Эссе Учение без принуждения




Учитель:Беженарь Е.Ф
МАОУВ(С)ОШ 2
Г.Тюмени
Твррческое эссе

Учение без принуждения.


Тему данного эссе я хочу представить в виде «рассуждений учителя» о взаимодействии учителя и ученика в процессе урока. Казалось, учение и принуждение как бы не совсем совместимые вещи. Ведь учение предполагает расширение кругозора, овладевание новыми знаниями, радость открытия и узнавания, изменение представления о мире и т.д. и принуждать к этому как бы не к чему. Ученик в идеале сам к этому должен стремиться, но как мы знаем, увы, не всегда это происходит. Ученик вынужден учиться для того, чтобы получить оценку, сдать зачёт, написать контрольную, подготовиться к экзамену и т. п. Не всегда это происходит в атмосфере творчества, интереса, увлечённости, радостных открытий. Что бы превратить процесс обучения в учение без принуждения многие поколения учителей находили интересные приёмы работы, создавали новые методики, различные интересные формы урока, технологии и многое другое.
Большинство учителей с успехом применяют в своей деятельности педагогику сотрудничества, идеи крупных блоков и опорных сигналов, игровые формы уроков, технологии « критического мышления» и « педагогических мастерских» и многое другое наработанное учителями- новаторами.
Однако, на мой взгляд, не всегда нужно долго и кропотливо изучать какую-то отдельную методику или технологию, разрабатывать её на многих уроках и работать, длительное время её используя. Считаю, что часто может быть, достаточно, использовать элементы отдельных технологий на своих уроках, достигая разнообразия и вариативности.
Не случайно вводимые ФГОСы нового поколения предусматривают деятельностный подход к изучению предметов и созданию различных продуктов деятельности самими обучающимися. Приведу примеры деятельности учащихся на своих уроках.
Тема урока: « Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма».
На экране картина Эдварда Мунка « Больной ребёнок», где художник изобразил смерть своей больной сестры. Ученики, обсуждая её, отмечают тревожные мотивы одиночества и смерти. Далее демонстрируются картины Кирхнера и Оскара Кокошки. Учащиеся отмечают различие этих картин с романтическими образами живописи, с традиционными представлениями о красоте. Далее учащиеся ставят цель урока: изучить особенности стиля «экспрессионизм», найти причины тревожности и трагизма в их картинах. После знакомства с творчеством, биографией и эпохой этого направления в искусстве учащиеся сами приходят к выводу, что экспрессионисты жили и работали в предчувствии неизбежной катастрофы- первой мировой войны, что накладывало отпечаток на их творчество: безотчётный страх перед жизнью, где есть не только красота и романтика, но смерть, болезнь, отчаяние.
Другая тема: « Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве ХХ века». В начале урока я ставлю перед учащимися два вопроса, на которые они должны ответить в конце урока, представить свои рассуждения в виде короткого эссе.
Один из вопросов: Согласны ли вы с утверждением, что когда грохочут пушки, музы молчат?
Второй вопрос: Благодаря чему, по вашему мнению, Советскому Союзу удалось победить в Великой Отечественной войне такого мощного врага, как фашистская Германия?
Далее на экране демонстрируются музыкальные отрывки из фильмов « В бой идут одни старики», с исполнением песни « Смуглянка», « Два бойца», где Марк Бернес исполняет «Тёмную ночь», « Белорусский вокзал» с песней «Десятый наш десантный батальон»
Далее заранее подготовившиеся ученики рассказывают об истории фильмов и песен, звучащих в них. Некоторые ученики приготовили стихи о войне, смотрели презентацию, приготовленную учеником « Творчество советских художников во время Великой отечественной войны».
Таким образом, урок практически полностью опирается на деятельность учащихся: представлены презентации, эссе, как продукты этой деятельности. Домашнее задание также даёт возможность творческому проявлению ученика: составить презентации о творчестве К. М.Симонова, А. Т. Твардовского, Кукрыниксов.
В нынешней эпохе, эпохе противоречий межнациональных, религиозных, политических нам учителям приходится много говорить о толерантности: готовим мероприятия, классные часы и очень ограничены в использовании средств искусства в этом, поскольку они не многочисленны. Простые постулаты, нравоучения не очень действенны. На одном из уроков по советскому искусству, ставя на уроке цель толерантного воспитания показала ученикам мультипликационный фильм Гарри Бардина «Адажио». Фильм настолько пронзительный, что никто не смог остаться равнодушным. После просмотра был устроен « Круглый стол» , где учащиеся обсуждали проблемы, которым посвящён фильм. Какие только интересные рассуждения пришлось услышать. Кто то увидел в фильме историю Христа, кто то говорил о том, что человек имеет право отличатся от других и по цвету кожи, и по религии, и по мировоззрению и т. д. Интерес был такой, что некоторые ученики к следующему уроку скачали с Интернета все фильма Бардина и рассказывали друг другу, что успели посмотреть и что понравилось особенно. Это не может не радовать учителя, не приносить ему удовлетворённости в работе.
В рамках короткого эссе трудно охватить все формы творческой деятельности учащихся на уроках МХК. Коснусь только некоторых: изучая культуру Японии ученики изготавливали образцы кимоно из картона и бумаги, икебаны из цветов, рисовали персонажей театра кабуки, устраивали японскую чайную церемонию.
Изучая художественную культуры Древней Руси рисовали древнерусские костюмы, изготавливали обереги из кусочков ткани, при обсуждении языческой культуры, участвовали в конкурсе блинов, приготовленных собственными руками.
При изучении греческой вазописи учащиеся рисовали эскизы авторских ваз. Из этих работ была устроена выставка « Греческая вазопись». Также проводился конкурс презентаций «Мифы Древней Греции», «Древнегреческие боги», « История Олимпийских игр».
Такие формы работы позволяют вовлекать учеников в творческое изучение предметов и принуждения здесь быть не может. Ученик сам выбирает форму самореализации, учится анализировать, проектировать и оценивать свою деятельность. А его личные достижения дают толчок к мотивации, интересу и удовлетворённости в процессе обучения, и тогда учение без принуждения станет реальностью. А значит цели и задачи современного образования станут достижимими. Спасибо за внимание.






†ђ Заголовок 315