Разработка урока математики на тему Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности для учащихся 5 класса

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА                                               
1.  ФИО
2.  Место работы
3.  Должность
4.  Предмет
5.  Класс
6.  Тема и номер урока в теме
7.  Базовый учебник
Сахокия Дильбар Абдумавлоновна
Гимназия №1 г. Ярославля
учитель математики
математика
5
Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности
С.М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин.- 11-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2012.- 272 с.:ил. – (МГУ – школе)


8. Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности и умение применять их при решении реальных жизненных задач
9. Планируемые результаты: 
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать навыки решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме через уравнивание
 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
 метапредметные:  уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
10. Задачи: 
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение способа при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач
 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
11. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
12. Формы работы учащихся:  фронтальная, парная, индивидуальная
13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания.
14. Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин)
Формируемые УУД

1. Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
2
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
7
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
3
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.
Организация и контроль за процессом решения задач.
Работают в парах над поставленными задачами.
26
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
1


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
2
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные: 
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
1
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
3




Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу по 10 бальной системе
«9-10» - справился самостоятельно с задачей без затруднений,
«7-8»- справился с задачей, с помощью наводящих вопросов,
«5-6» - справился с задачей, но возникали сложности,
«3-4»- решил задачу с ошибкой, но исправил ее
«1-2» справился только после обсуждения решения
"0" - не справился с задачей.
Учащиеся слушают учителя, оформляют карточки.

2. Актуализация знаний
Устный счет:
Вычислите:
а) 28 · 2 + 4; б) 28 · (2 + 4); в) 100 : 4 + 6;
г) 100 : (4 + 6);
Объясните, как найти неизвестное число x и найдите его:
а) 31 · x = 93; б) x · 4 = 64;
в) 120 : x = 40; г) x : 42 = 2.
У Васи было 16 марок. За год его коллекция увеличилась на 64 марки. Во сколько раз увеличилась коллекция? (16+64=80,80:16=5)
Маме 36 лет, она на 31 год моложе бабушки и в 6 раз старше дочери. Сколько лет каждой? (77, 36,6)

Вспомним алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности:
1) Условие задачи можно записать в виде схемы.
2) Вычесть из общей суммы «лишнее» (уравнять количество).
3) Разделить количество поровну.
4) Ответить на вопрос задачи.






Учащиеся устно выполняют предложенные задания.







Учащиеся формулируют алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Рассмотрим следующую задачу:
Задача 1. В первой пачке на 30 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей надо переложить из первой пачки во вторую, чтобы уравнять число тетрадей в пачках?
- Приходилось ли вам встречаться с подобными задачами? Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с такими задачами. Где мы встречаемся с такими вопросами?
Тема нашего урока:
Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности
Наша цель на уроке - обобщить знания по теме «Решение текстовых задач» и уметь применить эти знания при решении реальных жизненных задач.



Учащиеся предлагают свои решения.


Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.
Решение задачи №1
Оформим краткое условие с помощью схемы:

Iпачка
II пачка поровну ?

30 тетрадей
Чтобы количество тетрадей в пачках было равным, нужно переложить половину «лишних» тетрадей:
30 : 2 = 15.
Ответ: 15 тетрадей.

Решить в классе: №284(б),288(а), №288(б)
У доски задачу №284(а) решает 1 ученик, затем сверяется с классом
Ответ: на 5, 170,180.


№288(а),(б) решают самостоятельно в парах
Проверяем устно
Дополнительное задание: №287(б),№291




Учащиеся записывают решение задачи в тетрадь.




По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.




Учащиеся решают задачу, затем сверяют свое решение с решением отвечающего у доски, корректируют, при необходимости, ход решения



Учащиеся в парах выполняют решение предложенной задачи.
№288(а) Ответ: на 20 книг
№288(в) Ответ: 5 руб.
По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

5. Физкультминутка
Давайте немного передохнем.
Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)
Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.

8. Информация о домашнем задании
№287(б), 289, 291
№ 289
Бутылка масла весит 900 г. Масло на 100 г тяжелее бутылки. Сколько весит пустая бутылка?
Указание.
Если вес масла и вес пустой бутылки рассматривать как два числа, то сумма этих чисел равна 900, а их разность равна 100.
Если из суммы двух чисел вычесть их разность и результат разделить пополам, то получится меньшее из этих чисел.
Вычтите из общего веса бутылки с маслом 100 г.
Разделите получившуюся массу на 2 и узнаете, сколько весит пустая бутылка.

Учащиеся получают домашнее задание.




15