Адаптированная рабочая программа по дополнительному предмету Социально-ориентированная математика для учащихся 11 класса с (к) школы VIII вида


ОКОУ «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограненными возможностями здоровья, Курчатовского района Курской области»


Адаптированная рабочая программа по дополнительному предмету
«Социально-ориентированная математика»
для учащихся 11 класса
специальной (коррекционной) школы VIII вида
Составила учитель математики Древоленко Татьяна Алексеевна
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по дополнительному предмету «Социально-ориентированная математика» составлена на основе программно-методического обеспечения для 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, написанного по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках президентской программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» под редакцией А.М. Шербаковой, Н.М.Платоновой, 2006, ВЛАДОС, Москва и программы по СБО под редакцией Воронковой для 10-11 классов .Программа по социально-ориентированной математике включает материал, направленный на дальнейшее совершенствование ранее приобретенных знаний умений и навыков.
Данная адаптированная рабочая программа будет реализована в 11классе. В 11 классе обучается 6 воспитанников. Уровень усвоения учебного материала средний. Одна ученица программный материал усваивает быстро, после объяснения учителя могут работать самостоятельно. Четверо учеников хорошо усваивают материал, но для выработки умений и навыков им требуется больше времени, упражнений, при минимальной помощи учителя; 1 ученица при усвоении материала нуждаются в помощи учителя, сложные вычисления она выполняет на калькуляторе. Программа предусматривает для таких учащихся упрощения по каждому разделу программы, что позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.
Цели курса:
- углубленная социально-бытовая ориентировка в обществе.
Социально-ориентированная математика в 11 классе специальной (коррекционной) школы носит ярко выраженный прикладной характер. Специальной задачей курса в 11 классе является обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников через такое содержание обучения, которое имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость.
Учебный материал данного курса будет дополнять и углублять знания полученные на уроках математики и СБО. Материал дается в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для отработки конкретных социально значимых тем. Программа рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю.
Наиболее полно, точно и четко эти темы сформулированы в содержании учебного предмета социально бытовая ориентировка (СБО). Предмет СБО самый значимый для развития адаптивных навыков у умственно отсталых детей, поскольку предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и в социуме. Через установление четкой связи с окружающей действительностью ученикам становится понятней смысл их занятий, повышается мотивация к обучению, развиваются познавательные интересы.
Курс социально-ориентированная математика в 11 классе построен в тесной связи с тематикой СБО и математики, а содержании задач определяется содержанием жизненных ситуаций, которые рассматриваются программой СБО. На уроках социально ориентированной математики отрабатываются вычислительные навыки, которые приходится использовать учащимся для освоения социальных знаний. Такое построение курса социально-ориентированной математики можно назвать интегрированным с СБО,
Основные задачи курса:
- дать из ранее изученного такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях,
-учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты,
-учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы,
- использовать процесс обучения для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей с различной степенью умственной отсталости.
- обеспечение максимально возможной социальной адаптации выпускников через такое содержание обучения, которое имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость.
-освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Основные направления коррекционной работы
- коррекция и развитие связной устной речи, пополнение и обогащение словарного запаса;
-коррекция внимания;
- коррекция и развитие памяти;
-коррекция и развитие словесно-логического мышления;
-коррекция и развитие мыслительной деятельности;
-коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально волевой сферы;
-воспитывать умение работать в парах в группе;
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Решение данных задач и такое построение курса социально-адаптированной математики повысят адаптивные возможности выпускников и помогут им более успешно интегрироваться в современном обществе.
Математические представления, знания и умения практически их применять оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, по результатам практических работ по решению задач, выполнению тестирования по темам, предусмотренным программой. Знания учащихся оцениваются, как зачет и незачет.
Содержание обучения
За время обучения в 11 классе по интегрированному курсу социально-ориентированной математики учащиеся должны повторить следующие темы:
Чтение и запись чисел в пределах 1 000 000.Устные вычисления в пределах 100.Табличное умножение и деление.
Все действия с многозначными числами в пределах 100 000.
