Интегрированный урок Русский, татарский и английский язык «Что рассказало слово» 3 кл


Интегрированный урок по русскому и английскому языкам в 3 классе по теме «Что рассказало слово» по программе «Перспектива»
Цели: организация деятельности обучающихся по наблюдению над ролью слова в речевом общении и роли жеста как помощника в общении и предшественника ислова.
Задачи: - воспитывать интерес к предмету, уважение к родному и иностранному языку, коммуникативные качества личности, речевой этикет;
- развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, умение добывать информацию, используя энциклопедии и словари;
- продолжить работу над изучением лексического значения слова, познакомить с фразеологизмами, их ролью в речи.
Оборудование: карточки с заданиями1,2,3, запись песни на англ.яз., слайд-шоу, картинки с изображением зоопарка.
Ход урока:
Орг.момент
Учитель входит в класс приветствует учеников стоя при помощи жестов. При помощи жестов просит учеников присесть за парты (жест руками) и быть внимательными во время урока. (указывает пальцами на глаза и уши).
Р.Я.: Здравствуйте, ребята! Скажите, все ли было вам понятно?
Уч.: нет, не очень…
Р.Я.: А почему, чего не хватило, чтобы все понять, как вы думаете?
Уч.: Не хватало слов. Вы не все объясняли, не говорили.
Р.Я. : Значит, для общения нам необходима речь, слова. Итак, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок сегодня?
Уч.: Словам.
Р.Я. Сегодня у нас непростой урок, на этом уроке будут присутствовать два учителя: учитель по русскому языкуАльфия Фаридовна и учитель английского языка Зиля Салимовна.
2. Актуализация знаний
Ан.яз.: Hello, pupils! How are you?
Уч.: I’m fine. And how are you?
Ан.яз.: Thanks, I’m well. Let’s start the lesson with game “Show me” . Who wants to show today? (Учитель приглашает желающих для участия в игре «Покажи мне» и раздает карточки с названиями животных. (Игра- пантомима ). Please, read , but don’t say the word, just show by jests and face. (Ученики показывают зоопарк и животных).Excellent! Thank you very much! Take your seats. So, pupils, is it clear? Did you understand what they showed us? Look at your desks, there are papers with exercises. Посмотрите, у вас на партах листочки с заданиями. На партах первой группы на татарском языке, для второй группы на русском языке, а для третьей группы на английском языке. Решив эти задачи вы узнаете ответ на жесты и пантомимы ваших одноклассников. Are you ready? Start! (Ученики решают задания).
1гр. Первая буква – это последняя буква в слове «мороз» («З»)
Вторая буква – это первая гласная буква в слове «мороз» («о»)
Третья буква – это первая буква в слове «олень» («О»)
Четвертая буква – это общая буква в словах «папоротник», «пенал», «пирог» («П»)
Пятая буква – это первая буква алфавита («А»)
Шестая буква – это лишняя буква среди букв Д Ж Р В («Р»)
Седьмая буква – это последняя буква в слове –отгадке к следующей загадке: «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» («К»)
2гр. Беренче хәреф “бизәк” сүзендә икенче тартык аваз.
Икенче хәреф болын сүзендәге беренче сузык аваз.
Өченче хәреф кошлар өе атамасында беренче хәреф.
Дүртенче хәрефне “пыяла” сүзендә беренче тартыкта күрерсең.
Бишенче хәреф “алма” сүзендә алар икәү.
Алтынчы хәреф “сары” сүзендә яңгырау.
Җиденче хәреф “бака”сүзендә саңгырау.
3гр. 1.первая буква совпадает с первой буквой в слове «замок» на англ.яз.
2. вторая буква – гласная в слове «холодный» на англ.яз.
3. третья буква первая буква в словах «оранжевый апельсин».
Ан.яз.: Итак, какое слово у вас получилось?
УЧ.: зоопарк, zoo!
Р.Я. : А что же такое зоопарк?
Уч.: Это место, где животные из разных стран живут в клетках, а мы ходим туда ни них посмотреть.
Р.Я. : Ребята, когда вам было проще объяснить значение этого слова, при помощи жестов, или при помощи слов?
Уч.: При помощи слов.
3.Постановка учебной задачи.
Р.Я. : Все, что есть в окружающем мире мы можем назвать, используя слова. Каждое словоимеет свое лексическое значение. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Уч.: Словам, изучению слов.
Р.Я. Какие же задачи стоят перед нами на этом уроке?
Уч.: Изучить новые слова на русском и англ.языках.
Р.Я. : Мы будем рады, если к концу урока вы узнаете новые слова, выражения и будете использовать их в своей речи. В начале урока вы объясняли мне, что такое зоопарк. А если бы вы встретили новое незнакомое для вас слово, что бы вы сделали, чтобы узнать значение этого слова?
Уч.: Спросили бы у родителей, посмотрели бы значение в интернете, в словаре.
4. Открытие новых знаний
Р.Я.: Какой словарь нам поможет узнать о значении слов?
Уч.: Толковый словарь. Словарь русского языка.
Работа со словарем.
Р.Я: у вас есть словари, давайте найдем значение слова «зоопарк».
Дети находят значение слова в разных словарях, сравнивают.
«Словарь русского языка» С.И.Ожегов: Зоопарк — зоологический парк.
Зоологический парк или сад — место, где содержатся для показа животные.
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов: Зоологический парк или сад — место содержания, демонстрации, изучения и воспроизводства диких животных.
Ан.яз.: Как вы думаете, если в слове заменить одну или две буквы, изменится ли его значение?
Уч.: да.
Ан.яз.: Какие вы можете привести примеры?
Уч.: кот- рот, ручка – тучка ….
Ан.яз.: Давайте выполним следующее задание. Путем замены букв, нужно образовать новые слова.
На партах карточки с заданием :РУССКИЙ ЯЗЫК

