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности:
1) По условию задачи составить схему.
2) Вычесть из общей суммы «лишнее» (уравнять количество).
3) Разделить количество поровну.
4) Ответить на вопрос задачи.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Рассмотрим следующую задачу:
Задача 1. В первой команде на 12 человек больше, чем во второй. Сколько человек должно перейти из первой команды во вторую, чтобы их количество стало равным?
- Приходилось ли вам встречаться с подобными задачами? Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с такими задачами. Где мы встречаемся с такими вопросами?
Тема нашего урока:
Нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Применение знаний и умений в новой ситуации
Задача №1
В санатории отдыхают 329 человек. Мужчин на 37 меньше, чем женщин. Сколько мужчин и сколько женщин отдыхает в санатории?
Краткая запись:
2221230762007258057620072580576200003164205-190500М. ?329
725805147955Ж. ? 37
Решение
329-37= 292(чел.) – поровну мужчин и женщин.
292:2=146 (чел.) – мужчин.
146+37=183 (чел.) – женщин.
Ответ: 146 мужчин и 183 женщины.
Задача №2
Сумма двух чисел 832, а разность 142. Найдите эти числа.
Решение
(832-142):2=345- первое число.
345+142=487- второе число.
Ответ: первое число – 345, втрое число – 487.
Задача №3
В двух коробках было поровну апельсинов. Из первой коробки переложили во вторую 20 апельсинов. Насколько больше апельсинов стало во второй коробке?
Краткая запись:
3792855196850011830057683501 кор - ? ап взяли 20 ап
=? ап.
183070559054002 кор - ? ап положили 20 ап
Решение 20
2511425262255001564005116840022307551168408299451168408210551168401 кор
29546551149350156400511493522307551149358210541054102 кор
2125980254000020
1564005143510

?
20+20=40(ап) – на столько стало больше.
Ответ: на 40 апельсинов.
Физкультминутка
Давайте немного передохнем.
Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».Руки вниз, вперед смотри – это «три».Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,С силой их к плечам прижать – это «пять».Руки опустили вниз – это «шесть»
Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».Руки вниз, вперед смотри – это «три».Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,С силой их к плечам прижать – это «пять».Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Самостоятельная работа.
Вариант №1.
В первой коробке на 5 карандашей больше, чем во второй, а в двух вместе 39карандашей. Сколько карандашей в каждой коробке?
Сумма двух чисел равна 27, а разность равна 3. Найдите эти числа.
Вариант №2.
В первой коробке на 8 карандашей больше, чем во второй, а в двух вместе 48 карандашей. Сколько карандашей в каждой коробке?
Сумма двух чисел равна 33, а разность равна 7. Найдите эти числа.
Подведение итогов урока.
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения?
Домашнее задание. П. 1.17, № 284(б), 285(б),286(в),288(а).