Рабочая программа по русскому языку 10-11классы(базовый уровень)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД НЕФТЕКАМСК
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета приказом МОАУ СОШ №13
протокол от 31.08.2016 №2 от 31.08. 2016 № 420
РАССМОТРЕНО на заседании
школьного методического объединения
учителей русского языка и литературы
Протокол №2 от 29.08.2016
Рабочая программа
среднего общего образования
по русскому языку
(базовый уровень)
для 10-11 классов
срок реализации программы 2016-2018 учебный год
Авторская программа:
Русский язык. 10-11 классы//
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
М.: «Русское слово», 2008
Составитель:
Камалтдинова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы МОАУ СОШ №13
первой квалификационной категории

2016 год
Содержание рабочей программы.
Стр.
1. Пояснительная записка……………………………………………………...3-5
2. Учебно-тематический план для 10-11 классов…………………………….6-10

3. Требования к уровню подготовки учащихся на ступени старшей школы (базовый уровень)………………………………………………………………………………11-12

4. Список литературы…………………………………………………………..13
Приложение 1: Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 учебный год (КТП)
1.Пояснительная записка
При подготовке данного варианта программы полностью учтен Государственный стандарт среднего общего образования по русскому языку, обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки по русскому языку учащихся средней общей школы.
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
Закон Республики Башкортостан от 01.07.2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан,
Приказа Министерства образования РБ № 905 от 29.04.2015г. «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»,
Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы – образовательные программы основного общего образования:
Приказ Министерства образования РФ № 1312 от 9 марта 2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994) и в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9 марта 2004г, от 1 февраля 2012г.№ 74, от 03 июня 2011 года № 1312):
10-11 классы примерный учебный план для универсального обучения(непрофильное обучение) для среднего общего образования;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 69 от 31 января 2012г «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 5 марта 2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Примерная программа среднего общего образования по русскому языку,
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253";
Приказ Минобрнауки России № 450 от 21 апреля 2016 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253",
Устав МОАУ СОШ № 13,
Учебный план МОАУ СОШ №13 на 2016-2017учебный год(утвержден приказом МОАУ СОШ № 13 от 31.08.2016г. № 420)
Авторская программа: Русский язык. 10-11 классы// Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
М.: «Русское слово», 2008
Программы общеобразовательных учреждений.
Место курса в системе школьного образования
Курс русского языка для 10-11 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку проходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Период обучения в 5-9 классах охватывал практически все этапы становления языковой личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода и направлено на развитие и совершенствование языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенции.
    Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться раз личными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в раз личных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
      Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры меж национального общения.
Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.
Основные задачи курса:
Воспитать гражданина и патриота;
Сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
Развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
Углубить знания о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
Совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
Применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Базовый учебник Русский язык. 10-11классы: Учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.МищеринаМ.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
Особое значение курса направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норма русского литературного языка, речевого этикета, формирует знания и умения для успешного изучения курса «Русский язык».
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 10 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный план МОАУ СОШ №13 на 2016-2017 учебный год предусматривает обязательное изучение русского языка в 10 классе – 70 часов, 2 часа в неделю, из компонента образовательного учреждения добавлен 1 час для углубленного изучения учебного предмета.

Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный план МОАУ СОШ №13 на 2016-2017 учебный год предусматривает обязательное изучение русского языка в 11 классе – 68 часов, 2 часа в неделю, из часов компонента образовательного учреждения добавлен 1 час для углубленного изучения учебного предмета.
Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами(литература), проведение интегрированных уроков.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Особое место в преподавании русского языка в 10-11 классах уделяется обобщению и систематизации имеющихся знаний учащихся, а также получению новых знаний учащимися.
В процессе изучения курса используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Формы текущего и промежуточного контроля:
Текущая аттестация осуществляется в следующих формах:
проведение работ контрольного характера(диктанты, таблицы, проверочные работы,
тесты);
проведение работ практического характера(анализ текстов);
проведение работ творческого характера (сочинение);
выведение в 10-11 классах семестровых отметок успеваемости учащихся путем обобщения текущих отметок успеваемости, выставленных учащимся в течение соответствующего учебного семестра.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в следующих формах: итоговая контрольная работа, итоговый опрос, тестирование.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся X-XI классов, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных знаний, умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Распределение часов по темам отличается от предложенных в авторской программе Н.Г. Гольцовой. Увеличение часов связано прежде всего с необходимостью: во-первых, нацелить учащихся на умения самостоятельно приобретать научную информацию. Во-вторых, предстоящая государственная итоговая аттестация по русскому языку проверяет не только умение учащихся правильно, последовательно излагать собственные мысли, редактировать собственный текст, но и предполагает знание основных разделов русского языка: правил орфографии и пунктуации. Темы, включенные в программу 10-11 классов, позволяют проводить поэтапную подготовку учащихся к сдаче ГИА.