Волк — (воск)
Барс — (Марс)
Рысь — (высь)
Лиса — (леса)
ТАТАР ТЕЛЕКабан — (казан)
Ишәк — (ишек)
Эт — (ат)
Кош – (кыш)
ENGLISH
Mouse — (house)
Rat — (cat)
Sheep — (ship)
Horse – (house)
Проверка выполненного задания.
Ан.яз.: Молодцы! А теперь, проверим домашнее задание. Вам нужно было описать щенка со страницы учебника на трех языках.
5. Проверка домашнего задания,
ученики читают свои предложения на русском и английском языках.
Р.Я.: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Ну что же, вернемся к нашей теме. Как видите, мы, люди, научились общаться с помощью слов, поэтому жесты нам уже не нужны. Права ли я?
Уч.: Да. Нет. Наверно.
Р.я.: Мнения разделились, давайте обратимся к учебнику.
Работа с учебником Упр.91,92
На экране изображены идентичные рисунки с учебника.
Ан.яз.: В современном мире люди часто используют в общении жесты, выражают что-то определенными движениями рук, глаз, головы. Давайте мы вспомним эти жесты и выражение эмоций. Я говорю слово –вы мне показываете движение.
Happy – clap your hands . (счастливый, радостный – хлопаем в ладоши)
Angry-stamp your feet (сердитый, злой – топаем ногами)
Ready – O’k (готов – жест рукой)
Let’s have a rest. We’ll sing our lovely song “If you’re happy…” You shall dance and show your emotions.
6.Физкультминутка.
Вместе поют песню и танцуют.
If you’re happy and you know it clap your hands!
If you’re happy and you know it clap your hands!
If you’re happy and you know it,
And you really want to show it
Clap your hands, clap your hands !If you’re angry and you know it stamp your feet!
If you’re angry and you know it stamp your feet!
If you’re angry and you know it,
And you really want to show it
Stamp your feet, stamp your feet!
If you’re ready and you know it say Ok!
If you’re ready and you know it say Ok!
If you’re ready and you know it
And you really want to show it
Say Ok! Say Ok!
Р.Я. Вы прекрасно поете на английском языке! А теперь вернемся к учебнику, прочитаем изречение профессора Самоварова.(стр.61)
Уч.: Жесты не только сохранились в нашем общении. Мы часто словами описываем жесты. Наш язык до сих пор хранит такие обороты в речи. Это устойчивые выражения (фразеологизмы).
Р.Я.: С каким новым словом вы встретились?
Уч.: Фразеологизмы
Р.я. : Что же это такое?
Уч.: устойчивые выражения
Р.Я.: А как вы понимаете слово «устойчивый»?
Уч.: постоянные, не меняются.
Р.Я.:А фразеологизм это только одно слово?
Уч.: нет, несколько, это выражения, т.е. несколько слов
Р.я. : Давайте найдем значение слова «фразеологизм» в словаре.( Фразеологизм — устойчивое выражение с самостоятельным значением.)
Фразеологизмы помогают делать нашу речь более яркой и выразительной. А значение фразеологизмов можно найти в фразеологическом словаре. Найдите толкование выражений при помощи словаря:
Ни пуха, ни пера! -
Не вешать нос –
Надуть губы –
Работа со словарем
7. Первичное закрепление
Ан.яз.: Вернемся в зоопарк. Допишите названия животных, используя фразеологизмы:
Голоден, как (волк)
Хитра, как (лиса)
Болтлив, как (утка)
Труслив, как (заяц)
Нем, как (рыба)

Надутый, как (индюк)
Мокрая, как (курица)
Well done! And now let’s compare these expressions in English and Tatar languages.
Пахать как лошадь — ат кебек эшли- to work like a dog
Мокрый как курица — суга төшкән тычкан кебек — like a drowned rat
Смелый как лев - арысландай батыр — brave as a lionХитрый как лиса — төлкедәй хәйләкәр — as trickly as monkeyТрусливый как заяц — куркак куян кебек — timid as a hareНемой как рыба — балык кебек тын — as dumb as stoneКупить кота в мешке — каз биреп үрдәк алу — to buy a pig in pokeР.Я. : Молодцы! Теперь самостоятельно выполняем упражнение 95.
Самопроверка. Ответы на слайдах
Не вешать нос - (не унывать)
Задирать нос — (зазнаваться)
Выше голову — (быть уверенным в себе)
Губы надуть — (обижаться)
Рвать на себе волосы — (ругать себя, быть в отчаянии)
Вы хорошо справились с заданием!
8. домашнее задание
Р.Я.: у вас на столах карточки для домашнего задания, где написаны фразеологизмы. Ваша задача составить рассказ «В зоопарке», используя данные устойчивые выражения. При необходимости воспользуйтесь фразеологическим словарем.
Затаив дыхание
Водой не разольешьСовать нос
Еле волочили ноги
Рукой подать
9. рефлексия
Р.Я.: время на прогулку по зоопарку истекло. Есть ли в этом выражении фразеологизм?
Уч.: Время истекло.
Р.Я.: А что это выражение значит?
Уч.: Время прошло,закончилось.
Р.я. : А что такое фразеологизм?
Уч.: Устойчивые выражения.
Р.я. : А зачем же они нужны?
Уч.: чтобы наша речь была яркой, красивой, богатой.
Р.я. : Правильно, ребята, если вы хотите, чтобы вас слушали, затаив дыхание, используйте в своей речи фразеологизмы и жесты. На этом наш урок окончен.
Ан.яз.: Thank you for your work! Good luck! Bye! (Учителя машут руками).