«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников»


Учитель начальных классов: С.М.Курмангалиева
«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий  младших школьников»
1 слайд
Тема нашего проекта «Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий  младших школьников»  
Почему я выбрала эту тему?
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в  образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
      Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
2 слайд
Поэтому цель моего проекта:
апробировать проектную технологию, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
3 слайд
Чтобы достигнуть этой цели я решила исследовать формирование познавательных универсальных учебных действий в  проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
4 слайд
Для этого я проанализировала научную литературу и выявила понятия метода проекта, изучила особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках организации проектной деятельности; применила полученные результаты в учебно-воспитательном процессе.
5 слайд
И представила результативность педагогического опыта на базе МКОУ «Приморская СОШ».
6 слайд
Мои материалы о проектной деятельности в качестве средства формирования универсальных учебных действий младших школьников могут использованы в работе учителей начальных классов.
7 слайд
Гипотезой моего проекта стали слова Гузеева «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
8 слайд
Тема проекта актуальна потому, что в соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий.
В базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров качества образования - способность проектировать
высокая степень самостоятельности, инициативности, познавательной мотивированности;
исследования определяется тем, что в науке недостаточно исследований, посвященных проблеме, цель которой - сформировать у школьников знания, а также умения рационально использовать полученные знания. Все это свидетельствует о необходимости проведения детального исследования данной проблемы.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью выдвижения проблемы развития проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
9 слайд
Современное понимание метода проектов прозвучало в тезисе Дьюина “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”
Что же такое метод проектов?
Это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
10 слайд
В основе метода проектов лежит:
развитие познавательных навыков учащихся;
умений самостоятельно конструировать свои знания;
умений ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления
Метод проектов всегда ориентирован:
на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой-то проблемы.
11 слайд
Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде
проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации
взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат
деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Перед вами познавательные универсальные учебные действия младших школьников, которые должны быть сформированы в начальной школе.
12 слайд
Успех учебного проекта зависит от выполнений следующих требований:
наличие социально значимой задачи
выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта;
каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся;
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
13 слайд
При работе над проектом важно знать, каким проект может быть по характеру контактов, по количеству участников и по продолжительности
14 слайд
А также структуру проекта.
15 слайд
Структуру деятельности учителя и ученика
16 слайд
Значимым является то, что проектная деятельность школьников рассматривается всеми исследователями в качестве учебной деятельности и служит  для развития разных сторон личности ребенка.
 
В процессе творческого проектирования дети приобретают умения:
намечать ведущие и текущие цели и задачи;
искать пути их решения;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусматривать последствия выбора;
действовать самостоятельно;
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс и результат проектирования.
17 слайд
Изучив теоретический материал мы стали активно использовать метод проектов в своей работе. Это мини проекты и среднесрочные учебные проекты.
18 слайд
Работая над проектами мы чётко соблюдаем структуру проекта и структуру деятельности учителя и ученика, упор делаем на самостоятельную работу участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам: работа в интернете, библиотеке, встречи с педагогами детского дома творчества, спортивной школы и интересными людьми, экскурсии, творческие работы, конкурсы.
19 слайд
В начальных классах в основном работаем над мини проектами, которые учат учащихся выполнять среднесрочные учебные проекты.
20 слайд
В 1 классе учебный проект по литературному чтению «Армия моей страны»- ребята заняли 2 место в муниципальном слёте учебных проектов.
21 слайд
Во втором классе с учебным проектом по литературному чтению «Японское хокку»- ребята уже заняли 1 место.
22 слайд
В 3 классе эти же ребята с учебным проектом по физической культуре «Горит огонь Олимпиады, ему все люди мира рады» опять заняли 1 место.
Попытки использовать метод проектов  на уроках, во внеурочное деятельности оказались успешными.
В ходе этой работы я пришла к выводу, что  проектную деятельность необходимо использовать при работе с младшими школьниками, так как она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.  
 23 слайд
  Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех.