«Я человек, но какой?» (В ходе мероприятия через разнообразные игровые задания учащиеся смогут познать себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую осознать необходимость ценностного отношения к себе и другим людям через


Классное мероприятие
«Я человек, но какой?»
(В ходе мероприятия через разнообразные игровые задания учащиеся смогут познать себя как личность интеллектуальную, гуманную, духовную, свободную и творческую; осознать необходимость ценностного отношения к себе и другим людям через освоение ориентиров и позиций.)
Выполнила: Дмитриева Ольга Николаевна
КОСТРОМА,
2015 год
Обоснование
Проведение классных часов в рамках социального направления очень значимо в настоящее время, так как при работе с детьми важно создать условия для формирования гармоничного развития личности каждого ученика, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе. Именно тогда мы можем говорить о воспитании творческой, интеллектуальной личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Классное мероприятие разработано и проведено тогда, когда ребята вступили в мир подросткового возраста (8 класс). Время, когда все кажется или хорошим или плохим, белым или черным. В классе не было вражды, но наступило время непонимания и отторжения. Я понимала, что нотациями не добьюсь ни чего, они другие. И совершенно случайно наткнулась на стихотворение, которое стало ключевым для нашего классного часа. Уверена, что такой сценарий пригодится многим коллегам, классным руководителям, педагогам – организаторам.
Цель: Формировать адекватную самооценку учащихся.
Способствовать формированию позитивного образа «Я».
Задачи:- формировать стабильный психологический климат в классе;- помогать в самопознании, самоопределении, самосовершенствовании;- формировать элементы правовой, нравственной культуры; - учить умению компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения. - мотивировать на положительные поступки и желание быть лучше, добрее, позитивнее, раскрывать лучшие стороны своего характера.
Подготовительная работа
Подобрать стихотворение о человеке,
Подготовить листы А4 по количеству учащихся в классе, карандаши и фломастеры,
Подготовить карточки со словами «Человек», «Индивидуальность», «Личность»
Подготовить листы для групповой работы.
Подготовить листы со словами «Продаю» и «Покупаю»
Сценарий
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о различных качествах человека. На доске карточка со словом «Человек». И эпиграфом к нашему занятию я хотела бы прочитать вам отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас.
Каждый человек – индивидуальность. Все мы не похожи друг на друга. У каждого из нас свои интересы, привычки, пристрастия, любимые занятия. Каждый человек обладает индивидуальным набором человеческих качеств, который порой, делает его не похожим на других. Про таких людей говорят – он яркая индивидуальность. На доске появляется карточка со словом «Индивидуальность», проведение игры «Мой сосед».
Игра «Мой сосед» Дети сидят в кругу. Первый ребенок держит в руках игрушку и передаёт её соседу с лева со словами «Мой сосед обладает замечательными качествами …» перечисляя 1 – 2 качества. И так по кругу передается игрушка, пока не окажется в руках у первого ребёнка.
Но каждого ли человека, который обладает набором индивидуальных качеств можно назвать личностью? Для этого давайте разделимся на группы. Перед вами цветные ленты, ваша задача – выбрать понравившуюся ленту. Различные ленты по цвету и фактуре связаны произвольно по 5 – 6 штук. Узлы находятся в сжатой ладони учителя, дети их не видят. После выбора детей учитель раскрывает ладонь. Ленты, связанные в одном пучке образуют одну группу.
Групповая работа Внутри группы обсудите вопросы, запишите их на листах и выскажите своё мнение.
Вопросы для обсуждения:
Всякий ли человек личность?
Назовите качества настоящей личности.
Какие качества личности необходимо развивать, чтобы добиться в жизни успеха?
После выполнения задания листы вывешиваются на доске.
Задание № 1. Раскройте черты юноши, который, по вашему мнению, является настоящим мужчиной.
Задание № 2. Раскройте черты девушки, которая, по вашему мнению, является обаятельной и привлекательной.
Несколько групп имеют одинаковые задания, для того, чтобы иметь возможность сравнить и сделать выводы о качествах личности. Защита происходит по жребию, результаты вывешиваются на доску. В результате обсуждения вопросов совместно с педагогом выявляются общие качества личности, как для юноши, так и для девушки; определяется современный идеал гармоничной личности. На доске появляется карточка со словом «Личность».
Каждый человек – это неповторимая личность, в том числе и каждый из вас, ребята. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Мы должны понимать свои сильные и слабые стороны для того чтобы достичь успеха в различных делах. Давайте попытаемся это сделать при помощи создания своей Вселенной.
Упражнение «Моя Вселенная» В центре листа формата А4 учащиеся рисуют «планету» и пишут в ней букву «Я». Вокруг этой планеты рисуют звёзды, на которых они будут писать качества личности:
Бескорыстие – ставит интересы других людей выше своих собственных, великодушен, неэгоистичен.
Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям.
Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье, стране.
Жертвенность – готов пожертвовать собой в интересах других людей или важного дела.
Уважение – уважает других людей, их права, мнения, уважает собственность.
