Статья Опыт профилирования дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности для обучающихся по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Опыт профилирования дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности
для обучающихся по специальности
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Тимошина Т.А., преподаватель ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»

Цель дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности: изучение современных информационных технологий с применением полученных знаний в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
создавать презентации;
работать с документацией.
При изучении текстового процессора Microsoft Word на первом практическом занятии студенты учатся набирать и редактировать текст, форматировать символы и абзацы, разбивать текст на колонки, добавлять границы для абзацев и страниц. Текст подбирается с учетом профиля специальности. Например, такой:
«Товароведение это комплексная социально-экономическая и естественно-техническая дисциплина, изучающая закономерности проявления, формирования, оптимизации, развития ассортимента и качества, раскрывающая возможности практического использования познанных законов в системе общественного воспроизводства с целью удовлетворения неуклонно развивающихся материальных и культурных потребностей. Возникло товароведение в XVI веке в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549г. в Италии, в Падуанском университете. В России первым изданием по товароведению стала «Торговая книга», изданная в 1575г. для «торговых людей» [1, с. 9].
На втором практическом занятии перед студентами ставится цель научиться создавать разные виды списков, создавать и форматировать таблицы (рис. 1), создавать документы по готовым шаблонам. Текст также подбирается с учетом профиля.

Показатели качества батона
Высший балл
Коэффициент значимости
Шкала оценок (норматив)
Фактическая оценка качества

Визуальное определение:
внешний вид;
равномерность образования корки;
структура и разрыхленность мякиша.

4
4
4

0,3
0,5
0,6

1,0
3,0
3,5


Определяемые с помощью обоняния:
полноценность и степень интенсивности аромата, наличие и степень выраженности неприятных запахов.
4
0,3
2,0


Определение в процессе дегустации:
ощущение при разжевывании;
ощущение вкуса (соленость, сладость, кислотность, горькость, плесневелость) и аромата (полнота, чистота и степень интенсивности аромата, отсутствие или наличие неприятных запахов).

4
4

0,4
1,7

2,5
8,0


Сумма баллов


20


Рис.1. Таблица «Показатели качества хлеба»

При изучении табличного процессора Microsoft Excel на первом практическом занятии студенты формируют навыки заполнения, редактирования, оформления электронных таблиц и использования в них формул для расчетов. Создают и заполняют накладную на получение товаров (рис. 2).

Рис. 2. Накладная на получение товаров

Также студенты оформляют документацию. Например, инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (рис. 3).

Рис. 3. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

При изучении редактора презентаций Microsoft PowerPoint обучающиеся вырабатывают практические навыки создания презентаций с учетом современных требований к их оформлению, настраивают макет и эффекты анимации, управляют показом презентации. Примерные темы презентаций:
1. Значимость профессии товаровед-эксперт.
2. Моя профессия.
3. Новые цифровые технологии в помощь товароведу-эксперту.
4. Системы делопроизводства.
5. Рабочее место товароведа-эксперта.
Помимо этого студентам необходимо овладеть общими и профессиональными компетенциями. Выполняя задания в базе данных Microsoft Access можно овладеть некоторыми из них:
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.
ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.
ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
На практическом занятии обучающиеся должны изучить способы ввода сведений в базу данных Microsoft Access и работы с ними, научиться создавать формы, запросы и отчеты. Данные также подбираются с учетом профиля. Например:
Задание 1. Создать таблицы в режиме конструктора (табл. 1, табл. 2, табл.3):

Таблица 1
Каталог товаров


Таблица 2
Клиенты


Таблица 3
Заказы


Задание 2. Создать отчеты для просмотра заказов выполненных за определенный период времени. Результат выводить на отдельную страницу. В заголовке отразить: номер заказа, дату заказа, сведения о клиенте. Отчет должен содержать поля: Код товара, Наименование товара, Цена, Количество, Стоимость (табл. 4).
Таблица 4
Отчет


Задание 3. Создать запрос: по дате заказа определить наименование и количество товара (табл. 5).

Таблица 5
Запрос



Здесь представлена только часть заданий, которые студенты выполняют на занятиях.
Таким образом, в дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности, рассматриваются вопросы прикладного использования теоретических вопросов информационной технологии в конкретных областях деятельности, в данном случае в товароведении и осваиваются обучающимися вторых курсов, когда ими уже изучены азы общепрофессиональных дисциплин.
Тем не менее, программное обеспечение, применяемое в товароведно-технологической деятельности, не исчерпывается пакетом прикладных программ Microsoft Office, а дополняется новыми специализированными программами. Для справочно-правовой поддержки деятельности товароведа-эксперта необходим продукт фирмы «Консультант Плюс», а для любых видов учета – «1С:Торговля и склад».

Список литературы
1. Калачев, С.Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы : учебник / С.Л.Калачев. М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. 463с. (Основы наук).



Таблица «Клиенты»Рисунок 3Описание: Таблица «Клиенты»Форма «Общая стоимость заказа»Рисунок 10Описание: Форма «Общая стоимость заказа»15