Простые дроби: образование, чтение, запись (особое внимание случаям, где знаменатель единица с нулями – 10, 100, 1000).Соотношение со словами: 1/2 -половина, 1/3 –третья часть, ¼ - четвертая часть.
Нахождение части от числа.
Чтение и запись десятичных дробей. Все действия с десятичными дробями.
Именованные числа: меры времени, стоимости, массы, длины, площади (в том числе понятие «сотка»), объема; их соотношения , преобразования. Соотношения объёма и массы (ложка, стакан, банка – граммы, килограммы)
Все действия с именованными числами. Запись мер массы и стоимости в виде десятичных дробей. Преобразование мер массы и стоимости, записанных десятичной дробью в составные именованные числа.
Вычисление площади и периметра прямоугольника.
Зависимость между величинами: ценой, количеством и стоимостью.
Приемы работы с калькулятором. Работа с бытовыми весами. Работа с календарем. Работа с часами. Работа с денежными знаками: размен и замена бумажных купюр и монет разного достоинства.
Решение простых и составных арифметических текстовых задач:
- нахождение суммы, остатка- на разностное сравнение;
- увеличение и уменьшение на несколько единиц, в несколько раз;
- деление на равные части;
- деление по содержанию;
- пропорциональное деление;
- приведение к единице;
- нахождение одной и нескольких частей от числа;
- нахождение одного или нескольких процентов;
- на простое тройное правило: цена, количество, стоимость;
- вычисление времени: начало, окончание, продолжительность.
Примечание.
Для учащихся, которые с трудом усваивают материал по математике, доступны следующие темы:
- нумерация чисел в пределах 1 000,
- вычисления в пределах 100 без перехода через разряд- таблица умножения (ориентироваться и пользоваться ею),
- чтение и запись десятичных дробей (на мерах стоимости); целые – в пределах 100, доли – десятые и сотые,
- именованные числа: меры стоимости (чтение ценников, кассовых чеков, работа с денежными знаками),
- действия с мерами стоимости в пределах 1 000 без перехода через разряд или с переходом через разряд на калькуляторе,
- меры времени,
- работа с часами и календарем;
- сложение и вычитание мер времени (вычисление срока годности продуктов, срока хранения, даты употребления;
- работа с калькулятором
- работа с посудой разной ёмкости: банки (пол литра, литр, 2 литра, 3 литра), ложки (столовая, чайная), стаканы, пакеты, пластиковые бутылки. Ожидаемые результаты освоения курса социально-ориентированной математики.
Ученик научится :- читать, записывать числа от 1 до 1 000 000;
- различать понятия «экономика», «заработная плата» и её виды, «бюджет»;
- выполнять устные арифметические действия с числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1 00 000;
- выполнять письменные арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями с использование таблицы сложения, вычитания, таблицы умножения;
- единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях ;- находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа;
- решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3 арифметических действия;
- решать простые задачи на нахождение начала, продолжительности, окончания события;
-работать с часами и календарем;
-производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление,
- вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;
свободно оперировать мерами стоимости, длины, массы, времени;
выполнять арифметические действия единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях;
находить дробь от числа, проценты от числа; число по его части, по одному проценту;
решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа по его проценту;
решать составные задачи, требующие нескольких арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена - количество - стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;
вычислять площадь и периметр прямоугольника, объем куба и параллелепипеда;
производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.
различать понятия «экономика», «заработная плата» и её виды, «бюджет», «прожиточный минимум», (знать за счёт чего и как уменьшать расходы, если доход меньше прожиточного минимума), «потребительская корзина», «собственность», налоги и их виды.
