Конспект урока по русскому языку Сочинение по репродукции картины Н.К. РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ»


Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»
Тип урока Развитие речи, применение знаний на практике
Педагогические задачи Создать условия для составления текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости»; совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях; способствовать развитию умений составлять предложения с именами прилагательными, редактировать текст, самостоятельно составлять план текста; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Познакомятся с репродукцией картины Н. К. Рериха «Заморские гости»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации и по плану; выполнять морфологический разбор имени прилагательного
Метапредметные УУД Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта
Личностные результаты Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
II. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового мате-риала.
Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 83). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте составленные предложения.
– Укажите падеж имен прилагательных, их окон-чания. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают предложения. Указывают падеж имен прилагательных, выделяют их окончания.
В гол (П. п.) макушках деревьев гуляли жест-к (И. п.) и колюч (И. п.) ветры. С елов (Р. п.) лап падали на землю снегов (И. п.) шапки. По лилов (Д. п.) шишкам прыгали синички и вертелись краснозоб (И. п.) снегири. Иней осыпался с берез и серебрян (Т. п.) искрами блестел на снегу. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученногозадания. Анализировать,
Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите поговорку и стихотво-рение.
– Дайте характеристику звуку [ц].
– Запишите соединения с буквой «ц».
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «ц». Выполняют чистописание.
Цыплят по осени считают.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Це́нтнер, цепо́чка, ци́трусовые. находить общее и различия, делать выводы
Работа над словами с непро-веряемым написанием Организует работу над словом с непроверяемым написанием.
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 2.) Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорныеслова.
– Сегодня будем писать сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости» Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать картину, напишем сочинение по репродукции картины Принимать
и сохранять учебную цель и задачу
IV. Подготовка к восприятию картины.
Знакомство
с биографией Рассказывает о творчестве художника, показывает его портрет.
– Наш урок мы посвящен необычному художнику. Николай Константинович Рерих (1874–1947) был и художником-археологом, и художником-лите- Слушают рассказ учителя, рассматривают портрет художника, задают вопросы о его творчестве.
Заранее подготовленные учащиеся читают стихо-творение Эдуарда Асадова «Россия начиналась не с меча!». Осуществлять анализ объектов
художника ратором, и художником-философом. Слова, написанные Рерихом, будут эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте их: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».
Николай Рерих родился в Петербурге 10 октября 1874 году в дворянской семье. Его отец – коренной петербуржец, юрист, Константин Федорович Рерих, мать – псковитянка, Мария Васильевна, урожденная Калашникова. В семье, кроме Николая, было еще трое детей – сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.
Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера – всё удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.
Отец надеялся, что Николай, как старший сын, унаследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета. В академии Рерих стал посещать Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой – города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима! мастерскую А. И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился прежде всего развить в своих учениках чувство цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет.
Так когда-то творили византийские и древнерус-ские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
Рерих изучал древнюю историю, участвовал в археологических раскопках. В своих работах живописец стремился показать «несравненно самобытную былую природу», русское историческое прошлое V. Анализ картины как произведения искусства.
Работа по учебнику (упражнение 84). Предлагает рассмотреть картину. Задает вопросы с целью помочь учащимся выполнить анализ картины как произведения искусства.
– Прочитайте. Найдите в тексте имена прилагательные во множественном числе.
– Выпишите словосочетания с именами прилагательными во множественном числе. Укажите их падеж, выделите окончания. Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают картину. Выделяют художественные средства. Определяют идею картины. Выписывают слово-сочетания с именами прилагательными во множественном числе. Указывают их падеж, выделяют окончания.
Древн (И. п.) легенды, любим (Т. п.) темами, на замечательн (П. п.) полотнах, Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной фор-
русск (В. п.) богатырей, заморск (И. п.) гости, на красочн (П. п.) ладьях, по студеным (Д. п.) водам.
Выполняют морфологический разбор слова.
Сказочного – прил., какого?, нач. ф. – сказочный, ед. ч., м. р., В. п., определение.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «Русь».
Русь – [рус’] – 1 слог.
р – [р] – согласный, звонкий непарный, твердый парный;
у – [у] – гласный, ударный;
с – [с’] – согласный, глухой парный, мягкий парный;
ь – [ ]
4 буквы, 3 звука.
Выполняют морфологический разбор слова.
Расписные – прил., какие?, нач. ф. – расписной, мн. ч., И. п., определение. ме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль по результату
Работа по учебнику (упражнение 85) – Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Это полотно было написано в 1899 году. (См. РМ, Приложение 3.)
– Почему картина так названа?
– Чем вас привлекла эта картина? Поделитесь своими впечатлениями.
– Какие краски использовал художник? Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями о картине.