2.Учебно-тематический план. 10 класс.
№ п/пНаименование
разделов Кол-во часов Содержание раздела Практиче-ская часть Контроль-ные работы
Развитие
речи Общие сведения о языке 1 Знать об основных функциях языка, формах существования русского национального языка, значении русского языка в современном мире, о языковой норме, ее функциях, основных тенденциях в развитии норм русского литературного языка.
Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц, явлений и фактов. 1 Лексика. Фразеология. Лексикология. 12 Знать о слове как единице языка, о системных отношениях в лексике русского языка, об основных признаках и источниках фразеологизмов, лексических средствах выразительности, лексических нормах.
Уметь предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, применять в практике речевого общения лексические нормы СРЛЯ. 2 1
2 Фонетика. Графика. Орфоэпия. 4 Знать изобразительные средства фонетики, знать орфоэпические нормы.
Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы СРЛЯ, уметь проводить различные виды анализа фонетических единиц. 2 3 Морфемика и словообразование. 6 Знать словообразовательные средства выразительности речи, способы образования частей речи.
Уметь производить словообразовательный разбор, морфемный разбор слов. 2 1
4 Морфология. Орфография. 11 Знать основные понятия раздела, отличие самостоятельных частей речи от служебных. Грамматическое значение. Морфологические признаки частей речи. Синтаксическая функция. Правописание суффиксов и окончаний. Морфологические нормы. 2 1
Самостоятельные части речи. Имя существительное. 3 Знать морфологические признаки имени существительного, определять синтаксическую роль.
Уметь производить морфологический разбор; уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять имена существительные в речи. Имя прилагательное. 4 Знать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль в предложении; знать суффиксы прилагательных, согласование прилагательного с существительным; знать о правописании имен прилагательных.
Уметь производить морфологический разбор; уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять имена прилагательные в речи. Имя числительное. 2 Знать морфологические признаки имени числительного, синтаксическую роль в предложении; знать разряды числительных, особенности склонения.
Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии Местоимение. 3 Знать особенности местоимения как части речи, особенности лексико-грамматического значения, синтаксическую роль в предложении.
Уметь определять морфологические признаки местоимения, синтаксическую роль, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов. 2 Глагол. 1 Знать морфологические признаки глаголов, синтаксическую роль в предложении; знать правописание морфем(суффиксов и личных окончаний)
Уметь употреблять глаголы в речи, соблюдая нормы, производить морфологический разбор глагола. Причастие. 3 Знать морфологические признаки причастия, синтаксическую роль в предложении; знать определение причастного оборота, условия выделения запятыми; знать способы образования причастий.
Уметь находить причастия, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль; осуществлять синонимическую замену синтаксических конструкций. Деепричастие. 1 Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий; способы образования деепричастий.
Уметь употреблять деепричастия в речи, соблюдая нормы СРЛЯ, определять грамматические признаки и синтаксическую роль деепричастий в речи. Наречие. 6 Знать морфологические признаки наречия; знать способы образования степеней сравнения; разряды наречий по значению.
Уметь определять грамматические признаки наречий, синтаксическую роль; отличать наречия от омонимичных частей речи; уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в текстах. 2 1
Слова категории состояния. 1 Знать общее значение слов категории состояния, синтаксическую роль в предложении.
Уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе анализа их синтаксической роли. Служебные части речи. Предлог. 1 Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении; знать разряды предлогов по составу; правописание предлогов.
Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок и частей речи; писать с разными частями речи; понимать роль предлогов в выражении различных смысловых отношений. Союз. 1 Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте; знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение.
Уметь различать союзы по значению, отличать от созвучных сочетаний слов, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно правильно оформлять различные синтаксические конструкции. Частицы. 3 Знать особенности частицы как служебной части речи; разряды частиц по значению.
Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков. 5 Междометие. Звукоподражательные слова. 1 Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи; знать о правописании междометий.