Программное обеспечение

Оборудование и наглядность: калькуляторы - на каждого; календарь настенный на весь год, маленькие календари - на каждого; ксерокопии купюр и монет различного достоинства - набор каждому; мерная посуда: банки различной емкости (3 л, 2 л 1 л, пол-литра), чайная и столовая ложка, градуированная посуда, стакан; часы (макеты): механические, электронные, будильник; набор тары из-под продуктов, лекарств, косметических средств и т.д. Таблицы и презентации: «Хлеб: название, вес, цена». «Соотношение объема и веса сыпучих продуктов». «Примерное меню на неделю». «Примерный распорядок дня». Презентация «Культура и досуг». «Калькулятор». «Меры времени, массы, площади, стоимости». «Потребительская корзина». «Примерная потребность в основных продуктах питания». «Купюры и монеты». «Размен и замена». «Товарные чеки». «Прейскуранты (на различные виды бытовых услуг: парикмахерская, прачечная, ксерокопии, химчистка ...)» , квитанции по оплате за газовое отопление, воду, коммунальные услуги, электроэнергию, книги по домашнему консервированию, по кулинарии.
Методическое обеспечение
1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, 2012. – 224 с.
2. Учебник «Математика» для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. А.П.Антропов, А.Ю.Ходот, Т.Г.Ходот, Москва «Просвещение», 2006.
3.Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. —4-е изд., перераб. —М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —408 с.: ил. —(коррекционная педагогика).
4. Электронно-образовательные ресурсы и интернет ресурсы
http://www.zavuch.info/
http://stranicdefektolog.blogspot.com/
http://www.menobr.ru/about/res_obr/

Тематическое планирование к курсу социально-ориентированная математика (34 ч в год, 1 ч в неделю)
№п/пНазвание темы Количество часов.
1. Все действия с именованными числами. Тема задач: «Личная гигиена- сравнительная стоимость гигиенических средств по уходу за телом», Сравнительная стоимость косметических средств. Платные общественные места гигиены».
«Одежда и обувь – покупка одежды в различных магазинах и на распродаже, покупка спортивной одежды». Подсчет стоимости услуг по ремонту, чистке и пошиву различных видов одежды».
«Одежда и обувь» - подсчет стоимости средств по уходу за одеждой и обувью». «Медицинская помощь- вычисление стоимости лекарств для лечения больного. 6 ч
2. Десятичные дроби. Замена составного именованного числа десятичной дробью. Все действия с десятичными дробями. Работа с кассовыми чеками, калькулятором. Тема задач: «Торговля – вычисление стоимости покупки, получения сдачи».«Служба быта – виды услуг по бытовому обслуживанию и их стоимость»; «Жилище – подсчет суммы оплаты за расход электроэнергии», Подсчет суммы оплаты за телефон в зависимости от его вида». «Семья – расчет стоимости блюд по рецепту, в зависимости от членов семьи». «Одежда и обувь» покупка модной и праздничной одежды». «Покупка одежды, обуви, головных уборов по сезону». 7ч
3. Проценты. Тема задач: «Жилище – подсчет коммунальных платежей с учетом льгот начисления. Подсчет стоимости покупки товара в кредит под проценты, без процентов», «Культура и досуг – подсчет стоимости путевки для поездки на отдых, «Торговля – сравнение цен на товары до и во время распродажи в зависимости от % скидки», подсчет стоимости товара с использованием дисконтных карт. «Трудоустройство» - Больничный лист , его оплата в зависимости от рабочего стажа. 8 ч
4. Меры массы. Все действия с мерами массы. Работа с мерной посудой, бытовыми весами. «Питание- подсчет стоимости основных продуктов «продовольственной корзины», расход на приготовления быстрого обеда из полуфабрикатов на 1-3 человека» 2 ч
5. Меры площади. Нахождение площади прямоугольника. Тема задач: «Жилище» - набор мебели для кухни в зависимости от её площади. «Жилище»- подсчет стоимости косметического ремонта квартиры». 2 ч
6. Меры времени, работа с календарем. Тема задач: «Торговля» - вычисление окончания срока гарантии для товаров, вычисление срока годности товаров, лекарственных средств. «Средства связи» - сроки доставки почтовых отправлений в зависимости от расстояния, расчет времени отправления для своевременного вручения». «Трудоустройство – вычисление окончания рабочего дня по его началу и разной продолжительности. «Семья» - продолжительность рабочего дня кормящей матери, время больничного листа по уходу за ребенком» 5 ч
7. Обыкновенные дроби образование, чтение, запись, соотношение со словами: 1/2 - половина, 1/3 –третья часть, 1/4 - четвертая часть. Соотношение объёма и массы (ложка, стакан, банка – граммы, Тема задач: «Питание – подсчет веса или объёма продуктов для приготовления блюда из круп». 2 ч
8. Резервный урок. 1 ч

Календарно- тематическое планирование
(33 ч в год, 1 час в неделю)
№ п/пНазвание раздела.
