Ключевые компетенции в образовании


Ключевые компетенции в образовании Падерина Любовь Владимировна, магистрант III курса УрГПУ,учитель русского языка и литературыМОУ «Гимназия» г. Камышлов Компетентность - это способность применять полученные знания и умения на практике, в повседневной жизни для решения тех или иных практических и теоретических проблем. «интегративная модель компетентности» знания и их организацияумения и навыки их использования интеллектуально-творческий потенциал личности ориентация на позитивное, эмоционально-нравственное отношение к миру. компетентностный подход в обучении означает вычленение из содержания образования ключевых компетентностей, основанных на ЗУНах, способах творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении. Проблема отбора ключевых компетентностей является одной из важнейших для модернизации содержания общего образования, ибо речь идет о формировании у обучающихся тех или иных конкретных ключевых компетентностей в процессе изучения всех учебных предметов. По русскому языку в начальных классах якутской школы структурные компоненты содержания обучения таковы: развитие речевой деятельности учащихся (коммуникативная компетенция), языковой (грамматический) материал (языковая компетенция) и этнокультуроведческий материал о культуре русского народа (культуроведческая компетенция). Под коммуникативной компетенцией понимается способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения (умения и навыки общения в типовых ситуациях и различных видах речевой деятельности). Под языковой компетенцией мы понимаем знание единиц русского языка (слов, словосочетаний и предложений) и правил их соединения, умение пользоваться ими в речи; орфоэпические, орфографические и пунктуационные умения и навыки; знание элементарных понятий (терминов) из грамматики русского языка. Под культуроведческой компетенцией следует понимать минимум знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о речевом этикете. ключевые компетентности, по отдельным предметам, связаны с реализацией следующих особенностей:они многофункциональны, т.е. позволяют решать многие проблемы и задачи в повседневной жизни, в различных ситуациях;междисциплинарны, т.е. применимы в школе, на работе, в семье, в общественно-политической, экономической сфере и т.д.;требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного и критического мышления, саморефлексии, определения собственной позиции, самооценки и т.д.;многомерны, т.е. включают различные интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.). Структура ключевых компетентностей такова: базовая компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности – это умение читать, писать, считать, решать учебные и самообразовательные проблемы; умение говорить и выступать на собраниях; умение анализировать результаты учебной деятельности; умение планировать, проектировать, моделировать, изготовлять различные предметы; усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации (из книг, журналов, газет, энциклопедий, словарей, справочников, Интернет, теле (радио) передач и т.д.); компетентность в культуро-досуговой деятельности - это использование свобод-ного времени для своего духовного и культурного развития (чтение научно-популярной и художественной литературы, посещение лекций и докладов, участие в научно-технических и предметных кружках, олимпиадах, конкурсах, конференциях и других культурно-досуговых мероприятиях); компетентность в бытовой сфере – это вопросы личной гигиены и санитарии, укрепления собственного здоровья, семейного бытия и т.д.; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности - это навыки организации учебного труда, этика трудовых взаимоотношений в коллективе, оценка собственных возможностей, анализ ситуации на рынке труда, умение нести ответственность и т.д. Итак, в результате освоения ключевых компетентностей ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать, и знаю, как это сделать». Компетентность ученика проявляется не только в ЗУНах, но и в разных видах творческой деятель- ности, в способностях принимать собственные решения. Компетентность должна быть неотъемле- мым качеством личности каждого ученика. Спасибо за внимание!