Уметь распознавать междометия, использовать их и звукоподражательные слова в собственной речи, находить и определять их значение в художественных текстах. 6 Повторение и обобщение. 6 Знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы СРЛЯ; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; смысл понятий: речевая ситуация, литературный язык, культура речи;основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
Уметь применять полученные знания на практике. 2 70 14 4
Так как по учебному плану МОАУ СОШ № 13 на уроки русского языка в 10 классе отводится 70 учебных часов(из расчета 2 часа в неделю на 35 учебных недель), в рабочую программу внесены изменения в следующие разделы:
«Лексика. Фразеология. Лексикология» дополнительно введены 7 часов(резервные), из них 5ч. с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала, знание которого будет необходимо учащимся при сдаче ГИА.
«Фонетика. Графика. Орфоэпия» дополнительно введены 2ч.(резервные) на развитие речи, с целью ознакомления учащихся с анализом текста, планом сочинения (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы).
«Морфемика и словообразование» дополнительно введены 4ч.(резервные), из них 2ч. на развитие речи, с целью более глубокого усвоения учащимися плана сочинения(проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы), 2 ч. на более прочное усвоение способов словообразования, знание которых необходимо учащимся при сдаче ГИА.
«Морфология и орфография» дополнительно введены 6 ч.(резервные), из них 2ч. на развитие речи, с целью более глубокого усвоения учащимися плана сочинения(проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы), 4ч. с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала, знание которого будет необходимо при сдаче ГИА.
Самостоятельные части речи.
Дополнительно введены 12 часов (резервные) из них 4 ч. на развитие речи, с целью более глубокого усвоения учащимися содержания части С - сочинения(проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы),8 ч. с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала, знание которого будет необходимо при сдаче ГИА.
Служебные части речи.
Дополнительно введен 1 ч.(резервный) с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала по теме «Частицы», знание которого будет необходимо при сдаче ГИА.
Требования к ЗУН учащихся:
Повторение и обобщение
Дополнительно введены 4ч.(резервные), из них 3ч. с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала, знание которого будет необходимо учащимся при сдаче ГИА.
Учебно-тематический план. 11 класс.
№ п/пНаименование
разделов Кол-во часов Содержание раздела Практиче-ская часть Контроль-ные работы
Развитие
речи 1 Синтаксис и пунктуация. 1 Знать основные принципы русской пунктуации, порядок пунктуационного разбора.
Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Словосочетание. 1 Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличия от слова и предложения; способы выражения.
Уметь: вычленять словосочетания из предложения; различать виды словосочетаний; Предложение. Простое предложение. 31 Знать основные признаки ПП, отличие ПП от СП и словосочетаний; классификацию предложений, правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, правила
постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами предложения
Уметь: различать типы односоставных предложений; находить грамматические основы предложений, правильно расставлять знаки препинания в простом предложении при главных и второстепенных членах предложения 4 2
Сложное предложение. 13 Знать основные группы сложных предложений: основные группы ССП по значению и союзам, знать отличительные признаки СПП; средства связи главного предложения с придаточным, знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП;отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Уметь правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях и в предложениях с разными видами связи 4 Предложение с чужой речью. 3 Знать правила постановки знаков препинания.
Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания; конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции
1
Употребление знаков препинания. 2 Знать об авторской пунктуации, факультативных знаках препинания; о сочетании знаков препинания.
Уметь правильно ставить знаки препинания в предложении. 2 Культура речи. 7 Знать основные качества хорошей речи, понимать, что нормативность – отличительная особенность РЛЯ, владеть основными нормами СРЛЯ.
Уметь создавать устные и письменные высказывания, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность, выразительность речи. 1
3 Стилистика. 5 Знать классификацию функциональных стилей, их общую характеристику, стилевые особенности.
Уметь определять стиль текста, производить речеведческий анализ текста. 2 4 Из истории русского языкознания. 1 Знать основных ученых-филологов, названия и основное содержание их научных трудов.
Уметь применять знания на практике. 5 Повторение и обобщение. 4 Знать основные понятия «проблема», «комментарий», «авторская позиция», «аргументы», план сочинения, знать основные речевые клише, оценочные слова.