Тема практических задач. Кол-во часов Дата Тип урока Формы контроля Оборудование, программное обеспечение.
1 ЧЕТВЕРТЬ – 8 ч
Все действия с именованными числами. 6 ч 1. Решение задач на вычисление стоимости гигиенических средств по уходу за телом», 1 ч 07.09 Повторение и закрепление знаний. Беседа, индивидуальный опрос. Прейскурант стоимости гигиенических средств.
2 Решение задач на вычисление стоимости косметических средств. 1 ч 14.09 Практическая работа. Тестовые задания. Прейскурант стоимости косметических средств, возможные скидки, тесты.
3. Решение задач на вычисление стоимости одежды в различных магазинах и на распродаже, покупка спортивной одежды». 1 ч 21.09 Повторение и закрепление знаний и умений. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практическая работа. Рекламные буклеты на скидки, калькуляторы
4. Решение задач на подсчет стоимости услуг по ремонту, чистке и пошиву различных видов одежды».
1 ч 28.09 Повторение и закрепление знаний и выработка умений. Беседа, индивидуальный опрос, практическая работа. Прейскурант стоимости услуг.
5. Решение задач на обсчет стоимости- средств по уходу за одеждой и обувью. 1 ч 05.10 Закрепление знаний и выработка умений и навыков..Беседа, индивидуальный опрос. Прейскурант стоимости товаров калькуляторы.
6. Решение задач на вычисление стоимости лекарств, для лечения больного. 1 ч 12.10 Формирование умений и навыков. Беседа, индивидуальный опрос, практическая работа. Стоимость лекарственных средств, домашняя аптечка.
Десятичные дроби-7 ч
7 Замена составного именованного числа десятичной дробью. Работа с кассовыми чеками, калькулятором. Вычисление стоимости покупки, получения сдачи 1 ч 19.10 Повторение и закрепление знаний, практическая работа. Фронтальный опрос, самостоятельная работа. Образец записи именованного числа в виде десятичной дроби, кассовые чеки, калькуляторы.
8 Виды услуг по бытовому обслуживанию и их стоимость»; 1 ч 26.10 Повторение и закрепление знаний и умений..Беседа, самостоятельная работа. Прейскурант цен, товарные чеки, калькуляторы.
2 четверть – 7 ч
1. Подсчет суммы оплаты за расход электроэнергии» 1 ч 09.11 Практическая работа. Беседа, индивидуальный опрос, самостоятельная работа. Стоимость товаров, квитанции по электроэнергии.
2. Подсчет суммы оплаты за телефон в зависимости от его вида». 1 ч 16.11 Закрепление знаний и выработка умений и навыков. Беседа, тестовые задания. Калькуляторы, тесты.
3. Расчет стоимости блюд по рецепту, в зависимости от членов семьи». 1 ч 23.11 Практическая работа. Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа. Кулинарная книга, рецепт приготовления блюда.
4. Подсчет стоимости покупки модной и праздничной одежды. 1 ч 30.11 Закрепление знаний и выработка умений и навыков. Тесты, беседа, самостоятельная работа. Калькуляторы.
5. Подсчет стоимости покупки одежды, обуви, головных уборов по сезону». 1 ч 07.12 Формирование умений и навыков. Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа. Прейскурант цен, калькуляторы.
Проценты -8 ч
6. Жилище – подсчет коммунальных платежей с учетом льгот населения. 1 ч 21.12 Повторение и закрепление знаний и умений.
Беседа, фронтальный опрос, практическая работа. Квитанции коммунальных платежей.
7. Подсчет стоимости покупки товара в кредит под проценты, без процентов. Больничный лист , его оплата в зависимости от рабочего стажа 1 ч
28.12 Закрепление знаний и выработка умений. Беседе, индивидуальный опрос. Рекламные буклеты, калькуляторы.