– Художник использовал яркие и сочные краски. – Опишите день, изображенный на картине. – День ясный и солнечный. – Что вы видите на переднем плане картины? – На переднем плане картины изображен корабль. На носу его возвышается голова, похожая на лошадиную или львиную. Нос корабля украшен разно-цветными щитами, паруса яркие, различных цветов, с узорами. – Что вы видите на заднем плане картины? – За первым кораблем плывет второй, а на горизонте видны еще два паруса. – Что изображено на картине справа? – Справа на картине изображена гора, на которой виден город с крепостными стенами. – Давайте подробнее познакомимся с работой художника. Картина переносит нас в глубь веков. Попробуем взглянуть на нее как историки, прикоснуться к прошлому Древней Руси.
– Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в Новгород по пути «из варяг в греки» (показывает на карте). Древний торговый путь «из варяг в греки» существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Черным). Маршрут проходил через славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути располагались древние рус-ские города – Великий Новгород и Киев. Эту важ-нейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги, целью которых было попасть в Константинополь – столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр. На восточнославянских землях викингов называли варягами. Варяги были лучшими торговцами и воинами на территории Европы того времени. – Что это за заморские гости изображены худож-ником?
– Раньше купцов, приехавших издалека, называли словом «гость». Прилагательное «заморский» означало «находящийся за морем, в чужих краях» или «приехавший из-за моря». Значит, название «Заморские гости» означает «купцы, прибывшие с товаром из-за моря». – На картине изображены купцы, торговцы. – Рассмотрите, как длинным рядом по реке идут расписные ладьи – заморские корабли, груженные товаром. Опишите ладьи. – Ладьи ярко окрашены, на их бортах множество разноцветных щитов. Полосатые алые паруса пылают на фоне голубого неба. На носах кораблей гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов. Середина ладьи покрыта расписной тканью, скрывающей гребцов от дождя и жары. – Что можно сказать о море? Опишите его. – Море сине-голубое, вода словно пропиталась синевой ясного неба. Легкий ветерок гонит рябь по морской воде. В прозрачной чистой воде ярко отражаются разноцветные: красные, зеленые, желтые, синие – полосы и круги. Белые чайки спускаются на волны, кружатся над синей водой. – С каким настроением плывут заморские гости? – Заморские гости плывут мирно и горделиво. Их корабли плавно рассекают воду. – Варяги плывут к славянским племенам с мирными целями. Волна бежит через леса и болота, поля и холмы к стенам далекого града. Увидят славяне редких, необычных гостей, подивятся. Опишите заморских купцов. – На корабле много людей: кто-то сидит, кто-то стоит, кто-то пристально, с интересом всматривается вдаль, кто-то переговаривается, делится впечатлениями. Все варяги в узорчатых рубахах, поверх которых надет защитный жилет; на головах у заморских гостей тяжелые железные шлемы. – Опишите пейзаж. Что видят вокруг заморские гости? – Заморские гости видят северный пейзаж: зеленые холмы и поля. На одном из холмов три кургана. Курганы – это места захоронения вождей у древних народов. На другом холме – град, обнесенный крепостной стеной. Мы не видим жителей этого града, но чувствуем их присутствие. Должно быть, они наблюдают за чужестранцами, с тревогой и любопытством смотрят на флотилию. – Если бы вы не знали название картины, вы бы могли догадаться, что это не русские воины и купцы? Как? – Какое настроение вызывает у вас эта картина? Поделитесь впечатлениями о картине. Высказывают свое мнение о картине. Проводит работу по составлению плана текста. Задает вопросы по картине. – По этой картине мы будем писать сочинение. Выскажите предположения: какой будет текст по типу? – Сколько частей будет в тексте? Как оформляется каждая часть сочинения?
– Обратите внимание на слова для справок, записанные на доске.
– Прежде чем записать предложение, проговорите его. Подумайте, выражает ли оно то, что вы хотели сказать. Подумайте над постановкой знаков препинания внутри предложения. – В тексте будет три части: вводная, основная, заключительная. Каждая новая часть начинается с красной строки. – О чем мы будем писать во вступлении? – Во вступлении мы напишем о Н. К. Рерихе и его картине. – О чем будем писать в основной части? – В основной части будем писать о заморских гостях, плывущих на расписных ладьях, о северной природе. – Как закончим сочинение? – В заключении выразим свое отношение к кар-тине. – Составьте план текста.
– Предлагаю вынести план на доску Составляют план к тексту, работая в паре или самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.
Примерный план:
1. Вводная часть. Художник Н. К. Рерих и его картина.
2. Основная часть. 1) Заморские гости.
2) Расписные ладьи.
3) Северная природа.
3. Заключительная часть. Мое отношение к кар-тине VI. Лексико-орфографи-ческая подго-товкаОрганизует лексико-орфографическую работу по тексту сочинения.
Предлагает учащимся текст с пропущенными буквами на карточке или на интерактивной доске.
– Восстановите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
– Объясните значение слов «ладья», «варяги», «щит». Можно воспользоваться толковым сло-варем.
– Когда мы пишем изложения и сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам, записанным на доске.
