Урок русского языка на тему Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це

Тема:
Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся определять звуки [ж], [ш] как всегда твердые, , писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные – осуществляют смысловое восприятие текста; коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей; личностные УУД: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельностиI.

Сценарий урока
I. Организационно-мотивационный этап.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Приветствие. Слайд 1.

Звучит музыка: Э.Грига «Утро»

Учитель:

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.


Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.



II. Целеполагание
-Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок?
- Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2)
–Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.(слайд 3)
Для меня сегодняшний урок.. (повторения)
Я читаю тему урока и думаю, что.(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
На уроке мне хотелось бы не только.( повторить учебный материал, но и узнать что-то новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д)

– Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.

III. Чистописние:
Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши.
- Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости – глухости, не имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости)
- Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?
- Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц
Пишем буквы . (слайд 5)
Повторение правил письма.
IV. Актуализация опорных знаний.
– Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.)
Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6)
Незнайка. Зачем мне правило учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с отметкой «пять»!
– «Зачем нужны правила?» – это тема нашего урока.

V. Работа по теме урока.
1. Словарный диктант.
– Я буду читать вам стихотворение, а вы угадываете последнее слово и записываете его в тетрадь.
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в (кувшин).
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни (машина).
Ведет медведя в балаган
На веревочке (цыган).

Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын (жираф).

Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой: Кувшын, машына, цеган. жераф.
– Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила.
– В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.)
– Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)
2.Чтение учебника (с. 62–63).
– Незнайка решил исправиться. Он выучил правило . А вы? (слайд 7)

VI. Физкультминутка «Цирк»

VII. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.
Упражнение 29, с. 63.
-Прочитаем задание.
_Прочитаем текст упражнения
-Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут проверять остальных.
Самостоятельная работа.
– Маша не стала выписывать слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет. Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)

Физкультминутка(для глаз «Облака»)

2.Работа в парах над текстом.

– Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 11.

Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик

Спишите предложения, расставив знаки препинания.

Выделите знакомые орфограммы.

Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.


Взаимопроверка Слайд 12.

Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик.

Ежик – 4 б., 5 зв.


VIII. Итог урока.
– Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? .(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
(узнать что-то новое)

– мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)
– Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем гласные «и», «е» после твердых согласных.)

Рефлексия на конец урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13)
-Сегодня я узнал (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)
-У меня получилось ( написать диктант без ошибок ит.д)
-Было трудно
-Меня удивило(пение птиц на уроке)
-Было интересно
-Теперь я умею (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок)

– С каким настроением вы заканчиваете наш урок?

У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14)

Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом.

А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом.

Давайте посмотрим!

– Молодцы! Сегодня очень хорошо работали

Урок закончен.







1ђ Заголовок 315