3 ЧЕТВЕРТЬ – 9 ч
1. Подсчет стоимости путевки для поездки на отдых. 1 ч 18.01 Практическая работа. Беседе, индивидуальный опрос. Карточки с заданиями.
2. Расчет сравнительной стоимости путевок при полной оплате и скидок за счет фондов социального страхования. 1 ч 25.01 Закрепление знаний и выработка умений и навыков.. Фронтальный опрос, практическая работа. Карточки с заданиями, калькуляторы.
3. Покупка товаров со скидкой, использование дисконтных карт.
1 ч 01.02 Закрепление знаний и формирование умений и навыков. Беседа, индивидуальный опрос. Дисконтные карты. Карточки с заданиями.
4. Сравнение цен на товары до и во время распродажи в зависимости от скидки.
1 ч 08.02 Формирование умений и навыков. Беседа, индивидуальный опрос, тестовые задания. Карточки с заданиями.
5. Больничный лист , его оплата в зависимости от рабочего стажа. 1 ч 15.02 Закрепление знаний. Беседа, практическая работа. Карточки с заданиями.
6. Решение задач на приобретение бытовой техники в кредит. 1 ч 22.02 Практическая работа. Беседа, индивидуальный опрос. Карточки с заданиями.
Меры массы -2 ч
7. Меры массы. Все действия с мерами массы. Работа с мерной посудой. Работа с бытовыми весами. 1 ч 29.02 Повторение материала. Практическая работа. Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Мерная посуда: банки различной емкости (3 л, 2 л 1 л, пол-литра), чайная и столовая ложка, градуированная посуда, стакан.
8. Подсчет стоимости основных продуктов «продовольственной корзины», расход на приготовления быстрого обеда из полуфабрикатов на 1-3 человека» 1 ч 07.03 Закрепление знаний и умений.
Беседа, индивидуальный опрос, практическая работа. Бытовые весы. Прейскурант цент на продукты, возможные скидки, калькуляторы.
Меры площади -2 ч
9. Меры площади. Вычисление площади прямоугольника, площади квартиры. Набор мебели для кухни в зависимости от её площади. 1 ч
14.03 Повторение материала.
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. Формулы вычисления площади. Таблица мер площади.
4 ЧЕТВЕРТЬ – 9 ч
1. Подсчет стоимости косметического ремонта квартиры». 1 ч 28.03 Закрепление знаний и выработка умений. Фронтальный опрос, практическая работа. Стоимость обоев, строительного материала.
Меры времени, работа с календарем- 5 ч
2-3 Вычисление окончания срока гарантии для товаров. Вычисление срока годности товаров, лекарственных средств. 2 ч 04.04
11.04 Закрепление знаний и выработка умений.
Фронтальный опрос, практическая работа. Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого.
4. Продолжительность рабочего дня кормящей матери, время больничного листа по уходу за ребенком» 1 ч 18.04 Закрепление знаний и выработка умений.
Беседа, индивидуальный опрос. Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого.
5. Вычисление окончания рабочего дня по его началу и разной продолжительности. 1 ч 29.04 Закрепление знаний и выработка умений и навыков.
Фронтальный опрос, тестовые задания. Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого, тесты.
6. Вычисление времени и окончания отпуска по его началу и разной продолжительности 1 ч 25.04 Закрепление знаний и выработка умений и навыков.
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практическая работа. Таблица мер времени. Календарь, календари на каждого.
Обыкновенные дроби.
2 ч
7. Обыкновенные дроби, соотношение со словами:1/2-половина, 1/3 –третья часть,1/4 - четвертая часть, сравнительная таблица веса или объёма продуктов. 1 ч 16.05 Комбинированный. Фронтальный опрос, практическая работа. Сравнительная таблица веса или объёма продуктов на каждого.
8. Подсчет веса или объёма продуктов для приготовления блюда по рецепту». 1 ч 20.05 Закрепление знаний и умений. Фронтальный опрос, практическая работа. Книга рецептов. Ксерокопия рецепта на каждого.
9. Обобщение по курсу 1 ч 27.05 Контроль и коррекция знаний. Тесты. Тестовые задания.
Итого: 33 ч