– Прочитайте слова для справок, записанные на доске.
Древняя Русь, славяне, торговый путь «из варяг в греки», викинги, варяги, ладьи, курганы, в глубь времен, изобразил, расписные ладьи, раскраска, паруса, борта, украшены, разноцветные, узорчатые, товар, синева небес, сияет, отражаются, вдалеке, град, приоткрыла, настроение, чувства. На практике применяют способы действия по правилу, пользуются алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Вставляют пропущенные буквы в предложенный учителем текст. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.
Объясняют значения слов.
Ладья – гребное или парусное судно.
Варяги – в Древней Руси: выходцы из Скандинавии, объединявшиеся в вооруженные отряды для торговли и разбоя, нередко оседавшие на Руси и служившие в княжеских дружинах.
Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.
Щит – старинное ручное вооружение, предмет воинских доспехов для защиты от ударов в виде округлой или прямоугольной деревянной или ме-таллической плоскости.
Подбирают синонимы к словам.
Художник – живописец, мастер.
Холмы – курганы, возвышенности. Понимать на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.
Строить монологические высказывания.
Адекватно использовать речевые сред-ства для реше-
Город – град.
Торговцы – заморские гости, варяги, купцы.
Ладьи – судна, корабли.
Подбирают эпитеты к существительным в данных предложениях.
Берег тянется, причудливо извивается.
Идут ладьи, сверкают на солнце.
Паруса хлопают, надуваются на ветру.
Воины стоят, всматриваются вдаль.
Чайки сопровождают, пронзительно кричат.
Ладьи отражаются в воде.
Ветер гонит морскую рябь.
Кольчуги сверкают на солнце, позванивают. ния различных коммуникативных задач
VII. Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения Организует устное сочинение текста.
– Чтобы нам удобнее было пересказывать текст и в дальнейшем писать его по плану, необходимо выбрать слова-помощники – опорные слова. Подберите вместе опорные слова к каждой части плана.
– Перескажите текст по плану, используя опорные слова Называют опорные слова по тексту.
Несколько учеников составляют устный рассказ
по картине. (См. РМ, Приложение 4.) Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-зацииVIII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча-щимися.
– С каким произведением живописи мы сегодня познакомились? Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
– Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?
– Какие знания и умения вам были необходимы для работы?
– Понравилось ли вам работать над анализом картины? Поделитесь впечатлениями.
– Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?
– Предлагаю трем ученикам зачитать свои сочинения, а мы внимательно послушаем и проанализируем.
– Кому удалось последовательно построить предложения, избегая повторов слов?
– Были ли у кого-то недочеты? Какой совет по их устранению вы бы хотели дать?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
– Какой этап урока у вас вызвал трудности?
– Что понравилось?
– Чему научились?
– Какое настроение у вас было во время работы на уроке? Спасибо за работу! Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Работают с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал всё, что говорилось и делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я плохо понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов Домашнее
задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 51 в рабочей тетради Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
Организация начала урока
Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Ребята, какое облачко вам нравится больше всего? Почему?
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно будет у всех.
Я хочу вам пожелать:
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет,
Боясь веселой улыбки и радостных глаз.
Учитесь без скуки, друзья!
В добрый час!
Древняя пословица права: 
Да, язык – великое богатство.
Надо правильно писать слова, 
А не то они бесследно разлетятся!
– Дети, вы согласны с этим высказыванием? Будем и дальше постигать секреты нашего великого русского языка.
Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).
Приложение 2
Работа над словами с непроверяемым написанием
СЕВЕР – 1. Одна из четырёх сторон света и направление, противоположное югу; сторона, в которую направлена намагниченная стрелка компаса. 2. Местность, лежащая в этом направлении. 3. Территория, расположенная в зоне холодного климата. Изначально слово СЕВЕР имело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».
– Подберите однокоренные слова, антонимы к слову «север».
Учащиеся подбирают однокоренные слова, антонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.
Однокоренные слова: северный, северянин, северянка.
Антоним: юг.
Фразеологизм:
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ – полярное сияние.
Предложения:
Потянулись с севера на юг длинные вереницы журавлей.
Медведь живёт на севере нашей страны и в средней полосе.
Приложение 3
Работа по учебнику
(Из биографии художника Николая Рериха, о его картине «Заморские гости», 1901 г.)
Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. В «Заморских гостях» воплотилась воображаемая поэтическая картина из статьи «По пути из варяг в греки», написанной художником еще в 1899 году: «Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег... Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские – увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла... сам конунг... стоит».
Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Приложение 4
Самостоятельная работа обучающихсяпо написанию сочинения
Примерный текст.
Перед нами картина художника Н. К. Рериха «Заморские гости». Живописец переносит нас в глубь времён. На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.
Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес отражается в воде. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки кружатся над водой. Справа видны зелёные холмы. Вдалеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!
В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа мастера вызвала у меня радостные, светлые чувства.