Статья Понятие и сущность метода, приема и средств обучения


Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку система методов. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.
Классификация по Б.В. Всесвятского, который описал две категории методов - методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования).
Традиционная классификация методов обучения (по источнику передачи информации и характеру её восприятия). Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими - современными, связанными, например, с техническими средствами обучения (ТОО).
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: лекция;беседа;рассказ;инструктаж;демонстрация;упражнения;решение задач; работа с книгой;
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм;практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частичнопоисковый; исследовательский;
в соответствии с решением дидактических задач - приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; закрепления знаний; проверки знаний, умений, навыков; творческая деятельность.
в соответствии с дидактическими целями
Первичного усвоения учебного материала: информационно - развивающие (устное изложение материала учителем, беседа, работа с книгой); эвристические или поисковые (эвристическая беседа, дискуссия, лабораторные работы); исследовательский метод.Закрепления и совершенствования приобретённых знаний: упражнения (по образцу); практические работы.
Бинарные - построена на сочетании методов преподавания и методов учения.
полинарные -в которой сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности и логические пути учебного познания
в сочетании с формами сотрудничества в обучении
по Ю.К.Бабанскому: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
на основе структуры личности
Методы формирования сознания - рассказ, беседа, показ
Методы формирования поведения - упражнения, тренировка, самоуправление и другое
Методы формирования чувств -одобрение, похвала, порицание, контроль и другое
по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический.
по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения- метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Репродуктивный метод обучения- метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.Метод проблемного изложения в обучении- метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучениязаключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
Исследовательский метод обучения- метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Методы могут меняться в течение урока часто и чередоваться по несколько раз – все зависит от содержания темы, целей ее изучения, уровня развития и подготовки учащихся.
Тема 5.
Какие вам известны формы организации обучения?
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся (или способу обучения), месту учебы, продолжительности учебных занятий.
По первому критерию - коллективная, групповая, парная и индивидуальная формы, которые реализуются в различных системах обучения. (школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т.п.),
По месту учебы различают школьные и внешкольные формы.
Ко вторым - домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д.
По длительности времени обучения различают классический урок (45 минут), спаренное занятие (90 минут), а также уроки «без звонков» - произвольной длительности.
формы обучения:
- способыобучения(индивидуальное обучение, индивидуально-групповой и коллективный способ);
- системы обучения (классно-урочная, белл- ланкастерская,батавская,маннгеймская, Дальтон-план, проектная);
- формы (виды) учебной деятельности учащегося: парная, групповая (общеклассная или фронтальная), коллективная;- формы организации текущей учебной работы класса (школьные и внешкольные, вузовская).
Кратко охарактеризуйте способы и системы обучения.
индивидуальный(учитель в своем доме или доме ученика проводит с ним обучающую работу);
индивидуально-групповой способ(учитель занимается с целой группой, но работа тоже носила индивидуальный характер, т.к дети разного возраста и различной подготовки);
массовый способ (Классно-урочная-занятия с целой группой учащихся по одному и тому же материалу);
КСО (коллективный способ обучения-учащиеся учат друг друга в парах-организованный диалог);
белл-ланкастерская система(цель состояла в увеличении количества обучаемых одним учителем), батавская система (ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей);
маиигеймская(избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности;
Дальтон-план (лабораторная или система мастерских –приспособление темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика);
проектная системы(организация деятельности детей по решению практических задач, взятых из повседневной жизни).
Кратко охарактеризуйте виды учебной деятельности ученика.
Способы организации деятельности учащихся парная (индивидуальная), групповая (общеклассная или фронтальная), коллективная, индивидуально-обособленная (самостоятельная)
Кратко охарактеризуйте формы организации текущей учебной работы.
Формы (виды) учебной деятельности учащегося - это способы организации деятельности учащихся, отличающиеся характеристиками взаимодействия ученика с другими участниками учебного процесса.
Выделяют следующие формы и соответствующие им способы обучения:
Парную - работа учащегося с педагогом (или сверстником) организуется один на один. Способ обучения -индивидуальный. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.
Групповую (общеклассная или фронтальная) - учитель одновременно обучает целую группу учащихся (раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем и оценкой результатов). Групповой способ обучения. Групповой способ организации учебной работы может быть представлен тремя разновидностями: общеклассные(фронтальные) занятия; занятия в малых группах на принципах дифференциации; межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
Коллективную - все учащиеся активны и осуществляют обучение друг друга (работа учащихся в парах сменного состава).
Индивидуально-обособленную (самостоятельная) - домашняя работа, контрольные и
самостоятельные работы на уроках, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока.