Образовательная прграмма дополнительного образования детей кружка Домашний дизайн

Программа кружка «Домашний дизайн»

Пояснительная записка.


Программа кружка «Домашний дизайн» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной; по времени реализации 3-х годичной длительной подготовки.
Образовательная программа «Домашний дизайн» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Домашний дизайн». При этом следует учитывать, что программа направлена на :
- создание условий для развития ребенка;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
- участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков экологически грамотного поведения во время сбора природного материала;
- развитие мотиваций к познанию и творчеству;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Домашний дизайн», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Применяются такие формы занятий, как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей, и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.
В структуру программы входят 2 образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.
При реализации программы используются различные методы:
- словесные - лекции, беседы, викторины;
- наглядные - просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;
- практические - изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи кружка:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
- привить интерес к народному искусству;
- обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов.
В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.
Программа рассчитана на три года обучения и предполагает поэтапное освоение её содержания.
Первый этап соответствует первому году обучения. Его задачи - содействие психологическому здоровью детей, усвоение детьми элементарных знаний по предмету деятельности, поддержка и поощрение успехов, развитие интереса к данной деятельности.
Второй этап соответствует второму году обучения. Задача – закрепление базовых умений, полученных на первом этапе обучения в соответствии с индивидуальными способностями, поддержка стремления к достижению результатов, развитие потребностей самореализации и способности творчески интерпретировать полученные знания. Обучение осуществляется через единство творческих познаний и практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой. Знания, таким образом, в практике оказываются прочными и создают базу самостоятельной последующей деятельности.
Третий этап соответствует третьему году обучения. Задача – закрепление базовых умений, знаний, навыков, полученных на первом и втором этапах обучения. Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два и три года обучения. Для обучения принимаются девочки и мальчики 5 – 9 классов. Оптимальное количество детей в группе 15-12 человек.
Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.
Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.
В разделе «Природные материалы» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, с основными приемами работы доступных материалов: гибкими ветками, берестой, засушенными растениями. Также дети знакомятся с нетрадиционными природными материалами, которые интересны и вполне доступны в использовании это - кожа, мех, перья птиц, пух, опилки.
«Поделки из бисера» - эти изделия требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно работать по рисунку – схеме.
В разделе «Поделки из ненужных вещей» кружковцы знакомятся с нетрадиционными материалами. Это упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, капсулы «киндер – сюрпризов» поролон, пенопласт, которые вполне могут заменять всем знакомые бумагу, ткань, природные материалы.
При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия.
Необходимые условия для её реализации.

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.
Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.
Цели и задачи.

воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение;
развивать образное и пространственное мышление, развивать кисти рук и глазомер;
научить ребенка технологическим операциям.

Предполагаемый результат.

В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Диагностика результатов.

На промежуточном и конечном этапах обучения осуществляется в форме игры, конкурсов.















Учебно-тематический план (1 год обучения)




Темы
Общее количество часов
в том числе




теоретические часы
практические часы

1
Вводное занятие. Понятие о дизайне. Инструктаж по ТБ и ПДД
4
4
-

2
Работа с бумагой. Дизайн открыток и коробок. Цветы из бумаги.
28
2
26

3
Поделки из ненужных вещей. Декоративные вазы из различных банок и бутылок. Панно из бросового материала (пуговицы, бусины, мех, ткань, кожа и пр.)
20
2
18

4
Поделки из природного материала. Поделки из шишек, листьев, цветов и плодов.
24
2
22

5
Поделки из ниток. Животные и птицы из нитяных помпонов.
14
2
12

6
Новогодний дизайн. Праздничные венки, креативные елки, новогодние композиции.
20
2
18

7
Поделки из бисера. Изготовление деревьев и цветов из бисера.
14
2
12

8
Индивидуальные занятия. Изготовление изделий на выставку.
16
-
16

9
Экскурсии.
2
-
2

10
Итоговое занятие.




Общее количество часов
144













Первый год обучения
Содержание курса

Вводное занятие. Знакомство с детьми, режим работы, материалы, техника безопасности и ПДД. Беседа «Понятие о дизайне».
Работа с бумагой.
Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления объемных форм из бумаги.
Практика – изготовление аппликаций и объемных форм.
Поделки из ненужных вещей.
Теория – первоначальные сведения о материале и оборудовании. Технология изготовления.
Практика – изготовление различных поделок: вазы, панно и пр.
Поделки из природного материала.
Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения.
Практика – изготовление поделок из шишек, листьев, плодов.
Поделки из ниток.
Теория – первоначальные сведения о структуре различных нитей и использования.
Практика – изготовление различных поделок из нитяных помпонов.
Новогодний дизайн.
Теория – общие сведения о новогоднем декоре.
Практика – изготовление новогодних поделок: елки, венки, снеговики и пр.
Поделки из бисера.
Теория – первоначальные сведения об искусственных материалах: бисере, пайетках, бусинах и пр.
Практика – изготовление декоративных деревьев и цветов и бусинок и бисера, а также небольших панно и бисера и пайеток.
Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей к выставкам.
Экскурсии. Обмен впечатлениями, информация углубляющая познания детей
Итоговое занятие. Подведение итогов года. План занятий кружка на следующий год.

Ученик должен знать:

Свойства бумаги, ее особенности в различных промышленных изделиях, виды аппликаций, пластических материалов, первоначальные сведения о природных материалах, а также о видах и свойствах различных нитей.

Ученик должен уметь:

Изготавливать самостоятельно бумажные аппликации, уметь конструировать, моделировать, правильно подбирать цвет, самостоятельно изготавливать поделки.

Учебно-тематический план (2 год обучения)


Темы
Общее количество часов
в том числе




теоретические часы
практические часы

1
Вводное занятие. Дизайн современном мире. Инструктаж по ТБ и ПДД.
6
3
3

2
Работа с бумагой. Изготовление декоративных букетов из креповой бумаги. Панно из салфеток.
24
3
21

3
Поделки из природного материала. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев, орехов, кокосов и пр.
21
3
18

4
Поделки из бисера. Панно из наклеенного бисера.
24
3
21

5
Поделки из ниток. Панно из нарезанной нити, изделия из ниток на шарах, вязанные колпаки на чайник.
42
3
39

6
Поделки из ткани. Панно из тканевой аппликации. Куклы-обереги.
45
3
42

7
Новогодний дизайн. Настольная композиция, креативная елка, новогодние игрушки.
24
3
21

8
Индивидуальные занятия. Изготовление изделий на выставку.
21
3
18

9
Экскурсии. Дизайн среды.
6
-
6

10
Итоговое занятие.
3
3
-

Общее количество часов
216















Второй год обучения
Содержание курса

Вводное занятие.
Теория – организационные вопросы, содержание характера обучения в новом учебном году, техника безопасности и ПДД.
Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов для занятий.
Работа с бумагой.
Теория – обобщение сведений о свойствах различных видов бумаги. Основные способы пластической формы из бумаги.
Практика – отработка технических приемов обработки бумаги для работы. Изготовление цветов из креповой бумаги и панно из бумажных шариков.
Поделки из природного материала.
Теория – первоначальные сведения о материалах животного происхождения.
Практика – изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев и различных орехов.
Поделки из бисера.
Теория – обобщение сведений об искусственных материалах и об их видах, их использовании в декоративном искусстве.
Практика – изготовление декоративных панно из бисера и пайеток.
5. Поделки из ткани.
Теория – технология изготовления поделок из ткани, сведения о структуре различных тканей.
Практика – изготовление декоративных панно из кусочков ткани, изготовление кукол – оберегов.
7.Поделки из ниток.
Теория – обобщение сведений о различных видах нитей и их свойствах. Технология изготовления поделок из нитей.
Практика – изготовление панно из нарезной нити и изделия на воздушных шарах.
Новогодний дизайн.
Теория – обобщение сведений о новогоднем и рождественском декоре.
Практика – изготовление новогодних поделок из различных материалов.
9. Индивидуальные занятия. Изготовление различных поделок по выбору детей к выставкам.
10. Экскурсии. Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. План занятий кружка на следующий год.





Ученик должен знать:

Правила обработки различных видов бумаги, сведения о материалах растительного и животного происхождения, правила подготовки материала к работе о видах ткани и нити и виды работы с бисером.

Ученик должен уметь:

Самостоятельно разметить детали, подогнать детали при сборке, правильно подобрать цвета, подбирать картинки к работам (панно). Качественно изготавливать изделия, украшать, выполнять все предусмотренные операции, правильно заготавливать материал к работе.

































Учебно-тематический план (3 год обучения)



Темы
Общее количество часов
в том числе




теоретические часы
практические часы

1
Вводное занятие. Содержание работы в новом учебном году. Инструктаж по ТБ и ПДД.
6
3
3

2
Поделки из бумаги. Изготовление изделий из папье-маше. Декупаж.
24
3
21

3
Поделки из природного материала. Садовый дизайн из глины, песка и камней.
24
3
21

4
Поделки из бисера. Бисерные бабочки и цветы, декор занавесок из бисера.
42
3
39

5
Поделки из ткани. Оригинальные куклы для подоконников и огорода, куклы-обереги, панно из сжатой ткани.
42
3
39

6
Поделки из ниток. Объемны панно из нитяных помпонов.
21
3
18

7
Новогодний дизайн. Новогодний дизайн квартиры и дома.
24
3
21

8
Индивидуальные занятия. Изготовление изделий на выставку.
24
3
21

9
Экскурсии. Сбор материалов.
6
-
6

10
Итоговое занятие.
3
-
3

Общее количество часов
216
















Третий год обучения
Содержание курса

Вводное занятие.
Теория – организационные вопросы, техника безопасности и ПДД.
Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов для занятий.
2. Работа с бумагой.
Теория – обобщение сведений из первого, второго года обучения. Технология изготовления изделий из размягченной бумажной массы и основы декупажа.
Практика – изготовление поделок из папье-маше и декупаж различных предметов.
3.Поделки из природного материала.
Теория – первоначальные сведения о материалах минерального происхождения.
Практика – изготовление поделок из глины, песка, камней и ракушек.
4.Поделки из бисера.
Теория – основные приемы работы с бисером.
Практика – изготовление браслетов и изделий для различного декора.
5. Поделки из ткани.
Теория – обобщение сведений о видах и свойствах ткани.
Практика – изготовление кукол – оберегов для дома и сада, панно из сжатой ткани.
7. Поделки из ниток.
Теория – обобщение сведений о различных видах нитей и их свойствах.
Практика – изготовление панно из ткани в различных техниках.
8. Новогодний дизайн.
Теория – понятие о новогоднем дизайне дома.
Практика – изготовление предметов новогоднего дизайна для дома.
9. Индивидуальные занятия. Изготовление различных поделок по выбору детей к выставкам.
10. Экскурсии. Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. План занятий кружка на следующий год.

Ученик должен знать:

Свойства бумаги и ее особенности, сведения о материалах минерального происхождения, основные виды бисероплетения, работы с тканью и нитями, технологию приготовления кукол-оберегов.





Ученик должен уметь:

Самостоятельно разметить детали, подбирать картинки к работам (панно), подобрать правильные цвета для картин. Выполнять работы из бисера, природных и искусственных материалов.
Методическое обеспечение

Условия реализации программы:

Психологическая готовность педагога, обеспечивающего детям возможность открытия и восхищения.
Наличие оборудования для осуществления задач программы.
Наличие материалов и инструментов для декораторской работы.


Форма занятий по программе может быть определена как свободное студийное творчество под руководством педагога – дизайнера. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 6 – 9 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно дать задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно – игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (Перчаточных, тростевых, марионеток и т.п.), которые могут выполнять любые роли (король Декор, королева Аппликация и т.п.) Дети любят загадки, кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов, репродукций произведений искусства, образцов декораторской мысли, дети выполняют задание, результатом, которого становится продукт творческой деятельности. Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем.
Для работы в области дизайна предлагается использовать такие технические приемы, как моделирование из картона и бумаги, природных материалов, коллаж из бумаги и тканей, работа с кожей, пластилином; материалы: бумага цветная, гофрированная, картон цветной и белый, кусочки ткани и кожи, природный материал (засушенные листья деревьев, кукурузы, перья, яичная скорлупа и т.п.), пластилин, клей ПВА, краски акварельные, акриловые, гуашь.
Задания должны быть адаптированы к возрасту детей и построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений данной возрастной группы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть как персональная, так и общая выставка творческих работ учащихся.
В результате работы по программе «Домашний дизайн» обучающиеся должны знать:
основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;
стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;
должны уметь:
доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
работать с бумагой (бумажная пластика);
дизайнерски оформлять готовые формы
Ожидаемые результаты:

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности. 2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления. 3. Создавать прекрасное своими руками. 4. Ценить свой труд, уважать чужой. 5. Уметь применять теоретические знания на практике. 6. Уметь пользоваться художественным материалом.



Список литературы:

М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль, «Академия развития»; 1997г.
Н.М. Конышева «Чудесная мастерская». LINKA – PRESS, 1996г.
Н.М. Конышева «Наш рукотворный мир (От мира природы к миру вещей)». LINKA – PRESS, 1996г.
А. Роговин «Хочу сделать сам». Москва, Издательство «Педагогика», 1984г.
В.Б. Косминская «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». Москва, «Просвещение», 1987г.



6.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умных руках. М. Легпромбытиздат. 1993.
7. Гусакова А. М. Рукоделие в начальных классах. М.: Просвещение. 1985.
8. Кузьмина М. Азбука плетения. М. 1991. 3. Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст – Пресс. 1994.
9. Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.
10. Хазенбанк В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.
11. Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.
12. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.
13. Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.
14. Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.
15. Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.
15