Терпимость – внимателен к мнению других людей, не имеет предубеждений и предрассудков.
Демократичность – готов воспринимать других людей как равных.
Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей.
Сочувствие – испытывает страдание и боль от страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать.
Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло.
Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.
Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе.
Ответственность – отвечает за собственные действия.
Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.
Отвага – храбр, умеет преодолеть страх.
Самоконтроль – контролирует свои мысли, желания, чувства и поступки.
Душевное и физическое здоровье – обладает здравым, разумным отношением к жизни, имеет и поддерживает оптимальное физическое состояние.
Творческие способности и профессионализм.
Умение организовать свою деятельность и найти своё место в жизни.
Умение находить выход из трудных ситуаций и конфликтов.
Умение отстаивать свою точку зрения, быть понятым и приятным окружающим людям.
Умение принимать рациональные решения и, не игнорируя законодательства, добиваться намеченных целей в различных сферах жизнедеятельности.
После заполнения «Вселенной» учащимся предлагается сделать выводы о качествах личности, какие из них ближе к планете «Я», и какие из них дальше от планеты. Учитель подводит учащихся к выводу, что есть качества у каждого человека, которые помогают ему достичь успеха в жизни.
На основании своих записей сделайте вывод, какой вы человек. Можно ли вас назвать личностью? Сравните себя с тем идеалом, который мы описали ранее. Какие качества вы хотели бы приобрести, а от каких избавиться? Для этого давайте проведём игру «Ярмарка достоинств»
Игра «Ярмарка достоинств» Учащиеся получают листы с надписями «ПРОДАЮ» и «ПОКУПАЮ». На листе «ПРОДАЮ» необходимо написать те недостатки, от которых хочется избавиться, или написать достоинства, которыми хочется поделиться. На листе «ПОКУПАЮ» написать достоинства, которые хотелось бы приобрести.
Затем листы прикрепляются на груди участников, и они становятся посетителями «Ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу купить или продать качества личности. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдёт и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.
По окончании игры проводится обсуждение:
Что удалось купить/продать?
Что было легче купить или продать? Почему?
Какие качества лучше продавались?
Какие качества хотели купить многие? Почему?
Какие качества вы не смогли продать/купить?
После обсуждения учитель подводит учащихся к выводу, что не надо бояться признавать свои недостатки – это проявление мужества. От такого признания человек становиться только сильнее.
Рефлексия Друзья мои, настал очень ответственный момент, когда необходимо подвести итоги нашего мероприятия. Для этого я предлагаю вам вновь сесть в круг и последовать высказыванию В.О.Ключевского «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства»
Игра «Мой сосед» Дети сидят в кругу. Первый ребенок держит в руках игрушку и передаёт её соседу с лева со словами «У соседа слева больше всего мне нравиться…» называя 1 качество. И так по кругу передается игрушка, пока не окажется в руках у первого ребёнка.
Анализ мероприятия
Планирование мероприятия и разработка сценария проходило с непосредственным участием педагога-психолога школы Шестеровой Н.А.
Цели и задачи классного часа были раскрыты эмоционально, убедительно, чётко. В ходе работы классный руководитель использовала следующие воспитательные технологии: групповая проблемная работа, тренинг общения, информационно-коммуникативная, что помогло сделать классный час содержательным и интересным для учащихся. Во время мероприятия ученики приобрели знания по: понятиям «индивидуальность» и «личность», самоанализу, восприятию человека не как набор отдельных качеств, а как единого целого.
Учащиеся проявляли активность, самостоятельность и были инициативны.
Подводя итог классного мероприятия, обучаемые сделали вывод, что у каждого есть качества личности. Многие дети изменились, стали добрее, приветливее, отзывчивее. Обстановка в классе нормализовалась. А для некоторых был очень хорошим уроком задуматься: А ты КТО?
Мероприятие дает толчок к формированию активной жизненной позиции учеников и воспитанию социально-адаптированной личности.
Методические рекомендации
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Решение задачи воспитания - это один из приоритетов общества и государства. Значение образования и воспитания гражданина актуализируется в связи с поручением Президента руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, воспитания терпимости и правовой культуры.
При проведении данного мероприятия хотелось бы дать следующие рекомендации:
Мероприятие должно проводиться во внеурочное время.
В кабинете должна быть возможность расстановки мебели для работы в круге и работы в группах.
Вопросы и задания для групп лучше распечатать на карточках.
Для упражнения «Моя Вселенная» необходимо продемонстрировать образец, а качества личности распечатать на карточках.
Если ребёнок не желает высказываться по характеристике качеств личности, то не надо настаивать.
Учитель должен лишь направлять и контролировать работу учащихся.
Список литературы
Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007. — 1200 с.
Евтушенко Е. Стихотворения. Серия "Самые мои стихи". М.: Слово, 1999. – 165 с.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: Игры и упражнения – М.: Независимая фирма «Класс, 1999. – 272с.
Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения. Учебное пособие для преподавателей. Новосибирск, 1999. – 425 с.
htt://festival.1september.ru