Уметь создавать текст сочинения, соблюдая его план, уметь редактировать собственный текст, избегать грамматических и речевых ошибок. 2 68 12 4
Так как по учебному плану МОАУ СОШ № 13 на уроки русского языка в 11 классе отводится 68 учебных часов(из расчета 2 часа в неделю на 34 учебных недели), в рабочую программу внесены изменения в следующие разделы:
Предложение.
Простое предложение
Дополнительно введены 15 часов(резервные), из них 4 ч. на развитие речи, с целью более глубокого усвоения учащимися анализа текста (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы),10 ч. с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала, знание которого будет необходимо при сдаче государственной итоговой аттестации.
Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение.
Дополнительно введены 7 часов(резервные), из них 4 ч. на развитие речи, с целью более глубокого усвоения учащимися анализа текста(проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы), 3ч. с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала, знание которого будет необходимо при сдаче ГИА.
Культура речи.
Дополнительно введены 5 часов(резервные), с целью более прочного усвоения языковых норм СРЛЯ, знания которых необходимы для предстоящей сдачи ГИА.
Стилистика.
Дополнительно введены 4часа(резервные), из них 2 ч. на развитие речи, с целью более глубокого усвоения учащимися анализа текста (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы),2ч. с целью более прочного усвоения теоретического и практического материала, необходимого для сдачи ГИА.
Повторение и обобщение.
Дополнительно введены 2 часа (резервные) Р/Р, с целью подготовки учащихся к написанию сочинения на ГИА.
3.Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка10 класса
В результате изучения русского языка в средней школе ученик должен знать/понимать:
- связь языка и истории;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения;
-смысл понятий: речевая ситуация, литературный язык, культура речи;
-основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
-осуществлять речевой самоконтроль;
-проводить лингвистический анализ текста;
-адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудированный текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
- использовать все виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- осознавать все особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
- передавать содержание текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, конспектов, аннотаций, докладов, сообщений, рефератов;создание устного и письменного речевого высказывания:
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в различных сферах общения;
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- создавать устное высказывание на лингвистическую тему;
- владеть приемами редактирования текста;
-оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и речевых единиц:
- проводить разные виды разбора;
-опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- анализировать тексты различных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
-соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- эффективно использовать языковые единицы в речи;
-участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
- различать грамматические ошибки, речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 11 класса
В результате изучения русского языка в средней школе ученик должен знать/понимать:
- связь языка и истории;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально-деловой сферах общения;
- смысл понятий: речевая ситуация, литературный язык, культура речи;
- основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
Уметь:
-осуществлять речевой самоконтроль;
-проводить лингвистический анализ текста;
-адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и прослушанный текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
- использовать все виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- осознавать все особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
- передавать содержание текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, конспектов, аннотаций, докладов, сообщений, рефератов; Создание устного и письменного речевого высказывания:
-создавать устные и письменные монологические высказывания, высказывания в форме диалога различных типов и жанров в различных сферах общения;
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
- создавать устное высказывание на лингвистическую тему;
- владеть приемами редактирования текста;
-оценивать речевое высказывание с опорой на полученные знания;
Анализ текста и речевых единиц:
- проводить разные виды разбора;
-опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- анализировать тексты различных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
-соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
- эффективно использовать языковые единицы в речи;
-участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
- различать грамматические ошибки, речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Список литературы
1.Гольцова Н.Г., Шамшин, Мищерина М.А. «Русский язык. 10-11 классы» М.: «Русское слово», 2008г.
2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М., Просвещение, 2004.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., «Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» М., Просвещение, 2005.
4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.» М., Просвещение. 2004.
5. Н.А. Сенина. «Русский язык. ЕГЭ-2010. Вступительные испытания». –Ростов –на –Дону, 2008
6. И.Э. Савко. Русский язык. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы. –Минск,2008
7. Д.Э. Розенталь «Русский язык. 10-11 классы» М., 1999.
8. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков и др. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы». М., 2003.
9. 4. Н.А. Сенина. «Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ-2010». Ростов –на –Дону, 2008
10. Д.И. Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов «Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии» Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С) М., Айрис-пресс, 2007.
11. Т.А. Долинина «Как написать сочинение на едином государственном экзамене». Алгоритм подготовки к части С. М., Айрис-пресс, 2007.
12. А.Я. Кузьма. О.В. Неупокоев и др. «Русский язык. Комплексная подготовка к ЕГЭ». М., Айрис-пресс, 2007.
13. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. –М., 2003